В России введут обязательную маркировку товаров
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1841
-
31 Окт 2014
В Минпромторге считают, что это позволит бороться с контрафактом.
Как защититься от «серого» импорта? Как избавить российских потребителей от поддельной продукции? Об этом чиновники и эксперты говорили на круглом столе «Контрафакт наступает: как защитить россиян от поддельных одежды, обуви и других товаров легкой промышленности?», который прошел в пресс-центре «Комсомолки».
ТРЕТЬ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ - КОНТРАФАКТ
Как выяснилось, проблема контрафакта в нашей стране многогранна. Объемы продажи нелегальной продукции серьезные. По оценкам Союзлегпрома, подделки занимают около 35% рынка одежды и обуви. Это и «серый» импорт, и просто контрабандный ввоз, есть подмена таможенных кодов и занижение таможенной стоимости. Причем это могут быть те же самые бренды, то есть официально выпущенный товар, но который ввозится по нелегальным схемам. И наконец, есть еще и незаконное производство на территории России: в подвалах, на рынках.
- На основании этих данных можно сделать вывод, что нужны дополнительные рычаги контроля за товаром: на пересечении границы ТС, на месте продажи товара и в процессе его логистического маршрута. Этими рычагами контроля может стать маркировка товаров легкой промышленности, - пояснил Виктор Евтухов, замглавы Минпромторга. - Проблема не только в том, что потребители получают некачественную продукцию, а иногда и просто вредную для здоровья. Дело еще и в том, что уровень нелегальной продукции в легкой промышленности подрывает отечественную индустрию.
- Легальные производители платят зарплаты, социальные взносы, налоги, - говорит Андрей Слепнев, министр по торговле Евразийской экономической комиссии. - И мы понимаем, что в этих условиях конкурировать с поставками из-за рубежа, которые проходят без уплаты не только пошлин, но и налогов, а также конкурировать с нелегальным производством, которое организуется где ни попадя и тоже без всяких социальных обязательств и платежей, очень сложно, практически невозможно.
Российский легпром и так находится в тяжелом положении. Поэтому в Минпромторге решили усилить борьбу с нелегально ввезенной и нелегально произведенной продукцией.
ВСЕХ ПОСЧИТАЮТ
На территории Таможенного союза собираются запустить пилотный проект маркировки товаров. Его инициаторами стали предприятия, специализирующиеся на продаже меховых изделий. Доля контрафакта в этой отрасли, по оценкам участников рынка, составляет около 80%.
- Потребитель не может быть экспертом в техрегламентах, - говорит Вугар Исаев, член президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и президент компании «Снежная Королева». - А также при покупке не в состоянии оценить, что будет происходить с товаром после первой носки или химчистки. Поэтому потребитель в данной ситуации должен быть защищен государством.
Пилотный проект планируют реализовать в 2016 году. Каждую легальную единицу импортного или произведенного в ТС товара будут маркировать специальным знаком (меткой). Примерно таким же, какой был использован при маркировке товаров с олимпийской символикой во время Игр в Сочи. При этом совсем уж дешевый товар, вроде носков или трусов, маркировать пока не собираются. Маркировка других видов товаров, например, овощей или фруктов, не рассматривается.
Плюс ко всему есть успешный опыт Беларуси. Там уже около 10 лет маркируют целый ряд товаров. За это время легальный сектор в этих отраслях вырос в 3 - 4 раза. Соответственно, увеличились и поступления в бюджет.
ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ СНИЗЯТ
Крупные легальные производители полностью поддерживают нововведение. Дополнительные затраты на маркировку одного товара, по разным оценкам, не превысят 3 - 7 рублей (а при больших объемах продукции и того меньше). При этом система позволит быстро выявлять недобросовестных участников рынка.
- Идти надо от розницы, - говорит Виктор Евтухов. - Если продавец понимает, что он будет жестко наказан за торговлю немаркированным товаром, то он этот товар брать для продажи не будет. Вот в чем основная задача маркировки.
При этом власти готовы идти на некоторые уступки легальным производителям и импортерам.
- Например, можно на определенный период понизить пошлины на маркируемые товары, чтобы бизнес имел дополнительные ресурсы для внедрения новой системы, - пояснил Андрей Слепнев. - При этом легализация оборота будет плюсом для бюджета. Некоторое количество товаров выйдет из «тени». И снижение пошлины будет компенсировано ростом реального оборота. Мы будем выстраивать такие регуляторные механизмы, которые будут обеспечивать национального производителя реальной защитой и предотвращать искушение придумывать серые схемы. Наша основная цель - это легальный бизнес, легальный импорт и рабочие места внутри страны.
В течение 2015 года власти планируют завершить всю подготовительную работу по изменению законодательной базы. И тогда у бизнеса будет по меньшей мере полгода, чтобы подготовиться к внедрению новой системы.
Андрей ЗАЙЦЕВ