Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Комсомольская правда Казахстан

Первая мировая война и бунты казахов 1916 года

Сто лет назад, 28 июля 1914 года, в Сараево (Босния) был убит

наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Это послужило поводом

к началу первой мировой войны, в которую оказалось вовлечено чуть ли не полмира. Казахстан, бывший тогда в составе Российской империи, тоже не остался в стороне… Документальные свидетельства событий тех лет мы нашли в фондах ЦГА РК и начинаем серию публикаций о Казахстане в годы первой мировой войны.

Мобилизация в Верненском уезде

Весной 1914 года на территории уезда было вывешено объявление о поверочном сборе нижних чинов запаса, армии и флота: «Все нижние чины запаса, армии и флота, проживающие в станице Больше-Алматинской Верненского уезда, призываются на основании ст. 257-й Устава о воинской повинности в поверочный пункт, назначенный в г. Верном в Управлении Верненского уездного воинского начальника, куда обязаны явиться 2 мая 1914 года, к 8 утра, имея при себе увольнительные билеты. Запасные будут распущены в тот же день».

На поверочный сбор вовсе могли не являться нижние чины запаса, «занимающие должности, освобождающие от призыва на военную службу, поименованные в приложении к ст. 25 Уст. о воин. пов. списке: служащих в государственных и общественных учреждениях, служащих по найму на телеграфно-почтовых ведомствах, состоящих по найму на службе в тюрьмах, служащих сидельцами казенных винных лавок, больных, не могущих по роду болезни прийти в пункт сбора, арестованных и некоторых других. За неявку в поверочный сбор без уважительной причины, даже запасные, подвергаются взысканиям, определенным в ст. 519 Уложен. о наказаниях».

 

Осенью 1914 года, после объявления войны, Верненское Уездно-городское по воинской повинности присутствие объявило о следующих пунктах и днях призыва: «В 1-м призывном пункте, в городе Верном, в помещении Уездно-городского по воинской повинности присутствия по Казначейской улице в доме Нохрина для лиц, внесенных в призывные списки по г. Верному и в волостях: Самсоновской, Осташкинской, Дмитриевской и Александровской 18-го октября. Во 2-м призывном участке в селении Маловодном, для лиц, внесенных в призывные списки в волостях Маловодненской, Евгеньевской, Михайловской и Зайцевской -10 октября. В 3-м призывном участке в селении Казанско-Богородском, для лиц, внесенных в призывные списки в волостях Казанско-Богородской, Костекской, Сергиевской - 5 октяб-ря. В 4-м призывном участке в селении Павловском для лиц, внесенных в призывные списки в волости Павловской -  3 октября».

Исключение составляли лица, «освобожденные от воинской повинности, зачисленные в запас флота, получившие отсрочки для окончания образования, вследствие нахождения на службе по договору на судах торгового флота и по семейному положению и зачисленные на военную службу из воспитанников солдатских детей военно-сухопутного и морского ведомств, а также лица, заявившие желание исполнять воинскую повинность в качестве охотников».

Коренное население - на тыловые работы

Позже стали призывать на тыловые работы и коренное население. Кроме этого, казахи платили «дань» скотом, лошадями, верблюдами и юртами. Специалистов по сборке юрт также отправляли на фронт. Например, в архивах хранится документ, в котором командующий вой-сками приказал «задержать в области иноземцев (казахов в империи называли иноземцы или инородцы), призываемых на государственные работы и хорошо ознакомленных со сборкой юрт, и командировать их вместе с транспортами юрт на Кавказ. Таких должно быть задержано по расчету одного человека на каждые пятьдесят юрт. Следовательно, общее число инородцев будет зависеть от числа юрт, которое выставит область. Означенных инородцев следует отправлять с сопровождающими нижними чинами, удовлетворяя их кормовыми наравне с нижними чинами. О выдаче кормовых денег и о том, по какое число каждый инородец будет удовлетворять жалованьем и по какому расчету, следует вносить в расчетные книжки инородцев. Для проезда указанных выше инородцев по железным дорогам и снабжению водой следует выдавать такие же документы, какие выдают нижним чинам».

Призыв на тыловые работы послужил поводом для начала восстаний в 1916 году.

4 августа 1916 года в селе Киикпай временно исполняющий должность помощника Верненского уездного начальника титулярный советник Хлыновский в протоколе сообщал о нападении на лиц, набирающих людей на тыловые работы: «1-го сего августа я прибыл на урочище Джамбас Кызылбурговской волости для проверки производства наряда рабочих от названной волости на земляные работы в тылу действующей армии. Явившийся ко мне волостной управитель Нурбай Бокин доложил, что к наряду 1-го августа приступлено не было, несмотря на то, что распоряжение было отдано уездным начальником 22 июля сего года с тем, чтобы наряд был закончен в 10-дневный срок. Управитель заявил, что ими было отдано соответствующее распоряжение, но народ почему-то не приступил к производству наряда. Выслушав этот доклад, я 1-го же августа приказал управителю собрать съезд 2-го августа для производства наряда рабочих. Урочище Джамбас находится в центре кочевок, а потому оповещенный 1-го августа народ мог вполне собраться на съезд не позже как к 12-ти часам 1-го августа. Но на самом деле народ не собрался и к вечеру 2-го августа»…

Людей удалось собрать только к 11-ти часам 3-го августа, и Хлыновский разъяснил присутствующим Высочайшее повеление от 25 июня о призыве на земляные работы и порядок нарядов рабочих. «В течение всей этой беседы, длившейся час, народ вел себя чинно. Сарсебай Сыгаев, присутствовавший на съезде, от имени народа заявил, что поначалу народ неверно истолковал Высочайшее повеление, и поэтому уклонялся от производства наряда рабочих, но теперь готов тут же приступить к делу». Тут же стали производить выбор рабочих, и все было спокойно, но спустя час «к месту производства нарядов стали с криками приближаться женщины… Вслед за этим из леса, находящегося неподалеку от места выборов, вы-ехала с криками конная толпа тысячи в две, вооруженная паками, пиками, айбалтами и несколькими ружьями.  <…> Видя намерение толпы произвести бунт, я сам и бывший тут вр. исп. долж. Зайцевского участкового пристава титулярный советник Склюев, а также некоторые присутствовавшие киргизы попытались остановить толпу…». Но толпа стала бить участников съезда, последовали выстрелы, был ранен один из нижних чинов Верненской дружины. «Мы, отстреливаясь, отступали в пешем порядке, так как во время бунта на месте выборов киргизы увели не только приготовленных нами обывательских лошадей, но и собственных, принадлежащих некоторым служащим статистического отряда. Преследование нас продолжалось с 3 часов пополудни до наступления сумерек на протяжении не менее 25 верст. В юртах на месте происшествия осталось кроме частного казенное имущество - деньги, вещи, документы по расходу денег и прочее». Во время перестрелки был убит один из нижних чинов и несколько человек ранено. Со стороны киргиз «были замечены шесть человек убитых и много раненых. В толпе участвовали киргизы всей Кызылбурговской волости и киргизы № 6 и 7 аулов Сюгатинской волости…». Восстания охватили и другие волости и аулы…

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов в документах сохранен.

Татьяна СОКОЛОВА.

Продолжение темы - в следующем номере «толстушки».

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить