Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество ПОЧЕМУ У НАС НЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПОЧЕМУ У НАС НЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

 

Мы много и серьезно говорим о необходимости модернизации сознания казахстанцев. Но при этом совершенно не думаем, как именно нужно это делать и с кого начинать. О главной потенциальной целевой аудитории этой, бесспорно, необходимой программы у нас давно забыли. Ведь сознание уже нескольких поколений наших детей формируется и модернизируется из-за границы иностранным контентом, даже перевод которого на государственный язык не гарантирует того, что герои юных казахстанцев не будут «иностранцами».

Начнем с парадоксов нашего времени. В последние годы у нас активно открываются школы актерского мастерства для детей и подростков. Получив навыки разной степени качества, юные слушатели получают сертификаты и, как правило, уходят в неизвестность. Понятно, далеко не все из них намеревались стать настоящими актерами. Многим просто необходимо раскрепоститься и научиться общаться. Но ведь кто-то демонстрирует истинный талант и готов посвятить свою жизнь профессии актера, теле- или радиоведущего. Но их ждет серьезная, практически неразрешимая проблема - в Казахстане им проявить свой талант будет негде, поскольку детская продукция в кино и на ТВ просто отсутствует.

Бритни Спирс, Джастин Тимберлейк, Мила Кунис, Эштон Кутчер, Кристина Агилера - сейчас эти имена знает весь мир. Знаменитостей, выросших едва ли не с пеленок через всевозможные детские шоу, только в США десятки и сотни, как и самих детских шоу - музыкальных и обучающих передач, сериалов, фильмов. Детская продукция в США, Канаде и Европе служит не только бесценной информационной и развлекательной платформой в строго вычисленных психологами и педагогами возрастных рамках, благоприятной почвой для взращивания не только будущих звезд, но и патриотов, а это самое главное. В мультяшно-киношно-игровой форме в юные умы легко заложить любые идеологические и нравственные принципы, в частности, культивируемые именно в странах произрастания этих самых умов.

А что у нас? Сказать, что в Казахстане в этой сфере ситуация печальная, не сказать ничего - детской продукции не производится совсем! Редкие мультфильмы с примитивной графикой и скучными сюжетами и единственный телеканал «Балапан» не в силах удовлетворить тот информационный голод, который испытывает наша детская публика. Спросите своих детей, каких героев казахских сказок они знают? Зато «человек-паук», герои «Мадагаскара», «Шрека» и «супермен» для них как родные. Безусловно, харизматичные, интересные и талантливо созданные. Но - из чужой жизни.

Ситуация с кино в Казахстане аналогичная - детский кинематограф у нас откровенно на нуле. А ведь в последние годы главная киностудия страны выпустила несколько пафосных дорогостоящих исторических картин. С целью как раз воспитания патриотизма у казахстанцев, при этом, видимо, забыв, что чувство родины закладывается с детства. И не в пафосном формате, а в обычном, бытовом - от местных словечек до традиционного завтрака и обеда. Наши же дети пока растут на чужом менталитете. Они в курсе жизни своих американских сверстников порой намного больше, чем собственных, знают зарубежных сказочных персонажей назубок и понятия не имеют о собственных. Поэтому, возвращаясь ко всевозможным актерским курсам для детей, можно быть уверенным ­ шанса попасть на киноэкран даже у самых талантливых выпускников нет. Во-первых, детская продукция нерентабельна и ее не производят. А во-вторых…

Аягуль Ержанова уже много лет работает ассистентом по актерам на проектах киностудии «Казахфильм». В ее базе данных, одной из самых обширных в стране, детей практически нет - они не востребованы. А в тех редких «взрослых» проектах, где есть детские роли, режиссеры и продюсеры снимают собственных детей или племянников.

- Если честно, для продвижения проекта на «Казахфильме» приходится преодолеть очень много бумажной волокиты, - говорит Аягуль Ержанова. - Именно проекты, которые сейчас нужны и важны, не пропускаются. Скорее всего, имеются какие-то свои необъяснимые причины. Детские фильмы нужны в первую очередь, а именно их «рубят»! Но ведь в так активно ругаемом СССР детские фильмы на том же «Казахфильме» регулярно выходили за счет госбюджета. Сейчас патриотически настроенным родителям, чтобы напомнить ребенку, в какой замечательной стране он живет, остается снова и снова показывать ему «Алпамыс идет в школу», «Мой дом на зеленых холмах», «Дом у соленого озера», «Меня зовут Кожа» или «Сладкий сок внутри травы».

Редкие энтузиасты все же пытаются изменить ситуацию. Однако пока без успеха. Например, учредитель и генеральный директор первой и единственной в Казахстане детской радиостанции «Starkids.fm» Максим Морозов признался, что его детище существует на его собственные средства и только благодаря титаническим усилиям. Ибо даже уже разработанный очень интересный детский проект никто от государства или бизнеса поддерживать не спешит.

- Дети - не самые выгодные потребители тех или иных товаров, поэтому спонсоры к нам не спешат, - делится Максим Морозов.

Кстати, недавние попытки впервые открыть час детского вещания наткнулся на очередные стены: телеканалы в ответ заняли продолжительную позицию «думаем».

- От руководства каналов я получил не один отказ по поводу размещения детской программы, - признался Максим. - Два главных аргумента - «не наш формат» и «нерентабельно». Но я пока не сдаюсь, ищем спонсоров. К сожалению, детское телевидение в Казахстане никому не нужно, на нем не заработаешь так, как на убийствах и прочей чернухе.

- Спонсоры тоже не спешат помогать в развитии детского вещания, - продолжает директор по маркетингу студии Starkids.fm Николай Трофимов. - Не дети платят за тот или иной товар, а их родители, которые хотят смотреть по телевизору совсем другое.

Так что даже редкие энтузиасты, которые берутся заполнить ваккум детского контента в Казахстане, зачастую вынуждены работать на коммерческой основе, предлагая своим подопечным платное обучение, поскольку оплачивать все счета приходится из собственного кармана. Тем временем талантливые, но неплатежеспособные дети остаются вообще за бортом любой надежды. А счастливчики, которым повезло отучиться на курсах при радиостанции «Starkids.fm», уверенно смотрят за границу, в частности, в сторону России. Ведь там в детское телевидение государство вкладывает солидные деньги.

Известный в Казахстане журналист, сценарист и актер, а с недавних пор еще и начинающий продюсер Константин Козлов не раз поднимал эту тему. Сейчас откровенно признается, что устал: «Надо просто понять, что определенная часть населения Казахстана живет в чужом, параллельном информационном пространстве. И отнюдь не казахстанском…».

Отечественная детская писательница Тамара Умбетова побывала в гостях на детском радио, побеседовала с ее юными сотрудниками и с горечью отметила, что наши дети прекрасно знают Винни-Пуха и Черепашек-ниндзя, а вот своих литературных персонажей - увы. И ссылки на ее рассказы в интернете разлетелись, как горячие пирожки - дети с удовольствием кинулись читать вместе с родителями о приключениях сверстников-земляков.

- Конечно, неплохо было бы их напечатать, но денег на это нет, - признается писательница. - Многих знаю, кто талантливо пишет на родном, казахском языке, но чтобы печататься - даже речи быть не может! Люди не всегда могут обеспечить себя всем необходимым. Так и пропадает талант казахстанских самородков.

Тамара Умбетова уверена, что отсутствие детской культуры печально скажется на будущем подрастающего поколения.

- Дети наши должны видеть казахстанские произведения, нужно снимать фильмы о детях, выпускать книги, выделять больше детского времени на телевидении, - призывает она. - Нужно сейчас вкладывать в это! Иначе мы вырастим поколение взрослых детей без своей, детской, культуры.

Генеральный продюсер известной радиостанции NS Ноэль Шаяхметов настроен более позитивно.

- ФМ - аудитория достаточно взрослая и уже постарела по сравнению с 90-ми годами, - отмечает он. - Появились интернет, соцсети, они дают неограниченные возможности. Радио слушают родители, а не дети. Для детского радиовещания интернет подходит намного лучше. Хотя детские программы могут выходить на ФМ-радиостанциях в прайм-тайме, например, утром и вечером, когда родители везут своих детей в машине в школу и из школы. Я понимаю, что любое радио живет за счет рек­ламы, но даже в интернете интересная продукция вызовет интерес у спонсоров.

И еще об одной серьезной проблеме. Да, попытки запустить ту или иную детскую программу все же были. Но дальше одного-двух выпусков дело не шло. Чудовищно низкие рейтинги, отсутствие всякого интереса той самой основной аудитории. Почему? Да потому что создают эти проекты те же люди, которые на своих каналах снимают всевозможные ток-шоу и программы для взрослых. То есть люди, не имеющие понятия, что на самом деле интересно современным детям. И ностальгирующие по собственному детству 40-50-летние дяди и тети недоумевают, почему детишкам XXI века рисованные «сутеевские» мультгерои кажутся скучными. Да потому что времена изменились, и современные 7-15-летние стремительно оторвались от своих сверстников 15­летней давности, не говоря уже о гражданах 70­х… И попытка притянуть современных детей под свои, чего уж - устаревшие, стандарты обречена на провал.

И модернизируются наши дети, для которых признанные «динозавры» авторитетами не являются, сами, отдельно от культурной жизни собственной страны.

В завершение хотелось бы вспомнить слова легендарного француза Наполеона Бонапарта: «Если вы не хотите кормить свою армию, вам придется кормить чужую». То же самое можно сказать о подрастающих казахстанцах - как бы не получить поколение патриотов других государств…

 

Альбина АХМЕТОВА. 

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить