БОРАЛДАЙСКИЕ КУРГАНЫ: В ПОИСКАХ ВТОРОГО ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1798
-
05 Апр 2017
Спроси любого казахстанца про Иссыкские курганы, и он безошибочно ответит, что это именно то место, где обнаружили знаменитого Золотого человека. Но мало кто знает, что на территории Алматы, прямо в черте города, находится уникальный памятник сакской культуры раннего железного века, один из немногих сохранившихся на территории Казахстана, - Боралдайские курганы. Крупнейший комплекс древних курганов, где под землей скрыты величайшие загадки и, возможно, столь же величайшие сокровища.
На северо-западе Алматы, возле поселка Боралдай, на площади в 460 гектаров раскинулся величественный некрополь - 47 погребальных курганов сакских и уйсуньских вождей VIII-III вв. до н.э. растянулись цепочкой вдоль предгорий. Самое удивительное, что курганы до сих пор практически не исследованы и потенциально хранят в себе огромное количество загадок, а быть может, и сенсационных открытий, которые расскажут много нового о древней культуре и истории Казахстана.
Вместе с Найлей Чулаковой, заведующей научно-экспозиционным отделом Музея Алматы, мы поднялись на самый большой курган, или, как его еще называют, «царский», диаметром более 100 метров и высотой 15 метров. От открывшейся панорамы захватывает дух. Курганы, выстроившиеся цепочкой с севера на юг, видны, как на ладони. А за ними из-за облаков выглядывают величественные горные пики Заилийского Алатау.
- Саки считали, что на горных вершинах живут боги, поэтому неудивительно, что курганы растянулись вдоль предгорий, - пояснила Найля Чулакова. - Вся территория современного Алматы в древности была духовным и сакральным центром для всего сакского мира, куда съезжались знатные вожди из далеких уголков великой кочевой цивилизации - Сибири, Алтая, Причерноморья и многих других мест Великой степи. Здесь же саки хоронили своих вождей и прославленных воинов, именно так и появились Боралдайские курганы. Этот процесс растянулся на тысячи лет, если старейшие могильники датируются VIII в. до н.э., то более поздние уже III в. до н.э..
Курган для саков был как своеобразная модель мира, медиатор между верхним небесным и нижним подземным мирами. На вершинах курганов священнодействовали жрецы, проводя свои ритуалы. Саки поклонялись верховному богу Митре, которого олицетворяли с солнцем или крылатым конем Тулпаром. Именно поэтому у казахов до сих пор такое трепетное отношение к лошадям, а Тулпар является одним из национальных символов.
Как рассказала Найля Чулакова, курганы были открыты археологом Агеевой в 1956 году, но детально обследованы так и не были ни в советское время, ни в годы независимого Казахстана. В 70-е годы эта территория использовалась в качестве сельхозугодий и до недавнего времени вообще была бесхозной. Только в 2006 году властями города было принято решение официально сделать ее охраняемым памятником и передать Музею истории города Алматы (сейчас - Музей Алматы). Сегодня Алматы - это единственный в мире крупный город, в черте которого сохранился древний некрополь столь огромных размеров.
- Пока курган стоит нетронутый - это памятник, но стоит его потревожить раскопками, и он перестанет им быть, - сказала Найля Чулакова. - Вы не можете просто сделать лаз, для того, чтобы исследовать курган, надо, как говорят археологи, полностью «снимать его» и его уже просто не будет. Сейчас археологи стоят перед дилеммой: или научный интерес, или оставить курганы, как уникальный памятник для потомков. Один курган мы все-таки планируем раскопать и оборудовать в нем музей. Лично мое мнение, что раскапывать курганы не стоит, давайте не будем забывать, что прежде всего это могилы, в которых покоятся наши предки, и не надо беспокоить их прах.
Оглядываясь по сторонам, обращаю внимание на то, что по центру кургана находится обширная и достаточно глубокая характерная воронка. Аналогичные воронки есть на вершинах всех курганов.
- Такая воронка на вершине кургана свидетельствует о том, что еще в древние времена здесь побывали «черные копатели», - пояснила Найля Чулакова. - А что касается возможности обнаружить здесь какие-то ценности, вы знаете, я достаточно скептически отношусь к возможности таких находок, ведь практически все курганы были разграблены почти сразу после их сооружения. Например, находка Алтын Адама в Иссыкских курганах - это чистая случайность, ведь основное захоронение в центре кургана было разграблено подчистую, а сам Золотой человек находился сбоку, в потайной камере. Конечно, теоретически там могут быть сделаны археологические открытия, которые могут иметь огромное значение. Несколько лет назад наши археологи совместно с японскими коллегами проводили сканирование одного из курганов, но ничего не нашли. А так как, к сожалению, это очень дорогая процедура, то был сканирован лишь небольшой участок.
В Музее Алматы рассказали, что на территории Боралдайских сакских курганов будет создан археологический парк и уже в ближайшее время будет проведено комплексное археологическое исследование. С помощью георадара и другого специального оборудования можно будет исследовать курганы, не нарушая их целостности. Потом будет создана трехмерная модель, необходимая для реконструкции первоначального культурного ландшафта и точного внешнего облика курганов. А уже после на территории погребального комплекса появится этнопарк «Памятники древней кочевой архитектуры и быта казахского народа».
Проект археологического парка «Боралдайские сакские курганы».
Писатель, историк и исследователь кочевой цивилизации Арман Нурмуханбетов считает, что Боралдайские курганы до сих пор хранят в себе много загадок, которые ждут своего открытия.
- Мы с вами живем на территории, которая в сакское время почиталась так же сильно, как сейчас почитается, например, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи в Туркестане, - рассказал Арман. - Сейчас все ездят туда, а во времена саков такой же святыней и местом паломничества было место, на котором сейчас находится город Алматы. Можно смело сказать, что весь Алматы - это священное место, «место силы». Боралдайские курганы это последние и единственные сохранившиеся захоронения, большая часть была безвозвратно утеряна при строительстве города. Это частица древней сакральной зоны. Я общался со многими эзотериками и шаманами, которые считают, что здесь были не только могилы. Курганы вместе с расположенными вокруг них каменными кольцами были для саков священным храмом, где они проводили свои религиозные сакральные обряды. Здесь и сейчас находится мощнейший энергетический канал. Да, практически все курганы разграблены, но до сих пор абсолютно не исследованы. Я уверен в том, что если тщательно и планомерно их исследовать, то мы можем найти для Казахстана бесценные исторические артефакты, например, второго Золотого человека!
Справка «КП»
Кто такие саки?
В начале 1 тыс. до н.э. (ранний железный век) в бескрайних степях Евразии появились могущественные племена, в персидских источниках известные под именем саки. Геродот (V в. до н.э.) и другие античные историки называли их азиатскими скифами. Одно из самых ранних упоминаний встречается в «Авесте», священной книге зороастрийцев, где под собирательным именем «туры» фигурируют все восточноиранские кочевые племена на территории Казахстана и Средней Азии, противопоставлявшиеся в древнеиранском эпосе обществу оседлых скотоводов и земледельцев - ариев. Саки относились к европеоидной расе, хотя, по данным антрополога О. Исмагулова, в антропологическом типе саков присутствовало и 20% монголоидных элементов. Общественным строем саков была военная демократия. В VII-III вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы во главе с верховными вождями царями. Хотя уже произошел переход к патриархату, сакские женщины пользовались большими правами. Они участвовали в войнах наравне с мужчинами и могли быть верховными вождями. Массагетами, одним из племен саков, в VI в. до н.э. управляла царица Томирис. Широко известно также имя сакской царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам красный, жрецам белый, общинникам желтый и синий.
Саки поклонялись силам природы, которые представлялись им в образе богов, существовал культ солнца и огня, культ предков.
Павел ЗЛОБИН.