«Пьешь воду – помни об источниках» - формирование казахстанских ценностей
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 3619
-
15 Нояб 2014
Сегодня вопрос о казахстанских ценностях – это один из главных вопросов идеологического, политического и информационного поля Казахстана. К чему стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в жизни? Чему учить детей?
Общественное объединение «Инновациялық Даму» совместо с Министерством культуры и спорта в этом году приступил к реализации социального проекта по изучению и созданию условий для активизации работы по формированию казахстанских ценностей. В рамках проекта мы решили поинтересоваться у Гульмиры Кенжебалиной, к.ф.н., эксперт,и.о. зам. директора НИЦ "Молодежь" о том, как понимать это громкое сегодня, и в то же время такое ответственное понятие, - казахстанские ценности.
- Со времени получения независимости Казахстан за короткое время прошел большой путь, - начинает беседу Гульмира Негматовна. – Это были трудности становления экономики после развала Советской империи, становление политических институтов, реформирование системы образования и науки, изменение курса на социально-экономическую модернизацию страны. Проделана большая работа, но сделать предстоит еще больше. Идеологический фундамент, который, прежде всего, складывается из системы ценностей личности и общества, должен быть крепким и незыблемым. А система ценностей - четкой и однозначной. Только в этом случае обществу не страшны никакие мировые катаклизмы, экономические кризисы и новые угрозы.
-Гульмира Негматовна, расскажите об исторических ценностях Казахстана.
- В 2012 году в мировой список культурного наследия вошли три исторические ценности Казахстана - мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане, каменный комплекс петроглифов Тамгалы в Алматинской области и озера и степи Сарыарки и Северо-Казахстанской области. Это радует, но и заставляет задуматься, ведь на самом деле список исторических ценностей Казахстана намного шире. Кроме материальных историко-культурных объектов, следует помнить о существовании сокровищницы устного народного творчества, мифов и легенд, сказок и преданий, впитавших в себя весь исторический опыт казахстанцев и транслирующих его в причудливых сказочно-фантастических формах. За этими полетами мысли и фантазии – философия народа, его ценности и его судьба. Марина Цветаева писала «Наша кровь старше нас», имея в виду наш генный и культурный потенциал, преемственность между поколениями и незримую, но крепкую связь между ними. Так и наша Родина - она старше нас, она велика, ее культура бездонна, духовное богатство безгранично и священно. Самой долгой жизни не хватит, чтобы усвоить все ее уроки, опыт и мудрость. Но попытаться понять ее, услышать ее голос в мировой симфонии глобализации, запомнить его и следовать ему даже тогда, когда все кажется безнадежным – значит сохранить в себе частицу родной земли, значит быть ее благодарным сыном или дочерью. Для этого нам нужно постараться как можно глубже изучить духовные истоки, культурное наследие Казахстана. Именно там, в недрах отечественной истории, культуры, мировоззренческих основ и народной мудрости кроется упорство, жизнелюбие, сила и бесстрашие, благодаря которым даже после самых трагических испытаний, выпавших на ее долю, возрождалась и оживала священная казахская земля, строилась новая жизнь.
- Какие ценности приобрел народ Казахстана с независимостью? Видоизменились ли исторически сложившиеся ценности?
- Главная приобретенная ценность – это независимость. Не случайно Глава нашего государства в числе главных казахстанских политических ценностей назвал независимость, мир и согласие. Так сложилась казахстанская история, что независимость досталась нашему народу очень дорогой ценой – через борьбу и испытания, страдания и потери, терпение, мудрость и умение прощать. Независимость – это не манна небесная, это не то, что народ получает в качестве подарка. Это наивысшая ценность, которую нужно всегда быть готовым отстоять, нужно укреплять самоотверженным трудом, единством и согласием всех казахстанцев, непрестанным развитием науки и техники.
Ценность мира, наверно, особенно остро ощущают те страны и народы, которые не смогли его уберечь. То, что кажется само собой разумеющимся и навсегда данным, может разрушиться в один миг – наши повседневные заботы, мечты и планы могут быть утеряны в один миг в кошмаре войны. К счастью, благодаря прозорливой и мудрой внешней политике Елбасы, казахстанцы живут в мире.
Согласие в такой полиэтнической стране, как наша, – жизненно необходимая ценность. Мы все можем гордиться тем прецедентом, который создан в Казахстане – в дружбе и согласии живут наши соотечественники, люди разных национальностей и конфессий. Долг каждого казахстанца – беречь мир и укреплять согласие внутри страны.
- Согласно одного из опросов, 62,5% нацелено в своей жизни на самореализацию и материальный достаток. Эта ценность является главной для большинства молодых ученых. С учетом того, что основную часть молодых ученых составляют женщины, на втором месте в системе ценностей респонденты указали «семейное счастье» и «здоровье свое и близких» (58%).В качестве ценностей респонденты указали также «карьеру» (29,9%) и «образование» (25,9%). 15,6% опрошенных выделили в качестве значимой ценности «спокойную жизнь». 17% респондентов считают важным достижение поставленных целей. Любопытно, что только 0,6% указали в качестве ценности возможность быть полезным для общества. По вашему мнению, нормальные ли это показатели?
- В нацеленности большинства опрошенных на самореализацию не вижу ничего плохого. Более того, наличие возможностей для успешной самореализации человека как раз и является показателем благополучия любого государства. В Стратегии «Казахстан-2050» подчеркнута необходимость повышения качества человеческого потенциала страны. Казахстанская нация должна быть здоровой, образованной, гармонично развитой и конкурентоспособной на рынке труда. Самореализация граждан в процессе повышения качества человеческого потенциала играет важнейшую роль. Раскрывая свой личностный, профессиональный, творческий потенциал в добросовестном и качественном труде, каждый гражданин, тем самым, работает на благо своей страны. Как сказал О.Сулейменов, «Настоящий патриот – это профессионал своего дела». Потребность в материальном достатке также естественна: мы же все-таки живем в материальном мире. Другое дело, как этот материальный достаток будет достигаться. Если честным трудом, тогда ответ о ценности материального достатка скорее свидетельствуют о социальной активности, желании развития и улучшения жизненных условий. И еще важно не переступить ту грань, за которой материальное благополучие превращается в идола.
Семья и здоровье – это базовые ценности, которые, наверно, можно отнести к категории вечных ценностей. Хороший признак то, что они вошли в первую тройку ценностей. Нация, которая дорожит семьей и здоровьем, обладает большим духовно-нравственным потенциалом, силой воли, способна к разумному и конструктивному общению, нацелена прежде всего на созидание. В контексте глобализации, негативными сторонами которой стали размывание культурных и моральных ценностей, духовный кризис, именно семья может и должна стать опорой общества, транслятором идей добра, милосердия и справедливости. Все начинается с семьи. В то же время нужно помнить о необходимости государственной поддержки семьи и ее защите.
Что касается низкого процента по вопросу о ценности быть полезным обществу, думаю, что многие просто затруднились на него ответить в силу абстрактности этого вопроса. Что значит быть просто полезным обществу? Польза обществу и самореализация личности, к которой так стремятся сегодня многие, это две стороны одной медали. Быть мастером своего дела: строить качественные дома, писать хорошие книги, правильно лечить, талантливо преподавать. Все это очень конкретные и полезные для общества дела, очень далекие от пафосных формулировок.
- Устанавливает ли каждый для себя ценности или все-таки важна роль государства в этом вопросе?
- Безусловно, роль государства в вопросе установления и сохранения ценностных ориентиров является первичной. Человек – социален по своей сути и его личностная система ценностей и убеждений формируется в процессе семейного воспитания, образования, жизненного опыта, средств массовой информации. Другими словами, систему ценностей закладывают в человеке социальные факторы и социальные институты государства. Роль человека – быть носителем этих ценностей, передавать их из поколения в поколение, участвовать в их пересмотре и переосмыслении. Патриотично настроенный человек с твердыми нравственными убеждениями, сложившейся системой ценностей способен на выдающиеся достижения, плодотворный труд и творчество даже в самые сложные, переломные и кризисные времена. Проблема в том, чтобы она была, эта система ценностей, системно и последовательно культивировалась государством особенно в сознании детей и молодежи.
- Как государству не «перегнуть палку» в вопросах национально - патриотического воспитания? И возможно ли это, учитывая сегодняшнее влияние запада на нашу молодежь? Как найти золотую середину в вопросах воспитания молодых людей – чтобы и не сделать их людьми без собственного мнения, и в то же время вырастить здоровую личность, ратующую за страну?
- Во-первых, не нужно драматизировать ситуацию. Вопрос – как воспитывать молодежь возник не вчера и не будет исчерпан полностью завтра. Общество всегда будет сталкиваться с новыми вызовами, оно развивается, а, значит, то как воспитывали молодежь раньше, уже может не работать эффективно сегодня. Глобализация коренным образом изменила, расширила культурно-информационное пространство человека. Все национальные культуры переживают процесс давления со стороны мировых тенденций. В том числе большие вопросы возникают относительно строения социокультурной модели человека, опираясь на которую можно формировать личность молодого человека. Но, как известно, кризис имеет не только негативные стороны, думаю, наоборот, что сегодня через трудности и сомнения, путем проб и ошибок рождается новый образ, облик современного казахстанца, а вместе с ними будет сформулирована и новая концепция воспитания.
Во-вторых, нужно понять, что воспитание подрастающего поколения – это тяжелый и системный труд. Самостоятельность воспитывается доверием и постепенным расширением полномочий и прав молодых людей. А ответственность - контролем и постепенным увеличением обязанностей. Чтобы сохранить баланс, найти «золотую середину», нужно чтобы эти составляющие развивались параллельно.
Патриотов могут вырастить только настоящие патриоты, меньше всего патриотическое воспитание нуждается в громких словах и лозунгах. Только личный пример подлинной гражданственности, искренней любви к Родине является эффективным способом вырастить такую молодежь, которая завтра будет нам опорой.
Главным признаком правильного национального патриотического воспитания, по моему мнению, является наличие у личности стойкого «иммунитета» к проявлениям национализма или шовинизма. Знать свою историю, родной язык и культуру – значит уважать свою Родину. И это хорошо. В то же время нужно дать понять молодежи, что наличие разных национальных культур и языков, это как разные реки и озера, впадающие в один «мировой океан». Исчезновение одной реки или озера, плохое отношение к ним обязательно отразится на состоянии всего «мирового океана» в целом. Каждый этнос в чем-то похож на другие, а в чем-то уникален. Отрицая иную культуру, этнос, образ жизни, мы обедняем свой человеческий опыт. Изоляция и агрессия опасны для любой нации регрессом, только в сотрудничестве и взаимном уважении разных этносов может успешно развиваться человеческая цивилизация.