ОТРАР - СОКРОВИЩНИЦА КУЛЬТУРЫ ТЮРКОВ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 2724
-
18 Окт 2017
Наверное, нет в Казахстане более известного древнего города, чем Отрар. Все мы еще со школы помним его героическую оборону во время монгольского нашествия и то, что взять город смогли лишь с помощью предателя, открывшего ворота.
Но все ли знают о том, что богатейшая история этого древнего города насчитывает более 2000 лет? Всем известно, что Отрар - родина великого мыслителя альФараби. Но мало кто знает, что именно его уроженцами были крупнейшие ученые того времени Аббас Жаухари и Исхак аль-Фараби. И что именно здесь простился с миром «великий хромец» Тимур. О малоизвестных моментах истории Отрара читателям «Комсомолки» рассказал наш постоянный собеседник, выдающийся казахстанский археолог, доктор исторических наук, академик Национальной академии наук РК Карл Байпаков.
«Отрар, Фараб, Турарбанд…»
- Об Отраре упоминают многие известные средневековые географы и историки. О нем писали ибн Хаукаль и Аль-Макдиси, Аль-Истахри и Махмуд Кашгари, Джувейни и Рашид ад-дин, ибн Рузбихан и Хафиз Таныш, - сообщил Карл Байпаков. - Впервые название Отрар приводится известным историком ат-Табари в начале IX века. В это же время упоминаются и другие названия города и округа - Фараб, а также Турар, Тарбан, Турарбанд. Например, арабский географ ХIII века Якут аль-Хамави пишет в своем знаменитом географическом трактате: «Турарбанд... город за Сейханом (Сырдарьей)... Народ этой страны по-разному произносит это имя, и еще они говорят Турар и Отрар».
Древний Отрарский оазис располагался в современной Южно-Казахстанской области в среднем течении Сырдарьи. Сейчас можно смело сказать, что с древних времен он был одним из крупнейших центров городской цивилизации древнего и средневекового Казахстана, да и всей Центральной Азии. Не только сам город, но и руины более 60 поселений и городов одноименного оазиса, следы мощной и широко разветвленной ирригационной системы говорят о масштабах экономического и культурного развития Отрара. Поиски истоков этой культуры привели к открытию древнейшей культуры оседлых саков, обитавших там в первом тысячелетии до нашей эры. Сейчас уже установлено совершенно точно, что эволюция южноказахстанского средневекового города идет от поселений I тыс. до н.э. и насчитывает более 2000 лет.
Отрар был средневековым мегаполисом, крупным торгово-экономическим центром на Великом Шелковом пути, местом встречи различных культур и цивилизаций: мусульманской, китайской, европейской - и религий - ислама, христианства, зороастризма. Там, где по Великому Шелковому пути, торговой артерии, многие века существовавшей между Китаем и далеким европейским миром, шли караваны купцов, возникали города. Отрар имел чрезвычайно выгодное географическое расположение: между земледельческими оазисами Средней Азии с одной стороны и кочевниками-скотоводами Дешт-и-Кыпчака - с другой. Именно в этом районе, как нигде больше, еще в глубокой древности происходило смешение и взаимное влияние племен и культур. Пo Сырдарье шла дорога в Шаш, Фергану и Согд, по ней же на севере проходил путь через Приаралье в Хорезм, приволжские степи и в Северное Причерноморье. Эти дороги и были участками магистральных трасс Великого Шелкового пути. Чтобы странники могли отдохнуть после утомительной дороги, строились караван-сараи. Люди селились вокруг них и таким образом возникали города, которые начинали жить своей жизнью. В 200-тысячном Отраре обосновались торговцы и ремесленники, ученые и мудрецы, искусные музыканты и поэты. Расцветали восточные базары - сердце любого средневекового города, где можно было найти товары со всего мира. Помимо торговли в городе были чрезвычайно развиты и ремесла. Изделия отрарских мастеров поступали на рынки Сузака, Сюткента, Саурана, Сыгнака и других городов региона. В то же время Отрар был центром не только экономической жизни, но и научной мысли средневекового Казахстана. Фараб дал человечеству великого ученого-энциклопедиста Абу Насра аль-Фараби, но помимо него еще целую россыпь великих имен: астронома и математика Аббаса Жаухари, который совместно с аль-Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц, лингвиста и географа Исхака аль-Фараби, религиозного деятеля Арыстан-Баба. Отрар стал настоящей культурной сокровищницей, оказавшей колоссальное влияние на жизнь всего сырдарьинского региона. Особенный товар Фараба - книги. Стремящиеся к знаниям люди заказывали купцам из разных стран книги, имеющие в то время огромную ценность. Библиотека Отрара считалась богатейшей, рукописи из нее, по словам персидского историка и богослова XV века ибн-Рузбихана, были привнесены в дар хану Шайбани в Сыгнаке.
В юности аль-Фараби ушел из родного Весиджа (пригород Фараба) в долгий путь длиною в жизнь. Много разных городов он повидал, где знакомился с учеными, как песок воду впитывая знания. К концу жизни им было написано более 160 философских трактатов. Аль-Фараби ввел в арабскую культуру труды великого грека Аристотеля, учителя Александра Македонского, которого на Востоке всегда называли «Первым учителем». И лишь один человек после него удостоился звания «Муаллим ассана» - «Второй учитель», это был аль-Фараби 1200 лет спустя. В Отраре же прошли последние дни «Железного Эмира» и «Поработителя народов» - великого Тамерлана. В 1405 году его непобедимая 200-тысячная армия должна была выступить в поход на Китай, но в феврале этого года, переправляясь через Сырдарью, Тимур провалился под лед и сильно простудился. Доставленный в Отрар «Хромой Тимур» через неделю скончался. Поход великой армии был отменен, тело эмира тайно отправили в Самарканд, после чего началась схватка за его грандиозное наследие.
Отрар - колыбель казахов
- Значимость Отрара определяется и так называемым «кыпчакским вопросом» - культурой кыпчакских племен - основных обитателей бескрайних степей Дешт-и-Кыпчака, - рассказал Карл Байпаков. - Роль древних кыпчаков в сложении казахского народа, его материальной культуры, языка и в образовании государства - Казахского ханства - поистине велика. Юг Казахстана, низовья и среднее течение Сырдарьи, Отрарский оазис и северо-запад Жетысу с глубокой древности были районом зимовок многих скотоводческих племен, а позднее и казахских родов. Это и определило то обстоятельство, что именно здесь начался и завершился процесс консолидации многочисленных племен Казахстана в единый народ. Так что Южный Казахстан можно смело назвать колыбелью казахского народа.
А Отрар - это центр древнетюркской государственности. В VII-IX вв. на Средней Сырдарье сложилось государственное объединение Кангу Тарбан с центром в Отраре. Впрочем, кангары (печенеги) расселились не только здесь, но и на нижней Сырдарье, участвуя в формировании огузов и карлуков, а затем и кыпчаков, сыгравших важнейшую роль в формировании казахского народа. В конце IX - начале Х в. происходит становление державы огузов, столицей которой стал город Янгикент. Огузы заняли среднее течение Сырдарьи, долину Арыси и предгорья Каратау. А роль столицы области Фараб переходит к городу Кедеру, видимо, в противовес старой столице - Отрару. Следующим этапом развития древнетюркских племен стало государство Караханидов. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм. Во время монгольского нашествия городом правил Каир-хан, дядя хорезмшаха по материнской линии. По историческим данным, после того, как горожане казнили послов Чингисхана, в 1219 году город был осажден монгольскими войсками. Осада продолжалась полгода, однако, несмотря на начавшийся сильнейший голод, жители не сдавались и сражались поистине героически. Однажды ночью предатель открыл ворота и впустил захватчиков. Ворвавшиеся в Отрар монголы уничтожили большинство горожан, а тех, кто остался в живых, сделали рабами, сам город был сожжен и разрушен. Однако предателя по имени Караджа, открывшего городские ворота, ожидала также незавидная участь - его казнил лично Джучи. В настоящее время можно лишь гадать, какого уровня общественного развития достигла бы тюркская государственность, если бы этот процесс не прервала «Отрарская катастрофа». Нашествие монголов затормозило не только развитие государственности, но, что особенно важно, и процесс консолидации тюркоязычных племен в единый народ.
В XV веке город был отстроен заново. В период с 1465-го по 1718 год он - один из крупнейших городов Казахского ханства. А с середины XVII века на земли Казахстана пришла новая беда - джунгары начали свои опустошительные набеги. Они разрушают Сайрам, Туркестан и другие городские центры. Вместе с тем не прекращаются феодальные распри и междоусобицы. Все это привело к постепенному упадку экономики страны, к гибели некогда цветущих сырдарьинских городов. В 80-х годах XVII века Отрар прекратил свое существование после осады, погрома и разрушения войсками джунгарского хана Галдана. Джунгары разрушили ирригационную систему города, а после их ухода немногочисленные жители, возвратившись, восстановить ее так и не смогли. Отрар окончательно опустел.
Павел ЗЛОБИН.