5 ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКОВ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1680
-
23 Дек 2016
Сколько процентов детей радуются школе? И есть ли такие вообще? Почему школа, которой выделяются огромные бюджетные средства, которой помогают родители, так и не стала тем местом, куда дети стремятся? Ведь если вдуматься, почему дети при одном упоминании слова «школа» закатывают глаза?
Для того, чтобы разобраться в этих хитросплетениях, мне пришлось попросить учеников старшего звена (10, 11 классов) одной их алматинских школ принять участие в опросе, чтобы выявить основные сложности современного образовательного процесса. Ребята откликнулись с удовольствием. В общей сложности мне удалось опросить около ста человек. Каждому из них было предложено высказать свое мнение и оценить по пятибалльной шкале непременные составляющие любого учебного процесса: столовую, школьную форму, непосредственно образовательный процесс, а также систему тестов и аттестаций. Проанализировав результаты опроса, мне удалось выделить топлист проблем, которые мешают ребятам по-настоящему полюбить учебу.
5. СТОЛОВАЯ
Заслуженное пятое место занимает система школьного питания. Более половины учащихся оказались им недовольны. Объясняют это по-разному: кому-то не хватает разнообразия, а кто-то жалуется на цены.
Однако если отследить уровень разнообразия блюд в регионах нашей страны сложно, то сопоставить цены не составит никакого труда. Так, по данным статистики, цена обеда в школах варьируется от 150 до 400 тенге. Самые высокие цены у школьников Алматы и Астаны. Один обед обойдется им в 300-400 тенге. В Карагандинской, Павлодарской и Акмолинской областях цена составит 200-250 тенге. А в Костанайской области ученик может поесть всего за 150 тенге!
Бесспорно, важность денежного вопроса нельзя скидывать со счетов. Но гораздо более важными для детей и их родителей остаются вкусовые показатели и качество школьных обедов. Все чаще в столовой можно встретить детей с баночками и контейнерами, взятыми из дома.
К примеру, родители каждый день дают Диасу деньги на школьный обед, но он предпочитает взять что-нибудь из дома.
- Я просто физически не могу это есть. Блюда то пересолены, то пережарены, то попросту несъедобны, - поделился 11-классник. - Такими темпами скоро научусь здорово готовить.
4. НЕХВАТКА ВРЕМЕНИ
Четвертое место отвоевала, наверное, главная проблема детей XXI века. Тотальный цейтнот, выражаясь языком шахмат, не дает школьникам спокойно вздохнуть. Каждая минута современного ребенка занята если не выполнением домашнего задания, то, непременно, каким-нибудь кружком, в который любящие родители не преминули записать своего отпрыска.
Все это осложняется еще и откровенно перегруженной школьной программой. Учебный день в школах республики в среднем составляет 6-7 часов. Если прибавить к этому время, занятое выполнением домашнего задания, то получается, что ребенок тратит на обучение 8-9 часов в сутки. К слову, согласно Трудовому кодексу РК, норма трудового дня для шестидневной рабочей недели не должна превышать семи часов.
Чтобы показать глубину проблемы, мне достаточно продемонстрировать свой собственный ежедневный график. Итак, встаю я обычно в 5 часов, чтобы успеть доделать уроки, которые не сделал вечером. В 7 часов выхожу в школу. И лишь к 4 часам возвращаюсь обратно домой. Слегка перекусив, бегу на тренировку, хотя бы на полчаса, затем на дополнительные занятия. Окончательно домой я возвращаюсь к 9 часам. И снова уроки, уроки, уроки…
К сожалению, учебные заведения страны все еще функционируют по принципу: «чем больше ребенок в школе, тем больше ребенок знает». Хотя подобная схема обучения давным-давно опровергнута мировой практикой. Так, в школах Скандинавии «рабочий» день ребенка не превышает нескольких часов. В Финляндии, к примеру, продолжительность учебного дня не должна выходить за рамки пяти часов. И при этом домашнее задание в школах Финляндии или Норвегии - большая редкость! А учатся там пять дней вместо шести!
3. ШКОЛЬНАЯ ФОРМА
Третье место занимает пресловутый вопрос о школьной форме. Плох тот ученик, который ни разу не хотел прийти в школу в джинсах и футболке. Ну а как же любить школьную форму?! Она попросту непрактична. Зимой в ней холодно, летом - жарко.
Результаты опроса полностью подтвердили это предположение. 79 человек из 92 опрошенных поставили школьной форме наименьшую нулевую оценку. В пример ребята привели учащихся западных стран, где в большинстве школ отсутствуют любые особенные требования по поводу одежды. «У них там дети могут прийти в школу хоть в пижаме и тапочках. И никакого пагубного воздействия на учебный процесс это не оказывает. Почему нам нельзя так же? Постоянно приходится искать обходные пути, бороться с администрацией», - поделилась 11классница Дарья Сиденко.
Нетрудно понять разочарование учеников школьной формой, однако отменять ее в нашей стране, по всей видимости, никто не торопится. Ввиду того, что сейчас сильно распространено в руководящих кругах мнение о важности школьной формы как системы, ставящей всех детей в равные условия. Поэтому в ближайшее время каких-либо нововведений в этой области не предвидится. Единственное, что остается родителям, - покупать качественную форму, дабы облегчить жизнь своим любимым деткам.
2. ВЫБОР ПРЕДМЕТОВ
А на втором месте рейтинга расположилась проблема не только казахстанских школ, но и всего среднего образования постсоветского пространства. Равняясь на европейскую систему, высокопоставленные лица почему-то раз за разом игнорируют главную особенность зарубежного образования: альтернативность в выборе предметов.
- Я хочу стать журналисткой! Зачем мне семь уроков математики в неделю?! И это я еще не говорю про абаеведение, самопознание, - этот крик души ученицы 10го класса выражает мнение всех учеников школы, города, да и всей страны.
В финских школах эту проблему решают предметами по выбору. Считается, что ребенок и взрослый, несущий за него ответственность, сами вольны выбирать нужные и ненужные предметы. Причем диапазон предметов, выбираемых самостоятельно, впечатляет. Среди них: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение и многое другое.
Подобная система поддерживает и самоопределение ребенка. К примеру, отрок, почувствовавший непомерную тягу к медицине, будет изучать биологию в школе на первое, второе и десерт. Напротив, девушка, почувствовавшая себя Софьей Ковалевской, доблестно пожертвует химией и биологией в пользу королевы наук - математики!
Ученики же казахстанских школ пока вынуждены работать на всех фронтах. Хотя, как не зря гласит народная мудрость, «лучше меньше, да лучше».
1. ТЕСТЫ ИЛИ ЭКЗАМЕНЫ
А вот и победитель нашего рейтинга! Абсолютным лидером в списке ключевых трудностей для учеников казахстанских школ стала система проверки знаний! И речь здесь вовсе не про очередную трудную контрольную, проведенную зловредным учителем математики. Казахстанская система экзаменации, в особенности итоговой, по меньшей мере, хромает на обе ноги. Зачастую провальные попытки реформировать итоговую аттестацию ведут к панике выпускников средней и старшей школы и их родителей.
И если ситуация со средним звеном, где введены государственные экзамены, более или менее укладывается в голове, то одиннадцатиклассники в очередной раз обречены столкнуться с чем-то неизведанным. «До последнего были уверены, что будем сдавать ЕНТ. Готовились к нему с 6 класса. А сейчас просто неразбериха…», - в один голос твердят старшеклассники. Введенный в 2004 году формат тестирования ЕНТ (Единое национальное тестирование) успел за свой недлинный жизненный путь получить невиданное количество критики. ЕНТ обвиняли в неточности вопросов, размытой системе проверки, чрезмерной строгости и вообще во всех смертных грехах. Не редкостью для такого рода тестирования были вопросы, несоотносимые со школьной программой, неточные формулировки и околонаучные задания. Чрезмерный контроль и психологическое давление зачастую вызывали у выпускника стресс, несовместимый с нормальной мозговой деятельностью.
Недовольные возгласы были услышаны, и после многочисленных поправок и нововведений тестирование таки было заменено… На экзамены. Или не заменено?! К середине ноября 2016 года выпускники понятия не имеют, что ждет их в июне и как им предстоит отстаивать свои аттестаты.
Артем ГАВРИЛЕНКО