Детский суицид принял опасные масштабы
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 2494
-
26 Авг 2014
Так считает аким Астаны Имангали Тасмагамбетов, предложивший ввести в школьную программу предмет «психология». Столичный градоначальник призвал педагогов сосредоточиться на моральном воспитании детей, а также пройти курсы компьютерной грамотности.
Современные школьники не умеют решать психологические проблемы и не знают, к кому обратиться за помощью. Как следствие - в подростковой среде формируется криминальное мышление, растет наркомания, появляются «сложные» дети с девиантным поведением. В Астане количество преступлений среди несовершеннолетних растет: если в 2013 году зафиксировано 25 таких случаев, то за 7 месяцев этого года - уже 53. Такие проблемы поднял аким Астаны Имангали Тасмагамбетов (на фото) на августовском совещании работников образования столицы.
- Но самым трагичным явлением, безусловно, является детский суицид. На примере нашей столицы могу сказать, что эта проблема обретает опасные масштабы. Только за последние 3 года среди несовершеннолетних детей столицы зарегистрировано 89 попыток суицида, из них 14 случаев с летальным исходом. Не последнюю роль в этой страшной статистике играет Интернет как мощное средство коммуникации, молниеносно распространяющее информацию о суицидах, что порождает, по теории «эффекта Вертера», новые самоубийства, - отметил аким столицы.
Анализ сетевых ресурсов показал, что суицид стал «модной темой» среди значительной части юных пользователей. Здесь можно найти готовые инструкции, как и каким способом уйти из жизни, прочитать истории о тех, кто уже пробовал, и даже найти компаньонов.
- Такое положение дел поднимает серьезный вопрос о рассмотрении включения предмета психологии в школьную программу. Она должна помочь родителям и всему нашему обществу защитить детей от деморализации и воспитать социально и интеллектуально защищенных детей. При этом особый акцент должен ставиться на такие жизненно важные для ребенка темы, как: развитие коммуникативных навыков общения с родителями, учителями и сверстниками; изучение природы агрессии, грубости и жестокости; пути повышения самооценки (так как все проблемы - от депрессии до суицида - связаны с самооценкой каждого ученика); безопасное общение в Интернете, - считает Имангали Тасмагамбетов.
Он предложил, чтобы Минобразования рассмотрело возможность введения предмета «психология» на экспериментальной основе в некоторых школах Астаны. Градоначальник столицы также поручил разработать единое методическое пособие базового курса психологии, провести внеурочные психологические тренинги с учениками старших классов, привлечь известных педагогов-психологов к сотрудничеству в школы.
Аким Астаны также остановился на теме морального воспитания, которая, по его мнению, «практически отсутствует в современном образовательном процессе нашей страны». Сейчас внеурочные занятия педагоги проводят формально.
- При анализе планов воспитательной работы ряда школ сложилось впечатление, что большинство тем калькой перенесены из советского прошлого (например, круглые столы по обсуждению протокола XX сессии Ассамблеи народа Казахстана или же Конвенции ООН о правах ребенка). Все это, безусловно, важно, но, согласитесь, в такой интерпретации не совсем приемлемо в детской аудитории, - заметил Имангали Тасмагамбетов.
Он призвал обратить серьезное внимание на проведение внеурочных воспитательных занятий в школах, чтобы там обсуждались темы, непосредственно волнующие детей.
Кроме того, аким раскритиковал педагогов за слабое владение информационными технологиями и преподавание по-старинке.
- Из 5 873 столичных учителей лишь 12% умеют свободно пользоваться Интернетом и в том числе электронными цифровыми пособиями по предметам; 16% умеют полноценно использовать компьютер в учебном процессе; 45% имеют только самый элементарный уровень компьютерной грамотности. Для столицы с ее высокими требованиями к преподавательскому потенциалу это категорически неприемлемо, - констатировал аким Астаны.
Чтобы исправить ситуацию, в новом учебном году организуют курсы по повышению уровня компьютерной грамотности для всех учителей города. А в конце года проведут аттестацию преподавателей на проверку навыков работы с компьютером и Интернетом. Это важный момент, поскольку в нынешнем году для всех школ города закупят компьютеры нового поколения и соответствующее к ним современное программное обеспечение. Вместе с тем, Имангали Тасмагамбетов предложил чаще проводить аттестацию учителей, отметив, что сейчас они проходят ее «один раз в пять лет и то формально». Он предложил проанализировать опыт системы казахско-турецких лицеев, где аттестация учителей проводится в виде тестирования 2 раза в год.