Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт11222024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: История КУЛЬТОБЕ СТАНЕТ МУЗЕЕМ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

КУЛЬТОБЕ СТАНЕТ МУЗЕЕМ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

 

Изучение древней застройки цитадели Яссы началось с расчистки сохранившегося цоколя крестовидного замка.

 

Здесь туристы смогут не только увидеть останки древнего и средневекового Туркестана, но и принять участие в раскопках.

 

Цитадель под холмом

 

Археологические раскопки на холме Культобе (он расположен всего в 300-400 метрах к югу от знаменитого туркестанского мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави) ведутся уже седьмой год. И теперь благодаря сделанным за это время находкам и открытиям можно смело утверждать: именно здесь, под наслоениями холма Культобе, лежит древнее городище Яссы - предтеча средневекового, а значит, и современного города Туркестан.

В юго-западной половине холма площадью около 2,6 га были обнаружены остатки древнейшей цитадели, которая функционировала предположительно во II в. до н.э. - II в. н.э. Центральный элемент архитектурного комплекса - замок. Как уже писала «Комсомолка», в 2011 году туркестанская археологическая экспедиция обнаружила останки загадочного храмового сооружения в форме равностороннего креста с концами-полукружьями. Какую веру здесь исповедовали, до сих пор точно неизвестно: это могли быть и языческие верования, и митраизм, и тенгрианство или христианство. В пользу последней говорят также изображения креста и его вариаций на глиняных сосудах для хранения воды и продовольствия - хумах и других артефактах. Но утверждать что-либо археологи не берутся: вопрос определения религиозной принадлежности - не совсем их компетенция. Они подчеркивают: бесспорно одно - это было культовое сооружение.

О его назначении свидетельствуют найденные изделия из кости и золота, керамические курильницы, остатки обгоревшего угля и золы. Пожалуй, самые красноречивые артефакты - алебастровые идолы с антропоморфными чертами, которым поклонялись, чтили и использовали как религиозные атрибуты.

После того, как храм полностью раскопали, можно было определить его размер: это была 2-3-этажная башня высотой 10 метров и общей площадью 20 на 20 метров. Выяснилось, что позже к ней пристроили квадратное здание с башнями-бойницами, и вместе они составили единый замок общей площадью 30 на 40 метров с целым комплексом помещений, залов и коридоров, соединенных арочными проходами.

На сегодня остатки замка полностью расчистили. И стало очевидно: какую бы религию здесь не исповедовали, ее представители хорошо защищались и оборонялись от внешнего мира, причем, двойной системой. Замок-храм с башнями-бойницами с разных сторон первоначально существовал как самостоятельная крепость. А затем его дополнительно усилили, окружив массивной внешней крепостной стеной. Ее возвели из мощно сложенной монолитной пахсы - утрамбованной глины, из которой строили в Передней и Средней Азии. Вскрытый и исследованный небольшой сектор крепостной стены протяженностью в 30 метров в районе юго-восточного угла позволяет судить о ее уникальной планировке и структуре.

- Пахсово-сырцовая крепостная стена в плане, вполне вероятно, имела вид правильного шестиугольника с углами в 120º и диаметром предположительно 60 метров, - рассказал «Комсомолке» Ербулат Смагулов, начальник Туркестанской археологической экспедиции, главный научный сотрудник Института археологии имени А. Маргулана. - Стена тоже пережила ряд последовательных этапов реконструкций и перестроек. На одном из них была удвоена ее толщина, а также заложен нижний ряд бойниц. Что, очевидно, говорит об изменениях в оборонной стратегии крепости. По сторонам угловой башни пристроены обширные помещения, вход в которые был с верхнего уровня активной обороны. Общая толщина стены в угловой части - до 6 метров. Таким образом, ко II в. н.э. древняя цитадель Туркестана приобрела вид небольшой, примерно 60 на 60 метров, но мощной крепости с толстыми крепостными стенами и башнями-бастионами на углах. На одном из фасов возвышался замок-храм. Такова возможная реконструкция общего облика древнейшей цитадели. В деталях она гипотетична, поскольку пока исследованы небольшие фрагменты планировки и структуры.

 

Что дал седьмой сезон?

 

В нынешнем полевом сезоне археологи завершили расчистку замка и определили его центральный вход. Он с точки зрения современного человека маленький - высотой около 2 м при ширине 1,2 м. Но для того времени, когда двери были просто лазом, через который можно было протиснуться внутрь, вполне нормальный.

- Если это было святилище, то ввиду сакральности объекта здесь могло и не быть «массовых народных хождений», - поясняет Смагулов. - Доступ в это закрытое для посещений место был, скорее всего, ограничен: только для избранных, выражаясь современным языком, вип-персон. Вероятно, там совершали какие-то обряды, принимались какие-то решения, которые потом оглашались народу. То есть этот проход вполне достаточен, он даже монументален.

 

Некоторые из тамгообразных знаков на хумах из Культобе.

 

В этом году ученые нашли еще пару алебастровых идолов. Всего их теперь семь. Как пояснил Ербулат Смагулов, традиция изготовления и использования алебастровых идолов уводит нас в степной мир позднесарматских кочевников. Под их курганами находили подобные вместилища душ предков, ушедших на небесные «пастбища»… Но с расширением раскопок древних слоев городов и поселений Присырдарьи, Хорезма, Ферганы подобные идолы стали частой находкой. Причем именно в культурных слоях поселений, а не только в погребениях.

Уникален миниатюрный сосудик (высотой меньше 5 см) для благовоний, покрытый плотной матово-коричневой глазурью. Глазурь на сосудах в III в. н.э. - явное свидетельство проходивших через наши земли дальних караванных торговых путей. Дело в том, что в древности в торговых центрах Малой Азии или Египта глазурь использовали для изготовления герметичных емкостей для транспортировки дорогих парфюмерных или медицинских ингредиентов. Для среднесырдарьинских оазисов это достаточно редкая находка, но в эпоху поздней античности, например, в Хорезме они встречаются чаще.

А недавно найденные керамические штампы двух разных форм - сугубо местные.

- Один из них, вероятно, был штампом мастера-керамиста для декора сосудов. А второй в виде плоской таблетки относится к знакам собственности, - рассказал Смагулов. - Подобные изделия, хотя и редки, но встречаются в древних слоях городов Присырдарьинских оазисов. На керамических изделиях из Культобе уже зафиксировано множество тамгообразных знаков. Некоторые из них уникальны и встречаются лишь в Северном Причерноморье. Такой, например, как его в шутку называют археологи, «знак тамплиеров» - квадратик с кружками по углам. Идентичных здесь уже обнаружено шесть экземпляров, в то время как в иных ближайших местах сарматского мира они фактически неизвестны.

Порадовала археологов и найденная на полу замка золотая сережка, инкрустированная девятью гранатовыми вставками. Золота в ней всего грамм или два, но для специалистов она стала еще одним обоснованием вероятного времени полного опустения древней цитадели. Подобные золотые изделия обычны для памятников волго-уральских степей позднесарматской культуры, где они достаточно четко датируются III в. н.э. Причем ученые локализуют их производство в древних среднеазиатских (бактрийских или согдийских) ювелирных центрах…

Очевидно, что для археологов эти и другие находки представляют многосторонний интерес, но в первую очередь - как хронологические и культурные индикаторы. К слову, те же алебастровые идолы, которые принято трактовать как вместилище души погребенного, чаще всего находят в сарматских погребениях и датируются они первыми веками нашей эры. А время возникновения замка - как минимум первый век нашей эры - позволила определить найденная на полу медная монета середины II в. н. э. от имени кушанского царя Хувишки. То есть замок мог быть построен на век-другой раньше.

 

Историю придется переписывать

 

Общие итоги работы на Культобе в течение нескольких лет начальник Туркестанской археологической экспедиции называет достаточно весомыми:

- Мы теперь точно знаем, что здесь действительно находилась цитадель города Яссы. Мы знаем ее параметры, вид окружающей ее крепостной стены. Мы знаем, как выглядел центральный элемент застройки - замок, перед главным входом в который располагалась небольшая площадь. С учетом уникальной сохранности архитектурных конструкций - высотой местами до 3,5 м! - мы можем реконструировать облик замка, цитадели древнего Яссы, план всего комплекса.

Ну а вытекающие из анализа материалов раскопок выводы вообще переворачивают многие привычные и устоявшиеся представления об истории Туркестана и в целом древних городов Казахстана. Прежде всего, сам факт обнаружения культового доисламского сооружения свидетельствует, что Туркестан, именуемый «второй Меккой», считающийся одним из центров мусульманского паломничества, в древности был центром другой религии. А, может быть, и не одной. То есть Туркестан всегда имел особый духовный статус.

Помимо этого, оказалось, что в городе с известным грандиозным средневековым сооружением ­ мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави - расположена самая древняя из известных на сегодня городских построек в Казахстане.

- Более раннего сооружения гражданской архитектуры в древних городах Казахстана попросту нет! Конечно, они есть, но пока не найдены, - убежден Ербулат Смагулов. - Мы открыли древнюю цитадель первых веков нашей эры. Получается, что уже в I веке н.э. на месте будущего Туркестана строили здания высотой более 10 метров, причем не из привозного мрамора, а из местного «бетона» - пахсы.

Само расположение храма в самом древнем, или, как его еще называют, нижнем культурном слое вносит значительные коррективы в историю возникновения городов на территории Казахстана.

- Материалы раскопок под Культобе говорят, что город здесь возник не как начальное скопище мазанок, кибиток и прочих жилищ полуоседлых племен и родов или поселок осевших кочевников, которые постепенно расширяли место своего жительства, учились лепить кирпичи, то есть эволюционно, - резюмирует ученый. - Здесь сразу было возведено высокое здание в два-три этажа с мощными стенами, арками и сводами, построенное по единому плану. То есть строившие его люди имели глубокие традиции градостроительной культуры. Сначала было построено крестообразное культовое сооружение, потом - пристройка с бойницами, другие здания и крепостная стена, которая относится ко второму строительному периоду древней цитадели Яссы и датируется предварительно II-IV в. н.э. Это самая древняя из обнаруженных и исследованных в исторических городах Казахстана крепостная стена. Ни в одном городе страны до сих пор нет даже маленького участка крепостной стены такого возраста.

 

Здесь будет музей

 

Разумеется, древнейшая цитадель Туркестана как уникальный памятник, расположенный к тому же поблизости от мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави (т.е. фактически в сакральном сердце духовной столицы Казахстана), представляет огромный туристический интерес.

- Руководство Министерства культуры и спорта РК в лице Казахского научно-исследовательского института культуры  сейчас интенсивно прорабатывает проект, который предусматривает полное вскрытие сохранившихся остатков древнего Яссы, их музеефикацию и консервацию на 2018-2020 годы для создания здесь туристического объекта, - сообщил Смагулов. - Возможно, это будет археологический музей-парк под открытым небом. Его особенность в данном случае - в возможности проведения археологических раскопок параллельно с экспонированием объектов. И археологические раскопки могут сами по себе стать туристическим объектом…

По словам археолога, для превращения Культобе в привлекательный памятник международного туризма уже в ближайшие 2018-2019 годы археологам следует вскрыть юго-западную часть холма до уровня древнейшего строительного горизонта цитадели (II-IV вв.), обнажить ее крепостные стены и внешние стены древнего города, полностью вскрыть внутреннюю планировку, а также участки застройки на глубине 2-4 метров на площади около 10 тыс. м².

В северо-восточной части Культобе предлагается вскрыть застройку по уровню XI-XII вв. Здесь на глубине примерно 2,5-3 метра, как установили археологи, присутствуют хорошо сохранившиеся стены высотой до 1,5-1,8 метра. И если вскрыть планировку средневековой цитадели, жилую застройку, элементы фортификации и т.п., а затем экспонировать эту часть как фрагмент застройки города Яссы эпохи Ходжи Ахмеда Ясави, это только повысит туристический интерес.

- Таким образом, на всей площади Культобе мы получим два расположенных рядом участка с архитектурными памятниками двух основных исторических эпох - древности и средневековья, - подчеркивает ученый. - Предполагается, что именно отсюда, от музея-парка на Культобе, следуя исторической хронологии, в последующем надо начинать презентацию памятников сакрального Туркестана. И показать все периоды развития Туркестана: древний город (цитадель древнего Яссы II в. до н.э. - II в. н.э.), средневековый (эпоха Ходжи Ахмеда, XI-XII вв.), позднесредневековый (баня, мавзолей и т.д.) и музей истории города.

 

Нужна концепция!

 

Как поделился Смагулов, наиболее оправданным для сохранения и экспонирования древней цитадели он считает метод консервации с элементами реконструкции, то есть выбор метода музеефикации должен осуществляться на основе консолидированного мнения сообщества профессионалов, коллективно обсуждаться и только потом утверждаться соответствующими госорганами.

Каким будет облик и формат будущей туристической достопримечательности, предстоит отразить в концепции создания музея-парка.

- Мы не сможем двигаться вперед и что-либо осуществить, если не будем знать, что и как хотим сделать, - убежден научный сотрудник. - Назрела настоятельная необходимость разработки «Концепции исследовательских и реставрационно-музеефикационных работ на городище Культобе (Древний Туркестан)» с содержанием научно-обоснованного видения прошлого и будущего памятника. И на основе поэтапной программы конкретных практических мер этот документ должен гармонизировать усилия специалистов различных ведомств. Помимо прочего, эта концепция нужна чисто для практических целей: на ее основе следует в дальнейшем формулировать технические задания археологам и реставраторам. А для последующей грамотной презентации древнего памятника и полного раскрытия его потенциала необходимо прежде всего наметить зоны археологического вскрытия, определить их задачи и основные параметры.

Как добавил археолог, на данный момент отдельные положения общей концепции создания музея-парка уже разрабатываются и согласовываются. Но чтобы окончательно определиться, необходимо обязательно коллегиально обсудить и принять этот документ. Поэтому он добивается скорейшего проведения рабочего совещания всех причастных к этой большой работе организаций и ведомств. В Минкультуры и спорта обещают организовать такую встречу до конца нынешнего месяца.

Если все пойдет по плану, то уже через два года на Культобе туристы смогут одновременно лицезреть удивительные по значимости и сохранности застройки как древнего, так и средневекового Туркестана. Экспонаты же музея под открытым небом, вне всяких сомнений, в дальнейшем будут увеличиваться. Раскопки на этом месте продолжатся, и можно быть уверенным, что они преподнесут нам еще немало интересных открытий…

 

Лаура КОПЖАСАРОВА, («КП - Шымкент»).

Фото автора и Ербулата Смагулова.

Туркестан - Шымкент. 

Поделиться ссылкой