Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Ср04242024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЩУЩИМ ВЕРЫ…

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЩУЩИМ ВЕРЫ…

 

 

В современном Казахстане православие - вторая после ислама по количеству верующих религиозная конфессия. Общее число православных в стране превышает 4,2 млн. человек, или 28% населения.

О Русской православной церкви и жизни православной общины в Казахстане корреспонденту «Комсомолки» рассказал пресс-секретарь Алматинской епархии протоиерей Евгений Иванов (на фото).

 

 

- Отец Евгений, расскажите, как живут сегодня православные верующие в нашей республике?

- В Казахстане православные верующие сегодня могут помолиться более чем в 300 храмах. Есть старинные, есть и новые - за годы независимости построено немало новых храмов и продолжают строиться. Есть небольшие, а есть и такие, как Успенский кафедральный собор в Астане - самый большой в Центральной Азии, построенный при непосредственной поддержке нашего президента Нурсултана Назарбаева. Большой Троице-Севастиановский собор сейчас созидается в Караганде, продолжают строиться храмы и в Алматы. Сегодня храмы востребованы, молодых прихожан сейчас становится все больше. Если в советские годы большинство из прихожан были пожилые люди, то сейчас в основном это семьи, которые приходят в храм с детьми, и, повторюсь, все больше молодежи. Важно, что при храмах сейчас создаются приходские дома, которые призваны стать своеобразными духовно-культурными центрами досуга, прежде всего семейного, а также для детей и подростков. Храм перестал быть местом проведения только богослужения и сосредотачивает вокруг себя сейчас жизнь во всех ее проявлениях: культурную, интеллектуальную, ведь жизнь церкви не замыкается в рамках церковных стен. Это концерты, художественные выставки, совместные кинопоказы, творческие встречи, те же воскресные школы, в которых дети интересно, увлекательно и, самое главное, с пользой для себя могут провести время, где для них проводятся самые разные интеллектуально-познавательные занятия и викторины.

Приходские духовно-культурные центры, в которых у человека есть возможность пообщаться после службы, - это некое продолжение богослужения, где взрослые могут обсудить свои вопросы, узнать что-то новое о вере, а дети - весело и интересно провести время. Не за компьютерными играми или в интернете, а в живом общении со своими сверстниками. И это очень важно. Еще один важный момент, чтобы при каждом храме была библиотека, чтобы человек мог взять почитать книги, необязательно религиозные, но всегда хорошего нравственного содержания. Ведь одна из задач православной церкви - это духовно-нравственное воспитание человека.

Молодежи нужно общение, нужно себя реализовывать в жизни, разным образом проявить свои таланты. Именно с этой целью у нас в Казахстане было создано православное молодежное движение. Ежегодно в Алматы проводится Международный фестиваль православной молодежи «Духовный сад Семиречья», собирающий более тысячи человек. Также в Алматы каждую осень проводится фестиваль воскресных школ Алматинской епархии, ежегодно проводится и съезд всей православной молодежи Казахстана. Всего в Казахстане девять епархий, и в каждой из них есть свое молодежное движение. Такие молодежные фестивали ­ это не только совместные богослужения, но и спортивные состязания самого разного рода. Кому нравится, играет в футбол или волейбол, для других есть, например, шахматы или настольный теннис.

Еще хочется рассказать о таком очень интересном явлении, как балы, где православные юноши и девушки встречаются, знакомятся, общаются, танцуют, смотрят вместе хорошие, интересные фильмы. Например, Сретенский бал, который проводится и в Астане, и в Алматы в праздник Сретенья, в День православной молодежи. Девушки в красивых платьях, юноши в костюмах, все это очень нравственно и красиво. Во время таких балов молодые люди учатся достойно общаться друг с другом, а потом, даст Бог, кто-то из них полюбит друг друга, и они создадут семьи. И, конечно же, интеллектуальные конкурсы, литературно-музыкальные вечера, посвященные каким-то поэтам, например. И это необязательно только русская классическая литература и поэзия. Вместе с Пушкиным и Есениным звучат и украинские колядки, и белорусские песни, играют на домбре или читают стихи Абая. Ограничений нет, единственное ограничение - это должна быть высокая нравственная культура. И одна из наших задач - это как раз приобщить молодежь к высокой культуре, но делать это без менторства, без занудства, без тоски, поскольку молодежь чувствует это очень тонко.

- Как вы оцениваете сегодня отношения между православными и мусульманами в Казахстане?

- Слава Богу, в Казахстане между верующими всех конфессий царят мир и взаимопонимание. Эти отношения, здоровые, ровные, гармоничные, сложились уже очень давно, им уже несколько столетий. Православные, которые здесь живут, чувствуют себя частью многонационального народа Казахстана, у нас нет делений - ты русский или казах, или, например, украинец, кореец или еще кто. У нас действительно есть единый народ и уважительное отношение к культуре наших соседей. Когда соседи празднуют свои религиозные праздники, мы сорадуемся им. Для Казахстана ведь характерна очень важная особенность - здесь исторически не принято спорить о вере, чья лучше или хуже. Нет принуждения к какой-то религии или выяснения отношений, чья вера правильнее. Наоборот, всегда подчеркнутое взаимное уважение и терпимость.

Конечно, мы сейчас живем в информационном обществе и можем видеть, что религиозный радикализм поднимает голову, что появляются люди, которые заявляют о своей исключительности, что только они знают, как правильно верить в Бога, и что только их религия единственно правильная. Но для Казахстана все это остается чем-то чуждым, посторонним, это чужеродный элемент в нашем теле, который плоть нашей страны отторгает от себя. Слава Богу, у нашего общества есть запас прочности. Но эти темные силы существуют, они активно пытаются войти в жизнь казахстанцев. Конечно, об этом тоже надо говорить, нельзя почивать на лаврах, что у нас все идеально. Межнациональный и межконфессиональный мир - сфера очень хрупкая, поэтому это сокровище мы должны охранять и оберегать. Духовенство всех религий совместно с государством должны вырабатывать какие-то защитные механизмы против сектантов, экстремистов и радикалов, которые прикрываются святым именем веры и используют псевдорелигиозные лозунги.

Наше государство должно оставаться светским, но светским - не значит атеистическим, где вере не будет уделяться внимание. Наш президент сказал замечательные слова: «Светское государство - не значит бездуховное». Должно быть равенство перед государством всех религий, и чтобы религиозный фактор не определял к тебе отношения со стороны чиновников или представителей органов правопорядка. Но, как сказано в преамбуле к закону о религиозных организациях, ислам и православное христианство в истории и культуре Казахстана играют определяющую роль. Должны учитываться исторические культурные традиции наших народов.

Ограничительные меры тоже нужны. Это и контроль со стороны государства за организациями, которые называют себя религиозными, и полный запрет на пропаганду экстремизма. То есть, если человек призывает к убийству инакомыслящих, он должен быть наказан согласно закону. Такие элементы должны полностью исключаться из жизни общества. Но бороться с этим только ограничительными или репрессивными мерами нельзя. На мой взгляд, самым правильным  будет ввести, начиная с ранних классов школы, качественное, правильное религиоведческое образование. То есть ребенок с начальных классов должен знать правду о различных религиях. Что есть традиционные религии, а есть секты, как их отличить. Ведь религиозная грамотность, просвещение - это своеобразная прививка от экстремизма. Когда в одном классе собраны дети различных национальностей и религий, когда им рассказывают, что есть суннитский ислам ханафитского мазхаба и есть православное христианство, есть католицизм, буддизм и иудаизм, а есть и атеистический взгляд на мир. Но при этом к составлению учебников и методических пособий обязательно должны привлекаться специалисты этих религий.

- Как могут проходить такие уроки?

- Это может быть встреча с представителями духовенства, поход в мечеть, церковь или синагогу, чтобы у ребенка была полная и объективная картина. Ведь агрессия, неприязнь всегда идут от незнания, когда ты не знаешь, о чем думает твой сосед, как он молится. Чтобы показать ребенку - это место, где мы молимся, это - священные книги, по которым мы молимся, а вот это - наши праздники. При этом красной нитью через эти занятия должна проходить наша уникальная казахстанская линия взаимного уважения.

Казахстан уникален тем, что когда во времена сталинских репрессий сюда ссылали тысячи репрессированных людей, депортировали целые народы, простые казахи делились последним куском хлеба, живя порой в голоде и в тяжелых жизненных условиях, делили с несчастными свой кров, и это, конечно, надо помнить всегда и рассказывать об этом детям.

Есть традиционные религии, которые созидали великие культуры и государства. Мы с вами можем видеть величественные мечети, прекрасные церкви, памятники архитектуры, живописи, словесности, все это создавалось на почве мировых традиционных религий. И мы видим, что творится сейчас в некоторых странах Ближнего Востока, например, когда, прикрываясь псевдорелигиозными лозунгами, происходит разрушение государственного строя, общественных институтов и уничтожение жизни во всем ее разнообразии. Когда рушатся древние исторические памятники, уничтожаются книги и все уходит в небытие. Вот такие античеловеческие культы, конечно, недопустимы, назвать их религией даже язык не поворачивается, об этом и нужно рассказывать детям.

- Есть ли контакты между православным и мусульманским духовенством?

- Конечно! Регулярно проходят встречи и на высшем уровне, когда встречаются верховный муфтий Казахстана Ержан Малгажулы и митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, так и на уровне простых священнослужителей. Самая главная польза таких встреч не только в решении каких-то практических вопросов, но и прежде всего в том, что простые верующие, христиане и мусульмане видят, что их священнослужители общаются, здороваются за руку, сердечно и искренне поздравляют друг друга с религиозными праздниками, и это норма. Этот пример очень важен. Например, когда наш митрополит Александр посещает регионы, епархии, помимо общения с православным духовенством и верующими, своей важнейшей задачей он считает и встречи с представителями Духовного управления мусульман, с местными муфтиями и имамами, с лидерами мусульманских общин на местах. Это стало доброй традицией.

- Насколько православие распространено среди казахов?

- Прежде всего отмечу, что православная церковь не занимается какой-то миссионерской деятельностью, то, что называется прозелитизмом, у нас отсутствует. У нас есть понятие внутренней миссии, когда мы обращены к нашему крещеному населению, по культуре, корнями своими принадлежащему к православию. Они крещены, но очень многие из них до сих пор не просвещены. И наша задача - дать им знания о Боге и вере, поднять их духовный уровень. В то же время православная церковь всегда открыта и обращена ко всем, вне зависимости от национальности, происхождения и цвета кожи. Каждый, кто желает, может прийти в храм, пообщаться с батюшкой, узнать о вере, и если захочет, покреститься. Поэтому, конечно, среди прихожан есть и казахи, и представители других национальностей, также как, если вы придете в мечеть, вы можете увидеть там славян.

- Расскажите подробнее о внутренней миссии.

- Посмотрите, на Пасху и на Рождество в храмы приходят многие тысячи человек, за святой водой или к каким-то святыням выстраиваются огромные очереди. Но в обычные дни, в своей повседневной жизни эти люди, как правило, далеки от церкви и веры. А мы хотим, чтобы человек жил полноценной духовной жизнью, чтобы не было, как в анекдоте:  «Как к вам не приду, все у вас «Христос воскресе!» поют», потому что он, в лучшем случае, приходит в храм пару раз в год. Мы хотим, чтобы человек узнал все разнообразие духовной жизни, почувствовал себя частью церкви, частью православного мира. Ведь еще великий русский писатель Антон Чехов сказал: «Человек должен быть или верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек».

- Каким образом донести это до людей?

- Наша цель, чтобы священнослужитель мог разъяснять истины веры понятным, доступным языком. Сейчас на Первом канале Евразия выходит прекрасная передача «Воскресные беседы», в которой епископ Каскеленский Геннадий грамотно и доходчиво рассказывает о самых разных вопросах православной веры и духовной жизни. У нас есть своя телестудия «Семиречье», на которой мы снимаем и выкладываем на нашем канале в YouTube как короткие репортажи о каких-то событиях, так и целые фильмы, например, фильм о преподобном Севастиане, о святителе Николае Алматинском и другие. В наш век информационных технологий церковь должна идти в ногу со временем. Есть сайт mitropolia.kz, более того, свой сайт обязан иметь каждый крупный приход, где бы рассказывалось о храмах и святых, о религиозных праздниках, например, как правильно держать пост, и человек мог бы задать любой вопрос священнику. Для тех же людей, которым затруднительно пользоваться интернетом, мы выпускаем книги, журналы и газеты, например, есть такой замечательный журнал «Свет православия». Работы в этом направлении много, предстоит еще много потрудиться, но здесь важна обратная связь, сама инициатива от мирян.

Еще один немаловажный момент - это обучение священнослужителей. В 2010 году в Алматы была открыта духовная семинария, в ней мы готовим священников, знающих местную специфику. Одно дело, когда батюшка приезжает из-за рубежа, но реалии Казахстана и реалии других стран все-таки отличаются друг от друга. Священнослужитель должен знать историю этой земли, культуру, обычаи и традиции народов, входящих в семью многонационального Казахстана.

 

Павел ЗЛОБИН.

Фото Эдуарда ГАЛЕЕВА

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить