Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Вт05212024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество СТРАНУ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА И ПОДНЕБЕСНУЮ ОСНОВАЛИ ТЮРКИ?

СТРАНУ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА И ПОДНЕБЕСНУЮ ОСНОВАЛИ ТЮРКИ?

 

Древнее китайское изображение сяньбийского лучника.

 

Версия казахстанского историка, писателя Жумажана Байжумина, известного своими неортодоксальными взглядами на историю, о том, что тюркская руническая письменность более древняя, чем принято считать, не оставила наших читателей равнодушными. И мы решили продолжить с ним беседу, на этот раз - о теории тюркского происхождения многих азиатских государств, в том числе, представьте себе, Китая и Японии!

 

У истоков правящих династий – тюрки-кочевники

 

- Говоря о появлении государств на территории Китая в новое время, мы, как и прежде, наблюдаем известную историческую закономерность, согласно которой основателями большинства правящих династий выступали тюркоязычные кочевники Турана. По мнению казахского историка Султана Акимбекова, построенная в эпоху Цинь Великая Китайская стена «…стала тем символом, который окончательно отделил мир консолидированной китайской государственности и тесно связанной с ней культуры Древнего Китая от степных кочевников». Тем не менее, постройка этой стены нисколько не мешала последним легко преодолевать ее и завоевывать северокитайские земли, по-прежнему, раз за разом создавая на них собственные государства, - считает наш собеседник. - К примеру, период 304-439 годов остался в истории Китая как эпоха «шестнадцати государств пяти северных племен». В это историческое время пять кочевых племен, именуемых в китайских источниках сюнну, цзе, сяньби, ди и цян, создали в этой стране свои государства, которых в общей сложности насчитывалось 16. Кроме того, в тот же период, в 386 году, возникло государство Северное Вэй (Тоба Вэй), основанное кочевым племенем Тоба. Объединив под своей властью большую часть Северного Китая, оно существовало до 535 года. В том же 386 году пришедшие из степей завоеватели-степняки создали и два других государства - Северное Ци и Северное Чжоу. Сейчас многие исследователи склоняются к тому, что все вышеназванные племена были тюркскими, включая обширное родоплеменное объединение Сяньби, которое ранее считалось древнемонгольским и древнеманьчжурским, а также крупное племя Тоба, причисляемое прежде к сяньбийским.

По свидетельству французского ученого-востоковеда Поля Пелио, в Китае сохранился древний словарь сяньбийского языка, «…не оставляющий сомнения в том, что этот язык был тюркским». Следует добавить, что племя Тоба и всех сяньбийцев считает тюрками не только Пелио. В этом убеждены многие ученые. Разгадка того, как малоизвестные и малочисленные древние монголоязычные (или маньчжуроязычные) Сяньби эволюционировали в многочисленное могущественное тюркоязычное кочевое объединение, в следующей информации. После разделения в 93 году н.э. общей массы кочевавших в Монголии гуннов часть их двинулась на запад, возглавив в IV-V веках великое переселение народов в Европе, а другая часть осталась в Монголии.

 

Жумажан Байжумин.

 

Как пишет Лев Гумилев: «Оставшиеся рода сюнну (т. е. гуннов), которые все еще насчитывали свыше 100 тысяч юрт, стали называть себя сяньбийцами, подчинились сяньбийцам, и с этого времени началось постепенное усиление сяньбийцев». Поэтому нет ничего удивительного в том, что он называет «сяньбийцем» даже основателя «древних тюрков» - легендарного Ашину. Об этнической принадлежности кочевников, основавших в этот же период государство Северное Чжоу, а заодно и об их постепенной эволюции в оседлых китайцев, сообщает летопись «Бэй-ши»: «Одеяние мужчин сходно с тюркским. Обыкновения и управление сходны с китайскими. Письмена их одинаковы с китайскими, но вместе с тем употребляют и тюркское письмо. Хотя все хорошо изучаются читать по-китайски, но все говорят на тюркском языке».

 

Государство Тоба Вэй - империя номадов

 

История Тоба Вэй началась с того, что северокитайская династия Цзинь вступила в союз с кочевниками Тоба для борьбы с враждебным ей государством Северная Хань. Последнее было создано гуннами и не входило в состав объединения Сяньби. Это произошло в самом начале IV века, и первым владением, основанным Тоба в Северном Китае, стало государство Дай. В начале своей истории небольшое государство Дай, позднее выросшее в империю Северная Вэй (Тоба Вэй), всячески стремилось сохранить свои кочевые традиции и существовало как племенное сяньбийское государство. В названный период - период основанного на племенной сплоченности могущества Тоба - это государство было способно выставить в войне огромное конное войско, что позволило его первым императорам нанести ряд серьезных поражений кочевым гуннам и жужаням.

Однако при императоре Юань Хуне началась тотальная китаизация страны. В Тоба Вэй были введены китайские методы управления, происходил отказ от сяньбийских обычаев, кочевого уклада, поощрялись смешанные браки с китаянками и китайцами. Затем было запрещено употребление родного языка, табгачам приказали взять китайские фамилии, при этом сам император взял себе фамилию Юань. Все, кто сопротивлялся этим приказам, были казнены. Но глубокая китаизация затронула в основном императорский двор и верхние слои аристократии. Как результат - большинство завоевателей-тоба стали проявлять враждебность ко двору и высшей знати. В начале VI века вспыхнули восстания в военных гарнизонах на севере империи. Восстания продолжались долгие годы, вследствие чего возник острый внутренний кризис. В 535-536 годах империя распалась на Восточную и Западную Вэй.

 

Что общего у казахских салов, древнеримских салий и монахов Шаолиня?

 

В период своего правления династия Тоба Вэй активно поощряла в стране развитие культуры и искусства. Как пишет британский ученый-синолог Эдуард Паркер, «приграничные государства Китая были глубоко пропитаны традициями татар (т.е. тюрков)».

- В оседлой среде китаизированных тюрков государства Тоба Вэй получила своеобразное развитие очень древняя духовно-воинская традиция степного Турана, - отмечает Жумажан Байжумин. - На протяжении тысячелетий в Центральноевразийской степи действовали тайные духовные ритуальные союзы так называемых салов. Их основным идеологическим стержнем был культ предков-воинов. Например, известный казахский исследователь Едыге Турсунов писал, что казахские салы еще во времена казахско-джунгарских войн отличались как бесстрашные воины, выезжавшие в походы на замечательных скакунах, с затейливо разукрашенными сбруей и оружием, в яркой одежде необычных фасонов, но без шлема и защитных доспехов. Исключительный общественный статус салов в казахском кочевом обществе объяснялся тем, что, будучи хранителями древнейших воинских традиций Турана, они одновременно обладали привилегиями членов тайных духовных союзов с многовековой историей.

Аналогичная категория носителей этой традиции существовала и в Древнем Риме: древнеримские салы или салии (сравните названия!) были отправителями культа бога войны Марса и исполнителями древних песнопений и военных плясок. Согласно данным казахстанских исследователей, институт салов, эволюционировавших через сотни лет в труппы эксцентричных бродячих поэтов и певцов, существовал у казахов вплоть до начала ХХ века. Одним из последних салов казахской степи был знаменитый Биржан-сал.

В Китае носителями духовно-воинской традиции выступали воины-монахи монастырей Шаолинь. Первый и наиболее известный щаолиньский монастырь, так называемый «Северный Шаолинь» («Суншань Шаолиньсы»), возник на овеянной легендами горе Суншань на южном берегу реки Хуанхэ. Первоначально даосский, а затем ставший буддийским монастырь был основан в 495 году при поддержке Сяо Вэнь-ди - императора из правящей династии Тоба Вэй. Он стал местом прибежища бродячих воинов-поэтов и мастеров боевых искусств из среды осевших в Китае тоба и других кочевников, для которых мирный образ жизни китайского городского обывателя или крестьянина оказался абсолютно неприемлем.

Боевые искусства, с которыми прочно ассоциируется монастырь Шаолинь, были тесно связаны с боевыми танцами. Они возникли и впоследствии развились в среде профессиональных воинов из числа осевших в Северном Китае степных завоевателей. В исполнении боевых танцев, которые высоко ценили при императорских дворах, нередко принимали участие сотни воинов, которые разыгрывали исторические батальные сцены. Масштабные боевые представления включали в себя защиту невооруженного противника от вооруженного, приемы отбора оружия, броски и захваты. Так, из этих ритуальных боевых танцев постепенно сформировалось множество различных комплексов боевых искусств (рукопашного боя), которые стали применяться при военной подготовке. По данным российского исследователя Р. Безертинова, аналогичный комплекс боевых искусств под названием «Қара қаплан» («Черный тигр») существовал и у древних тюрков, кочевавших в степях к северу от Китая. В 620 году, после того, как 13 шаолиньских монахов помогли императору Ли Миню (599-649) удержаться на престоле, монастырь Шаолинь получил высочайшее соизволение содержать свое монашеское войско.

 

Павел ЗЛОБИН.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить