Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Вс11242024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество Кто на свете всех щедрее?

Кто на свете всех щедрее?

По данным британской организации Charities Aid Formation (CAF), в этом году во «Всемирном индексе благотворительности» Казахстан на 101-м месте из 153-х.

Большинство людей на планете считают благотворительность нужным и полезным занятием. Но сами в этом благом деле принимать участие спешат не особо.

«Комсомолка» решила разобраться, почему мы находимся на этой позиции, а заодно сравнить условия для благотворительности с лидером рейтинга (США) и нашими соседями - Россией и Китаем.

США

Большинство благотворительных фондов в США - частные, их более 2000, государственных - по пальцам пересчитать. И это отражает американский подход к финансированию «некоммерческой» сферы. Действительно, первоначально благотворительные фонды и задумывались, чтобы снять с государства бремя помощи «неприбыльной» сфере: бездомным, искусству, охране окружающей среды. Первые фонды появились в начале ХХ века с подачи Рокфеллера, Карнеги, Форда для решения исключительно внутренних проблем.

Известный исследователь благотворительных фондов Джоан Роелофс называет три причины, по которым американские миллиардеры создавали фонды и помещали туда свои капиталы. Первая - чисто финансовая: уменьшение своего дохода и тем самым снижение налога. Вторая - создание постоянно действующего механизма влияния на социально-культурную атмосферу общества, тем самым укрепления контроля над ним. Третья - улучшение собственного «имиджа» в общественном мнении, что немаловажно в условиях конкурентной экономики.

Кроме того, в США есть закон, который позволяет в конце года при заполнении декларации о налогах вычесть сумму, потраченную на благотворительность. Это не может быть более 30 или 50% от общего дохода, процент зависит от типа организации, которой направлена помощь. Благотворительностью считается и передача вещей. В законе есть довольно подробное описание, как оценивать вещи. Суть сводится к тому, что стоимость не может быть выше рыночной цены аналогичного товара. Та же одежда будет намного дешевле, чем ее купили. Получается, фактически государство покупает у американцев вещи. Это своего рода стимуляция к благотворительности тех, кому проще выкинуть что-то ненужное, чем помогать окружающим. Но этот же закон позволяет освободить от двойного налогооблажения ту часть дохода, которая была в течение года потрачена на благотворительность. В то же время крупным компаниям, бизнесменам намного выгоднее отдать на благотворительность ту сумму, которую они заплатили бы государству в виде налогов. В первом случае они получают признание, огласку в новостях, повышают свою репутацию и рейтинг, а во втором - просто выполняют свой долг налогоплательщика.

Китай

После трех десятилетий строительства «социалистической рыночной экономики» Китай столкнулся с колоссальным социальным неравенством. В 2014 году число долларовых миллионеров выросло до миллиона человек, в то же время более 82 миллионов китайцев живут на один доллар в день! Эта разница в уровне жизни и породила китайский благотворительный бум в начале XXI века. Однако сектор благотворительности в Китае развивается крайне медленно, несмотря на наличие тех, кто хочет помогать, и тех, кто нуждается в помощи.

Китай традиционно входит в число «скупых» стран. Следуя многовековым конфуцианским традициям, рядовые китайцы безвозмездно помогают, прежде всего, своим близким родственникам, членам большого семейного клана, но при этом весьма редко чужим. Движущей силой благотворительного бума стали миллионеры первого поколения и малочисленный средний класс, представленный в основном жителями мегаполисов.

Совершенно очевидно, что частная благотворительность необходима современному Китаю. Компартия не сможет справиться с решением ряда опасных социальных противоречий, вызванных растущим социально-экономическим неравенством. Конфликтов в обществе удастся избежать, если очень богатые китайцы начнут заботиться об очень бедных китайцах. Лидеры компартии это прекрасно понимают и не раз заявляли о готовности поддержать инициативных филантропов. С другой стороны, благотворительность подразумевает самоорганизацию, то есть является частью гражданского общества, стимулировать развитие которого компартии по понятным причинам невыгодно. Поэтому потенциальным благотворителям сложно справиться с бюрократическими формальностями: например, частному лицу, чтобы основать благотворительную организацию, необходимо вложить в нее не менее двух миллионов юаней.

Россия

В России передача безвозмездной помощи для коммерческих организаций и физических лиц осуществляется добровольно. Данный вид помощи существует только за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. При этом получатель не обязательно должен быть благотворительной или гуманитарной организацией. Им может быть любая коммерческая организация. Как видим, закон не только регламентирует процедуру, но и очевидным образом страхует ситуацию от злоупотреблений.

Под понятие благотворительности в России попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции. На размытость термина «благотворительность» влияет устоявшаяся культурная традиция России, где благотворительность долгие века была делом духовным. Поэтому, несмотря на то, что в России с 1995 года действует Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительность в России развита еще слабо. Так, в 2008 году в стране существовало всего 338 зарегистрированных благотворительных организаций. А из всех российских компаний никак не участвуют в благотворительности 30%. В то время как, например, в США таких компаний всего 2%, а в Европе - 4%.

Казахстан

Для того чтобы перейти непосредственно к нашей стране, вкратце подведем итог. Итак, благотворительность в США - исторически сложившаяся данность, которая хорошо подпитывается финансовыми льготами, поэтому заниматься помощью здесь модно и выгодно, а механизм четко прописан в законе. В Поднебесной из-за низкой поддержки со стороны государства уровень благотворительности растет, что называется, снизу. Ведь, несмотря на отсутствие льгот и бумажную волокиту, КНР медленно, но верно увеличивает свою позицию в мировом рейтинге. Наш северный сосед по многим показателям (менталитет, соотношение бедных и богатых, развитие экономики) ближе всего к Казахстану. Но даже если учитывать, что Россия ниже Казахстана в рейтинге, развитие благотворительности в этой стране также идет давно и планомерно. К примеру, тот же закон о благотворительности, который только сейчас вносится на рассмотрение в мажилис, в России приняли еще в 90-е. Казахстан все эти годы обходился без данного закона, и только мировой финансовый кризис подтолкнул государство к изменениям в этой сфере. Основную причину принятия данного закона член Комитета по финансам и бюджету мажилисмен Николай Кузьмин видит в экономических последствиях. Так, по предварительным расчетам, это объем денежных поступлений, работ и услуг при осуществлении благотворительных, спонсорских и меценатских программ в размере около 1% от ВВП страны в ежегодном исчислении (ВВП в 2014 году равен 38,03 триллиона тенге). Неизвестно, сколько понадобится для этого времени, ведь по данным представителя Национальной палаты предпринимателей Талгата Доскенова, сегодня отечественный рынок благотворительности оценивается по разным оценкам в 150-400 миллионов тенге в год. При этом более двух миллиардов тенге пожертвований остается в тени. Кроме того, несмотря на то, что законопроект о благотворительности готовился на протяжении трех лет, представители общественных объединений считают его «сырым». По мнению общественного деятеля, руководителя ОФ «Дом» Аружан Саин, закон нуждается в корректировке: «Ключевой момент - мотивация бизнеса и населения к участию в благотворительной деятельности. Особенно бизнеса, как имеющего большие экономические возможности. Это может быть достигнуто через налоговое стимулирование».

Принятие закона в нашем случае - самая легкая часть пути к развитию. Пример России наглядно показывает, что сам по себе закон не гарантирует общенациональный взлет щедрости. Остаются еще проблемы прозрачности, стимуляции, подотчетности и эффективности благотворительной деятельности. Разработчики обещают учесть пожелания как благотворительных фондов, так и предпринимателей и надеются на значительный рост объемов благотворительности в будущем. Но пока в Казахстане наблюдается совсем не радужная картина. Так, со слов основателя общественного фонда «Бауыржан» Жулдыз Омарбековой, «если говорить об истинной благотворительности, когда помогают не за блага, а по велению души, то в Казахстане благотворительности почти нет. Есть лишь единичные примеры. Для такого малочисленного населения у нас большой процент богатых людей, хотелось бы, конечно, обратить их внимание на сферу благотворительности. Увы, из крупных бизнесменов, таких, о которых мы читаем в списках Forbes, нет никого, кто занимался бы соответствующей их уровню благотворительностью. Есть средней руки бизнесмены, но их фамилии общественности не известны. Для бизнеса понятия благотворительности нет вообще, есть только спонсорская помощь».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Казахстан с каждым годом опускается в рейтинге все ниже и ниже. Поможет ли перебороть сложившуюся тенденцию принятие нового законопроекта, покажет время.

Мировой рейтинг благотворительности*

Казахстан занял в ежегодном рейтинге благотворительности 101-е место, опустившись за год на 45 позиций.

Ежегодный рейтинг составлен агентством Gallup WorldView World Poll (worldview.gallup.com) по данным исследования общественного мнения в 153 странах.

Мы взяли данные по США, как практически бессменному лидеру по благотворительности, по Казахстану и двум нашим соседям - России и Китаю. Надо отметить, что США на протяжении нескольких лет показывают положительную динамику по всем трем показателям рейтинга. Россия и Китай, несмотря на то, что они находятся в рейтинге ниже нашей республики, улучшили свои показатели в 2014 году в сравнении с прошлым годом. Для Казахстана звездным годом стал предкризисный 2013-й, тогда наша республика улучшила все три показателя и заняла в общем рейтинге достаточно высокое для себя 66-е место. Но уже в следующем году Казахстан снизил показатели по всем трем направлениям. Так, если оказывать помощь незнакомым людям стали всего на 7% меньше, то число желающих пожертвовать деньги или участвовать в качестве волонтеров уменьшилось практически на треть. При этом США, Китай и Россия, напротив, показали рост от 1 до 6%.

Виталий КРАСНОВ.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить