ПРЕСТУПНИК НЕ ВСЕГДА ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 600
-
26 Сен 2017
Лишение свободы практически не работает как средство исправления преступников и предупреждения совершения ими повторного преступления. К тому же содержание большого числа граждан в колониях серьезно обременяет бюджет государства.
Как отметил министр внутренних дел Калмуханбет Касымов в ходе «правчаса» в мажилисе, в этой связи согласно Стратегии «Казахстан-2050» и с учетом опыта европейских государств Казахстан двигается по пути гуманизации уголовного законодательства и расширения сферы уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Это позволило снизить тюремное население в стране с 57 тысяч в 2011 году до 35,5 тысячи человек в текущем году.
- Если 15 лет назад Казахстан по количеству заключенных занимал в мировом рейтинге третье место после США и России, то сейчас мы находимся на 68-й строке. В перспективе баланс осужденных по мерам уголовного наказания должен измениться. Предполагается, что тех, кто приговорен к лишению свободы, будет меньше, а тех, кто остается на воле под надзором службы пробации и полиции, - значительно больше. Этим объясняется появление в Казахстане службы пробации, - сказал глава МВД.
При этом он сообщил, что в стране теперь законодательно сформирован полный цикл пробации. Таким образом, система пробации сейчас охватывает все криминально-опасные ситуации, в которые попадает человек, - от начального его конфликта с законом до работы по предупреждению совершения им повторных преступлений. Последнее наиболее актуально, поскольку в стране ежегодно освобождаются из колоний более 10 тысяч граждан. Почти треть из них, выйдя на свободу, вновь совершают преступления.
В настоящее время под надзором службы пробации находятся 28 тысяч лиц, 15 тысячам из которых оказано содействие в трудоустройстве, лечении, восстановлении документов и получении образования.
Но, по словам министра, необходимо дальнейшее развитие службы пробации и ее целевое, ресурсное и штатное укрепление. Во многих регионах предстоит еще создать надлежащие условия для работы инспекторов службы пробации, особенно в сельской местности, где подавляющее большинство размещено в участковых пунктах полиции, которых и без того не хватает.
Нуждается служба пробации в оснащении автотранспортом, а также компьютерами для внедрения и использования со следующего года электронного мониторинга, так называемых электронных браслетов для порядка 6 тысяч человек, состоящих на пробационном контроле.
Оборотной стороной развития службы пробации является отказ от строительства новых тюрем в рамках государственно-частного партнерства. Хотя ранее Министерство внутренних дел не раз заявляло о том, что для перехода от коллективной к покамерной форме содержания осужденных нужно строить новые современные учреждения на основе ГЧП.
- За 10 лет нахождения системы в ведении Министерства юстиции не было построено ни одной колонии, ни одного следственного изолятора. Вариант строительства новой колонии с использованием механизма ГЧП прорабатывался совместно с Министерством национальной экономики. Однако проект даже на условиях частного капитала по схеме концессии не прошел экспертизу, оказался весьма дорогостоящим для бюджета страны. В настоящее время совместно с Министерством нацэкономики и Казахстанским центром государственно-частного партнерства выработаны и одобрены правительством предложения, предусматривающие реконструкцию имеющихся на территории исправительных учреждений жилых корпусов либо строительство новых корпусов с покамерным содержанием через альтернативные механизмы ГЧП, - пояснил глава ведомства.
Реализация данного предложения, по данным главы МВД, потребует на 50% меньше затрат в сравнении со строительством с нуля новых исправительных учреждений.
По новой программе первой будут ремонтировать женскую колонию, при которой имеется Дом ребенка, где на данный момент пребывают 25 детей.
В свою очередь председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса Нурлан Абдиров указал на необязательный характер досудебной и постпенитенциарной пробации. Так, согласно его данным, с начала 2017 года в целом по республике досудебная пробация применена в отношении 121(!) лица. При этом в Кызылординской и Мангыстауской областях такой вид пробации применен в отношении всего лишь четырех человек, а в Астане и Карагандинской области этот вид пробации вообще не разработан. И это несмотря на то, что потенциальное количество участников этого процесса объективно должно быть значительно больше, учитывая категории лиц, подпадающих по закону под досудебную пробацию.
Оксана ДАИРОВА («КП» - Астана).