Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт04262024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество БОРАЛДАЙСКИЕ КУРГАНЫ: В ПОИСКАХ ВТОРОГО ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА

БОРАЛДАЙСКИЕ КУРГАНЫ: В ПОИСКАХ ВТОРОГО ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА

Спроси любого казахстанца про Иссыкские курганы, и он безошибочно ответит, что это именно то место, где обнаружили знаменитого Золотого человека. Но мало кто знает, что на территории Алматы, прямо в черте города, находится уникальный памятник сакской культуры раннего железного века, один из немногих сохранившихся на территории Казахстана, -­ Боралдайские курганы. Крупнейший комплекс древних курганов, где под землей скрыты величайшие загадки и, возможно, столь же величайшие сокровища.

На северо-­западе Алматы, возле поселка Боралдай, на площади в 460 гектаров раскинулся величественный некрополь -­ 47 погребальных курганов сакских и уйсуньских вождей VIII-­III вв. до н.э. растянулись цепочкой вдоль предгорий. Самое удивительное, что курганы до сих пор практически не исследованы и потенциально хранят в себе огромное количество загадок, а быть может, и сенсационных открытий, которые расскажут много нового о древней культуре и истории Казахстана.

Вместе с Найлей Чулаковой, заведующей научно­-экспозиционным отделом Музея Алматы, мы поднялись на самый большой курган, или, как его еще называют, «царский», диаметром более 100 метров и высотой 15 метров. От открывшейся панорамы захватывает дух. Курганы, выстроившиеся цепочкой с севера на юг, видны, как на ладони. А за ними из-­за облаков выглядывают величественные горные пики Заилийского Алатау.

- Саки считали, что на горных вершинах живут боги, поэтому неудивительно, что курганы растянулись вдоль предгорий, -­ пояснила Найля Чулакова. ­- Вся территория современного Алматы в древности была духовным и сакральным центром для всего сакского мира, куда съезжались знатные вожди из далеких уголков великой кочевой цивилизации -­ Сибири, Алтая, Причерноморья и многих других мест Великой степи. Здесь же саки хоронили своих вождей и прославленных воинов, именно так и появились Боралдайские курганы. Этот процесс растянулся на тысячи лет, если старейшие могильники датируются VIII в. до н.э., то более поздние ­ уже III в. до н.э..

Курган для саков был как своеобразная модель мира, медиатор между верхним небесным и нижним подземным мирами. На вершинах курганов священнодействовали жрецы, проводя свои ритуалы. Саки поклонялись верховному богу Митре, которого олицетворяли с солнцем или крылатым конем Тулпаром. Именно поэтому у казахов до сих пор такое трепетное отношение к лошадям, а Тулпар является одним из национальных символов.

Как рассказала Найля Чулакова, курганы были открыты археологом Агеевой в 1956 году, но детально обследованы так и не были ни в советское время, ни в годы независимого Казахстана. В 70-­е годы эта территория использовалась в качестве сельхозугодий и до недавнего времени вообще была бесхозной. Только в 2006 году властями города было принято решение официально сделать ее охраняемым памятником и передать Музею истории города Алматы (сейчас -­ Музей Алматы). Сегодня Алматы ­- это единственный в мире крупный город, в черте которого сохранился древний некрополь столь огромных размеров.

- Пока курган стоит нетронутый -­ это памятник, но стоит его потревожить раскопками, и он перестанет им быть, -­ сказала Найля Чулакова. ­- Вы не можете просто сделать лаз, для того, чтобы исследовать курган, надо, как говорят археологи, полностью «снимать его» и его уже просто не будет. Сейчас археологи стоят перед дилеммой: или научный интерес, или оставить курганы, как уникальный памятник для потомков. Один курган мы все-­таки планируем раскопать и оборудовать в нем музей. Лично мое мнение, что раскапывать курганы не стоит, давайте не будем забывать, что прежде всего это могилы, в которых покоятся наши предки, и не надо беспокоить их прах.

Оглядываясь по сторонам, обращаю внимание на то, что по центру кургана находится обширная и достаточно глубокая характерная воронка. Аналогичные воронки есть на вершинах всех курганов.

- Такая воронка на вершине кургана свидетельствует о том, что еще в древние времена здесь побывали «черные копатели», -­ пояснила Найля Чулакова. -­ А что касается возможности обнаружить здесь какие-­то ценности, вы знаете, я достаточно скептически отношусь к возможности таких находок, ведь практически все курганы были разграблены почти сразу после их сооружения. Например, находка Алтын Адама в Иссыкских курганах -­ это чистая случайность, ведь основное захоронение в центре кургана было разграблено подчистую, а сам Золотой человек находился сбоку, в потайной камере. Конечно, теоретически там могут быть сделаны археологические открытия, которые могут иметь огромное значение. Несколько лет назад наши археологи совместно с японскими коллегами проводили сканирование одного из курганов, но ничего не нашли. А так как, к сожалению, это очень дорогая процедура, то был сканирован лишь небольшой участок.

В Музее Алматы рассказали, что на территории Боралдайских сакских курганов будет создан археологический парк и уже в ближайшее время будет проведено комплексное археологическое исследование. С помощью георадара и другого специального оборудования можно будет исследовать курганы, не нарушая их целостности. Потом будет создана трехмерная модель, необходимая для реконструкции первоначального культурного ландшафта и точного внешнего облика курганов. А уже после на территории погребального комплекса появится этнопарк «Памятники древней кочевой архитектуры и быта казахского народа».

Проект археологического парка «Боралдайские сакские курганы».

Писатель, историк и исследователь кочевой цивилизации Арман Нурмуханбетов считает, что Боралдайские курганы до сих пор хранят в себе много загадок, которые ждут своего открытия.

- Мы с вами живем на территории, которая в сакское время почиталась так же сильно, как сейчас почитается, например, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи в Туркестане, -­ рассказал Арман. ­- Сейчас все ездят туда, а во времена саков такой же святыней и местом паломничества было место, на котором сейчас находится город Алматы. Можно смело сказать, что весь Алматы -­ это священное место, «место силы». Боралдайские курганы ­ это последние и единственные сохранившиеся захоронения, большая часть была безвозвратно утеряна при строительстве города. Это частица древней сакральной зоны. Я общался со многими эзотериками и шаманами, которые считают, что здесь были не только могилы. Курганы вместе с расположенными вокруг них каменными кольцами были для саков священным храмом, где они проводили свои религиозные сакральные обряды. Здесь и сейчас находится мощнейший энергетический канал. Да, практически все курганы разграблены, но до сих пор абсолютно не исследованы. Я уверен в том, что если тщательно и планомерно их исследовать, то мы можем найти для Казахстана бесценные исторические артефакты, например, второго Золотого человека!

Справка «КП»

Кто такие саки?

В начале 1 тыс. до н.э. (ранний железный век) в бескрайних степях Евразии появились могущественные племена, в персидских источниках известные под именем саки. Геродот (V в. до н.э.) и другие античные историки называли их азиатскими скифами. Одно из самых ранних упоминаний встречается в «Авесте», священной книге зороастрийцев, где под собирательным именем «туры» фигурируют все восточно­иранские кочевые племена на территории Казахстана и Средней Азии, противопоставлявшиеся в древнеиранском эпосе обществу оседлых скотоводов и земледельцев -­ ариев. Саки относились к европеоидной расе, хотя, по данным антрополога О. Исмагулова, в антропологическом типе саков присутствовало и 20% монголоидных элементов. Общественным строем саков была военная демократия. В VII-­III вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы во главе с верховными вождями ­ царями. Хотя уже произошел переход к патриархату, сакские женщины пользовались большими правами. Они участвовали в войнах наравне с мужчинами и могли быть верховными вождями. Массагетами, одним из племен саков, в VI в. до н.э. управляла царица Томирис. Широко известно также имя сакской царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам ­ красный, жрецам ­ белый, общинникам ­ желтый и синий.

Саки поклонялись силам природы, которые представлялись им в образе богов, существовал культ солнца и огня, культ предков.

Павел ЗЛОБИН.

Поделиться ссылкой

Комментарии   

# obejemo 05.11.2020 06:45
http://mewkid.net/when-is-xuxlya2/ - Amoxicillin No Prescription Amoxicillin ypo.xwyb.old.kp .kz.zjg.rf http://mewkid.net/when-is-xuxlya2/
Ответить