КОНСТИТУЦИЯ НУЖДАЕТСЯ В РЕФОРМИРОВАНИИ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1299
-
07 Фев 2017
Проектом дополнений и изменений в Конституцию предусмотрено внести дополнения и изменения в 17 статей Основного закона. При этом дополнения и изменения затрагивают в основном разделы, регламентирующие статус Президента, Парламента, Правительства, Конституционного Совета, судов и прокуратуры, местного государственного управления и самоуправления, а также заключительные и переходные положения нашей Конституции.
Следует отметить, что конституционная реформа не затрагивает I раздел Конституции «Общие положения», тогда как, на мой взгляд, можно переосмыслить и, возможно, пересмотреть некоторые положения и этого раздела. С позиций ученого-юриста полагаю, что название I раздела Конституции не вполне соответствует его содержанию. Раздел включает в себя 9 статей, но статьи эти являются фундаментальными и концептуальными, поскольку устанавливают основы нашей государственности. Ими же определяются устои государства, его демократический, светский, правовой и социальный характер. В нем заложены основные принципы и идеи Конституции, устанавливаются унитарное устройство, президентская форма правления, суверенитет, территориальная целостность и другие основы конституционного строя нашей страны. Основываясь на вышеизложенном, полагаю, что I раздел Конституции вполне обоснованно можно было бы назвать «Основы конституционного строя». Данное название наиболее полно соответствовало бы содержательной стороне этого раздела.
Думаю, необходимо обратить внимание и на такое понятие, как «политическая система». В настоящее время, особенно в процессе проводимой в стране конституционной реформы, на всех уровнях и в средствах массовой информации очень много говорится о необходимости модернизации политической системы. Однако само определение «политическая система» в Основном законе страны отсутствует. Считаю, что это пробел в нашей Конституции, который необходимо восполнить путем включения в I раздел (логично после статьи 4) отдельной статьи примерно следующего содержания: «Политическая система Республики Казахстан представляет собой совокупность государственных и общественных институтов, участвующих в политической жизни страны». Не претендуя на совершенство данного определения, полагаю, что его наличие в Основном законе позитивно отразится на смысловом содержании Конституции Республики Казахстан. И еще один момент, на который, по моему мнению, следует обратить внимание в I разделе Конституции, - это пункт 3 статьи 5 Основного закона, в соответствии с которым «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований». Надо полагать, что из смысла данного пункта следует запрет физическим лицам создавать, а государственным органам осуществлять регистрацию таких общественных организаций, а также запрет уже зарегистрированным общественным организациям осуществлять деятельность, изложенную в данном пункте. Следовательно, адресатами этого запрета являются физические лица, государственные органы, уполномоченные осуществлять юридическую регистрацию общественных организаций, и их должностные лица, а также уже прошедшие государственную регистрацию и функционирующие общественные организации. Исходя из этого, на мой взгляд, можно было бы изложить этот пункт в следующей редакции: «Запрещается любая деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни». Думается, что такая формулировка более оптимально отражала бы смысл и содержание этого пункта. Понятно, что Уголовный кодекс РК содержит в себе составы преступлений за совершение указанных в данном пункте запрещенных деяний, но при этом не следует забывать, что нормы Конституции обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие. Причем пункт этот следует разместить последним в 5 статье, с тем чтобы соблюсти логическую последовательность изложения положений данной статьи Основного закона.
Доктор юридических наук,
профессор Эркин ДУЙСЕНОВ
.