В приоритете - транспортная инфраструктура
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 3927
-
08 Апр 2015
В рамках новой экономической политики «Нұрлы жол - Путь в будущее» дан старт строительству на железнодорожном участке Алматы-1 - Шу вторых путей с их электрификацией и возведению в порту Курык на Каспии паромного комплекса.
Путь в будущее с двухсторонним движением
Совсем скоро движение на одном из самых ответственных и оживленных участков железных дорог республики станет двусторонним. До сих пор здесь действует однопутка с многочисленными карманами-вставками вторых путей, куда прячут поезда, чтобы пропустить встречный. Кто из нас, пассажиров, не прочувствовал это на себе, когда твой вагон останавливается в чистом поле, дожидаясь, когда пронесутся другие поезда?
Теперь этого не будет. Об этом заместитель директора по Шускому региону филиала АО «НК «КТЖ» Жамбылского отделения дороги Серик Каликов мечтал много лет. Лет пять назад даже посетовал в беседе с журналистами: «В космическом веке живем, а у нас до сих пор однопутка». Эта публикация не осталась незамеченной. «Резко сказано. Но это правда. Будет второй путь!» - пообещали в Астане.
- Наши деды возводили Турксиб как однопутку. Одна ветка - это значит, поезда едут лоб в лоб. Чтобы обеспечить их безопасность, мои современники строили боковые пути. Сейчас от Шу до Алматы действуют около 30 блокпостов, которые выполняют тяжелую работу - пропуск встречных поездов. Теперь движение будет осуществ-ляться по двум ниткам - появится четный и нечетный путь. Будем дышать свободно, - рад железнодорожник.
Глава государства придает особое значение эффективности работы участка между двумя крупнейшими железнодорожными узлами - станциями Шу и Алматы.
Елбасы помнит, что ровно 20 лет назад молодое независимое государство свой первый индустриальный проект осуществляло именно в этих краях. Казахстанские железнодорожники завершили работы на последнем участке электрификации Трансказахстанской магистрали протяженностью почти 2400 км. В торжествах на станции Шу в январе 1995 года принял участие и поздравил железнодорожников президент Казахстана Н. Назарбаев. С электрификацией участка Алматы-Шу по всей магистрали тепловозы заменили современными мощными электровозами, которые потянули за собой тяжеловесные составы.
Электрификация этого участка позволила увеличить провозную способность, то есть тоннаж перевозимых грузов. Однако этого было недостаточно, потому что пропускная способность однопутки осталась прежней.
- В настоящее время участок обеспечивает пропуск 17 пар грузовых поездов и 26 пассажирских, в том числе 6 поездов Тальго. Строительство вторых путей от Алматы-1 до Шу позволит увеличить пропускную способность участка в 3,2 раза и довести пропуск грузовых поездов до 68 пар поездов в сутки. Время следования грузовых поездов сократится более чем в два раза, - говорит директор филиала АО «НК «КТЖ» «Дирекция магистральной сети» Кайрат Саурбаев.
Строительство будет обеспечиваться двухлучевым способом. Со станции Кемер, расположенной в 15 километрах от Шу, стартовали строители ТОО «Темиржолжондеу». Им навстречу от станции Аксенгир со стороны Алматы будут двигаться коллеги «Жолжондеуши». Две компании уже зарекомендовали себя, построив в кратчайшие сроки магистраль «Жезказган-Бейнеу».
- Это проект, которого мы давно ждали и мечтали построить вторые пути от Шу до Алматы. Эта земля очень значима для всех казахстанцев. Сегодня наша компания полностью готова к этому строительству. У нас есть все необходимое - начиная от техники и до высококвалифицированных специалистов. Постараемся реализовать проект в назначенные сроки, - подчеркивает генеральный директор ТОО «Темиржолжондеу» Саянтай Ергожин.
Экономический эффект реализации этого проекта колоссален, уверен ветеран железнодорожной отрасли, почетный железнодорожник Калтай Самбетов:
- Железная дорога Алматы-Шу является уникальным участком, можно сказать, центром магистральной сети Казахстана. Географически расположен очень выгодно. Здесь пересекаются юг, восток, запад и север. Этот участок объединяет всю железную дорогу юга Казахстана, а ее, в свою очередь, с севером страны. Сюда выходят железные дороги Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, которые затем ведут в Россию, Европу, Китай и Юго-Восточную Азию.
Паромный комплекс - порту курык
В рамках реализации новой экономической политики «Нұрлы жол» в порту Курык на берегу Каспийского моря будет возведен паромный комплекс. Паромный комплекс в порту Курык станет важной составляющей транспортно-логистической системы страны и Мангыстауской области в частности. Его строительство позволит обеспечить перевалку грузов, не выгружая их из вагонов, в сопредельные государства Каспийского региона и далее в Европу.
Сейчас полным ходом идет строительство железнодорожной линии «Боржакты - Ерсай», старт строительству которой дал глава государства 1 октября 2014 года. По железнодорожной магистрали будут доставляться грузы, необходимые для строительства порта Курык, в будущем же линия сама станет важным инфраструктурным объектом поддержки морских операций. Железнодорожная ветка и паромный комплекс входят в число крупных проектов, направленных на усиление транзитного и экспортного потенциала Казахстана в западном направлении через порты на Каспии.
- В соответствии с поручениями главы государства Н.А. Назарбаева по становлению Казахстана деловым и логистическим хабом и глобальной инфраструктурной интеграции АО «НК «КТЖ» форсированными темпами решает задачи по развитию транспортно-логистической системы страны. С вводом в эксплуатацию железнодорожных линий «Аркалык-Шубарколь», «Жезказган-Бейнеу», развитием СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» создаются новые логистические цепочки перевозки грузов из Китая через Казахстан в направлениях Европы, Ирана и стран Персидского залива, требующие соответствующего развития транспортной инфраструктуры Прикаспийского региона, - подчеркнул глава КТЖ Аскар Мамин.
- Преимуществами береговой полосы близ поселка Курык являются благоприятные климатические условия: бухта не замерзает, удачная роза ветров, достаточная глубина, удаленность от города, возможность расширения производственных мощностей, наличие свободной территории для строительства, широкий спектр переваливаемой продукции. Данный проект реализуется в рамках выбранных нашей областью пяти стратегических направлений развития, которые одобрил глава государства во время своего визита в регион в октябре прошлого года. Паромный комплекс позволит Мангыстауской области окончательно сформироваться в качестве регионального хаба на юго-западе Казахстана, - отметил аким Мангыстауской области Алик Айдарбаев.
Паромный комплекс мощностью 4 млн. тонн в год будет ориентирован на перевалку товаров народного потребления, зерна, нефтепродуктов, СУВГ (сжиженные углеводородные газы), удобрений, химикатов и других грузов.
По словам руководителя проекта ТОО «Концерн «Найза-Курылыс» генерального подрядчика по реализации проекта Дархана Араева, эти проекты имеют большое значение для Казахстана. Мы являемся пионерами в этом деле, когда Казахстан своими силами строит такого рода объекты для морских операций.
Ирина Бектиярова.