В строй непременно вернусь…
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1931
-
09 Май 2014
Вчера было 40 дней после смерти Роберта Келлера, нашего собкора по Карагандинской области, нашего коллеги и друга.
Так получилось, что мы подружились практически со всей его семьей - супругой Светланой Ивановной, дочерью Еленой, которая, кстати, теперь является корреспондентом «Комсомолки» в Караганде. Мы попросили их поделиться воспоминаниями о Роберте Вальтеровиче.
Он родился в 1948 году в семье немцев-переселенцев, вывезенных в войну по приказу Сталина с Кавказа. Светлана Келлер говорит, что самым сильным детским воспоминанием Роберта была поездка семьи в Павлодар. В Акмоле (ныне Астана) на вокзале мама потеряла Роберта, оказалось, любопытный мальчонка увидел монумент Сталина и рванул к нему, захотел дотронуться до руки вождя. Сорванца плачущей матери привел какой-то мужчина. То путешествие Роберт потом опишет в школьном сочинении. За что получит «пятерку».
В семье разговаривали на немецком, и Роберт прекрасно владел этим языком, как, впрочем, и русским. Правда, дался он ему не сразу. Шестиклассник Роберт не сдал экзамен по русскому, и его оставили на осень. За лето он переписал под диктовку несколько книг! И, конечно, сдал экзамен на «отлично».
В 1966 году, буквально перед выпускными экзаменами, ревматизм, которым он страдал с 10 лет, перерос в ревматический энцефалит. В 60-е годы прошлого столетия медицина не имела возможности не только вылечить, но и поставить точный диагноз. Врачи разводили руками, болезнь казалась приговором - страх открытого пространства держал Роберта в четырех стенах дома. Но своеобразной иконой для него стал образ советского комсомольца, который не дал болезни взять верх над собой. Он писал: «Боль сжимает кулак, болезнь надо мной куражится, но меня не возьмешь за так, в страхе душа не развяжется». Это было принципом его жизни: он не позволил себе стать инвалидом, никогда не жил на пособие, все, что имел, зарабатывал своим трудом.
Преодолевая казавшуюся бесконечной дорогу до родной школы, он окончил двухгодичный педагогический класс, приравненный в то время к пед-училищу.
Скупая запись в трудовой книжке: с 11 июля 1969 года по 8 сентября 1974 года работал лаборантом, затем преподавателем немецкого языка в средней школе №53.
- До самой смерти муж всегда говорил, что рожден учителем. Но болезнь не позволила ему реализовать себя в этой прекрасной профессии. Кукольный театр, методические пособия, нестандартный подход к занятиям и безграничная любовь к детям делали его уроки великим таинством познания. Но каждый шаг в его сознании был последним в жизни. Невидимая со стороны болезнь перечеркнула все, - рассказывает Светлана Ивановна.
Более четырех лет Роберт не выходил даже за калитку дома. Много читал, писал стихи, которые посылал Николаю Кузнецову, работавшему в газете «Индустриальная Караганда». Маститый поэт ответил ему в письме: «Молодой человек, рекомендую прочитать вам…» и дальше - целый список литературы по стихосложению. Роберт нашел все и читал, читал...
Его первые статьи вышли в той же «Индустриальной Караганде» в 1978 году. Но лишь в ноябре 1991 года он стал штатным сотрудником газеты. После писал в газеты «Авитрек» и «Наша ярмарка». А последние семь лет был собкором «КП Казахстан» по Карагандинской области.
Больше всего он гордился тем, что смог воспитать достойными людьми дочь и сына, он очень любил троих своих внуков.
- Я всегда поражалась его терпению и выдержке. Он никогда ни на кого не повысил голос. Даже когда малыши шумели, а я пыталась их утихомирить, он останавливал меня и говорил: «Они же маленькие. Терпение. Вырастут, и все поймут, а если не поймут, то криком не поможешь», - вспоминает Светлана Ивановна.
Даже прикованный болезнью к дому, Роберт Вальтерович узнавал сенсационные подробности происходящего в городе раньше всех. Местные коллеги звали его «Король информации», но за этим званием стояли годы напряженного труда и необходимость доказывать окружающим свою состоятельность.
Он боролся с жизненными невзгодами до самого конца. Ему это удавалось. Наверное, только феноменальное жизнелюбие и стойкость помогли ему. И, конечно, поддержка семьи и самых близких друзей.
Строки из его стихов «В строй непременно вернусь и песню бойца допою я» сегодня, когда его не стало, звучат все же оптимистично. Он возвращается в строй своими уроками профессии, стихами, своей улыбкой, которую нельзя забыть.
Боль сжимает кулак,
Болезнь надо мной куражится.
Но меня не возьмешь за так,
В страхе душа не развяжется.
Доктор, боль предчувствуя,
Спокойствия дает порошок.
Не надо никакого сочувствия -
Дайте борьбы клинок!
Я встану, вырвусь сейчас,
Жизнь - мое призвание.
Долой одеяла атлас,
Теплый очаг сострадания!
Стук-перестук в висках,
Мысль клокочет трезвая.
Эскадрон летит издалека,
Образ в память врезывая.
Ветра тетиву тугую
Разрывает грудь коня.
И аллюром напропалую
Корчагин мчится в меня.
Шашка времени наголо,
Звезда на буденовке алая,
И у меня на сердце отлегло,
Боль глубокая пропала там.
За эту правду держусь,
Невзгоды и боль атакуя,
В строй непременно вернусь
И песню бойца допою я.
Фото из архива семьи Келлер.