Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пн05062024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество Казахстанские археологи сделали открытие, которое может изменить представление об истории Азии.

Казахстанские археологи сделали открытие, которое может изменить представление об истории Азии.

 

Археологические раскопки на холме Культобе, под которым расположены остатки средневекового города Яссы - предтечи Туркестана, ведутся давно.  В прошлом году археологи уже раскопали одну сенсацию  - всего в нескольких сотнях метров от знаменитого мавзолея Яссави, в центре застройки древней цитадели, они нашли культовое сооружение пока еще неопределенной религии.

 

Напомним, специалисты Туркестанской археологической экспедиции Института археологии имени А. Х. Маргулана вскрыли храм, в центре которого находится равносторонний крест размером 18 на 18 метров. Вопрос о его религиозной принадлежности не обсуждался даже на уровне предположений: чтобы выдвинуть какие-то версии, необходимо раскопать памятник до конца. Но уже на этом этапе начальник Туркестанской археологической экспедиции, главный научный сотрудник Института археологии имени Маргулана Ербулат Смагулов заявил: «Сам факт обнаружения загадочного храма, датируемого как минимум III-IV вв. н.э., переворачивает прежние представления о Туркестане - в древний домусульманский период он являлся центром иной, даже специалистам еще не понятной, религии».

В нынешний полевой сезон археологи возобновили раскопки  древней цитадели. И предварительные выводы ученых об уникальности обнаруженных свидетельств существования сложного архитектурного ансамбля, окруженного мощной фортификацией, находят дальнейшие подтверждения и доказательства. А недавно, буквально в канун Дня Победы, археологи в более поздних слоях IX-X вв. нашли керамический горшок с отчетливой рунической надписью.

- Уникальность этого письменного послания из глубины веков, полная сохранность трехстрочной надписи могла бы пролить свет на неясные вопросы древней истории, - поделился с «КП» Ербулат Смагулов. - Но не все так просто с руническими надписями и шире - рунической письменностью, бывшей, как известно, древнейшим видом письма, широко распространенного в древности и раннем Cредневековье в Евразии и в том числе на территории Казахстана. Не все известные на сегодняшний день виды рунической письменности поддаются прочтению. Если древнетюркские рунические эпиграфические памятники Монголии и Енисея уже давно и однозначно читаются специалистами, то находки рунической письменности в древних городах Южного Казахстана до сих пор не дешифрованы.

Чтобы прочитать и понять любую письменность, помимо формы использованных букв, а ведь руны - это, по сути, те же буквы, надо знать еще, и какой звук передавал каждый знак азбуки. Только тогда из рунических знаков можно сложить слова и в итоге определить язык древних и содержание текстов. По словам Смагулова, самые известные рунические орхоно-енисейские надписи связаны с древнетюркским языком. Это ученые доказали еще в XIX веке. Современные исследователи выделяют до десятка типов рунических алфавитов и стоящих за ними систем письма,

т. е. письменностей. И не все рунические надписи в наше время поддаются дешифровке. Наука еще не может определить звуковое значение этих рун, поэтому специалисты затрудняются определить язык, слова которого переданы этими надписями. Это в полной мере относится к надписям, найденным археологами института на городище Древнего Саурана (там были обнаружены фрагменты лощеного черного горшка с вырезанной рунической надписью. - Авт.), и теперь вот в Туркестане.

Сауранская и туркестанская надписи на горшках схожи. Они содержат 2-3 строки, выполненные одинаковыми знаками-рунами. В первом случае руны нанесены каким-то резцом или острием ножа, во втором - надпись, похоже, прочерчена по сырой глине палочкой. Датируются эти эпи­графические памятники VIII-IX вв. н.э. Относятся к так называемой еще не прочтенной «ачикташской письменности». До саурано-туркестанских надписей было известно только три образца этой письменности. Это - надпись на палочке, случайно найденной в 1932 году в горной выработке в верховьях реки Талас, надпись на скале в местности Тозбулак в каракумских песках в 100 километрах севернее Бухары, обнаруженная в 1976 году, и две краткие строки по семь знаков на черепке сосуда, найденного при раскопках городища Алтын-асар (Восточное Приаралье) в 1987 году. Есть различные варианты прочтения этих надписей, исходя из норм орхоно-енисейского письма, но все они неоднозначны.

- Наши находки надписей из городищ Древнего Саурана и Туркестана оказываются самыми пространными после «ачикташской палочки», - подчеркнул начальник Туркестанской археологической экспедиции. - Они значительно расширяют графические варианты начертания знаков. И однозначно свидетельствуют, что эта письменность была широко распространена и была традиционной в VIII-X вв. в культуре присырдарьинских казахстанских городов и поселений. Найденный горшок с рунической надписью приводит к выводу, что это письмо было связано с городской культурой. Кроме того, существует интересная концепция, выдвинутая и отстаиваемая известным специалистом, профессором МГУ Игорем Кызласовым: любой вид рунической письменности мог сложиться или возникнуть только в условиях существования государства. И здесь логично возникает вопрос: в каком государстве, охватывавшем южные, юго-западные регионы Казахстана и Северную Киргизию, и когда могла возникнуть оригинальная письменность на основе рунического алфавита, которая не может быть пока прочтена, исходя из норм тюркского языка?

Ответ на этот важный для истории Казахстана вопрос можно получить только при расширении источниковедческого фонда, то есть увеличении количества находок древней письменности и обнаружении более пространных надписей. Археологи ожидают, что к этому приведут новые расширенные раскопки памятников, уже давших образцы загадочной туркестанской письменности.

Лаура Копжасарова,

Шымкент.

 

есть мнение!

Якутский исследователь Андрей Кривошапкин, автор книги «Наследие предков» (2008 г.), которую назвали сенсационной по новизне суждений, предложил собственный метод чтения древнего рунического письма. Он утверждает ошибочность подхода современной тюркологии к руническому письму как к алфавиту. Кривошапкин считает, что древнетюркское письмо - слоговое, и излагает разработанные им правила чтения, одинаковые для западного и восточного диалектов древнетюркского языка с использованием грамматики народа саха.

Прочитав и расшифровав по своему методу множество рун, он сделал еще один неординарный вывод об ошибочности поиска учеными в древних письменах изложения фактов истории, увековечения того или иного правителя, героя. Видеть в памятниках с руническими надписями своего рода древние «газеты», повествующие потомкам о тех или иных событиях и личностях, он считает нелогичным: стали бы в древности высекать на камне заметку о прошедшей битве или собранном урожае? Прочитав по своему методу немало рун, он заявил: большинство из них - это… молитвы. Ведь религия для древнего человека была важнейшей составляющей жизни. Речь идет о древней вере тюрков доисламского периода - тенгрианстве.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить