Зачем вы девушки стремитесь в небо
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 14279
-
13 Март 2012
Тоты Амирова вся соткана из парадоксов. Она нежна и обаятельна, но за ее внешней мягкостью и женским магнетизмом скрывается решительная, и если хотите, по-мужски жесткая натура. На то она и капитан воздушного судна Airbus - единственная в Казахстане.
Нашу беседу накануне 8 Марта она начала неожиданно:
- Я бы хотела уточнить один момент. Мне часто говорят: вы - первая летчица-казашка. Это не так. Как командир, как профессионал гражданской авиации, может быть. Но во время Великой Отечественной войны в Казахстане была летчик-штурман Хиуаз Доспанова родом из Атырауской области. Она воевала в женской авиационной эскадрилье под командованием Марины Расковой, про которую снят фильм «Ночные ведьмы». Хиуаз было всего 18 или 19 лет, у нее было 300 боевых вылетов. Я вышла к сенаторам с инициативой назвать аэропорт Атырау ее именем, и они поддержали мое предложение. Это человек-легенда, мы не должны забывать таких людей, их надо ставить в пример.
- Тоты, у вас такое редкое имя…
- Так звали дочь моей бабушки. Моей маме понравилось это старинное казахское имя, поэтому меня и назвали Тоты.
- Почему вы решили стать летчицей?
- Когда мне было лет 8, может, 10, мой папа пригласил в гости Героя Советского Союза летчика Константина Коккинаки и героя войны снайпера Пшеничного. Они как-то легко и просто рассказывали байки про Отечественную войну. Мое детское впечатление от знакомства с этими легендарными личностями было настолько глубоким, что я решила - обязательно стану летчицей.
В советское время девушек не принимали в летное училище, и я поступила в Рижский институт гражданской авиации, чтобы быть поближе к летной работе. Закончила, вернулась в Казахстан, начала работать, параллельно занималась в ДОСААФ. К этому времени развалился СССР, прежние правила игры перестали действовать. И тогда я заново попыталась добиться зачисления в профессиональную авиацию. У меня был на руках ответ о допуске меня в качестве пилота на условиях эксперимента, я, кстати, до сих пор храню этот документ. И мне сказали: если у тебя получится, то мы дальше будем набирать девушек. В ДОСААФе сначала я летала на Ан-2, затем - на Як-40, потом - на Boeing 737-200, потом - «Boeing» нового поколения, сейчас - на Airbus А320.
Конечно, я и не мечтала о том, чтобы управлять такими лайнерами! Когда начинала работать в ДОСААФ, мне могли сказать: иди, вымой самолет. Или - вот тебе наждак, очисти самолет от старой краски. Я готова была делать все, работать целый день под солнцем, лишь бы мне дали возможность полетать. Прошли годы, прежде чем я услышала, что готова стать капитаном судна. До сих пор помню тот счастливый день в 2007 году - первый самостоятельный вылет в качестве капитана.
- Что нужно уметь, чтобы стать капитаном?
- В нашей авиакомпании нужно иметь 4000 часов налета. Но и этого мало. Должна быть уверенность в себе, ответственность, дисциплинированность. Нужно уметь принимать решения, и у нас это означает немного другое. Решения принимает командир, и принимать правильные решения нужно в доли секунды.
- Есть понятие - быть на высоте. Какой смысл вы в это вкладываете?
- Надо быть качественным человеком, содержательным. Необходимо постоянно работать над собой, быть настоящим, а не как то стеклышко, что блестит.
- Любопытно, как мужчины-коллеги реагируют на вашу должность?
- Летчики, наверное, другая категория людей, с другими ценностями в жизни. Среди коллег я чувствую себя намного комфортней - они ведь понимают мою работу, знают, насколько она ответственна. Поэтому ревности нет. Но другие мужчины, я называю их офисными, не всегда понимают, насколько серьезна моя работа. Одни восхищаются мною, другие относятся со страхом, некоторые пасуют. Мужчины с подобными комплексами меня вообще не интересуют. (Улыбаясь) Пусть они сами с собой борются, это их проблемы.
- Сколько вы зарабатываете?
- У нас в авиакомпании, если стаж 10 лет и более, зарплата несколько тысяч долларов. Я не стесняюсь тратить свои деньги. Я их не получаю, я их зарабатываю, вкладывая свое здоровье, труд.
- Любая профессия накладывает отпечаток на характер. Какие перемены вы заметили в себе?
- Я стала больше ценить жизнь. Иногда в нашем летном коллективе мы можем поссориться - ситуации бывают разные, когда неважно, как ты выражаешься. Бывает, молоденький пилот потянет руку не туда, и надо опередить его. Иначе пока скажешь «убери, пожалуйста, руку с прибора», можно потерять время, и последствия уже не исправить. Кабина - не место для этикета, когда закрывается ее дверь, начинается другая жизнь, другие параметры, другие скорости. Бывает, и покричим друг на друга. Но когда тебе плохо, даже те, с кем был в ссоре, обязательно придут на помощь. До прихода в авиацию я была менее терпима к окружающим. У меня был принцип: бог простит, я - вряд ли. Летчики не злопамятны, мы многое оставляем в кабине. И летчики знают, как дороги друг другу люди.
- Теперь о переменах со знаком «минус», пожалуйста.
- Я не могу лишний раз пригласить гостей, ведь я практически всегда в отъезде. Сама в гости тоже редко хожу. Бывает, мне звонят днем, приглашают куда-то, а я сплю. Потому что перед ночным рейсом надо обязательно выспаться. Иногда меня не понимают, обижаются… Кроме полетов, я часто на учебе. Например, я окончила Оксфордскую авиационную академию, получила британскую лицензию пилота. Если что - могу работать и за рубежом.
- В полетах пилоты испытывают большие физические нагрузки. А что вы испытываете за штурвалом?
- Когда летчик приходит в авиацию, у него отменное здоровье. Через годы и слух ухудшается из-за шума двигателей, и зрение падает, да и работа сидячая. Ну, а что делать - такая профессия. Но плюсов все же больше. Когда человек занимается тем, чем хочет, это, прежде всего, его самореализация.
- Говорят, опытный пилот без труда определит, кто за штурвалом - мужчина или женщина. А, по-вашему, есть разница?
- Вот что точно чувствуешь во время посадки самолета - это настроение командира. Если он расстроен или в его жизни что-то не клеится, он и самолет сажает жестко или дергает воздушное судно. Если настроение хорошее или, например, он влюблен - посадка, как говорится, бархатная, а полет - комфортный. Что касается меня, то перед полетом я не только осматриваю самолет, обращая внимание на технические детали, но и подмечаю настроение членов экипажа. Даже от этого зависит, пройдет ли полет спокойно.
- А в жизни вы предпочитаете командовать мужчинами или подчиняться им?
- Командовать и работать с мужчинами легче. Всегда можно объяснить - такова была ситуация, поступить иначе было невозможно. Бывает, конечно, молодые пилоты обижаются, тогда я говорю - я тебе не мама, пора взрослеть. Но мужчины хорошо понимают - кто отвечает, тот и принимает решение. И главное - они не плачут. А некоторые женщины пытаются «восстановить справедливость» женскими методами, слезами, например, что мне вообще непонятно.
- Есть ритуалы, которые вы соблюдаете перед полетами?
- Я не суеверна. У нас говорят: сон и питание - залог летания. Если предстоит вылет в ночь - надо выспаться. Воздух в самолете сухой, это тоже надо учитывать. Важно правильно питаться, на высоте сильно падает гемоглобин. В рационе летчика должно быть мясо, холестерина должно быть поменьше.
- Приходилось ли во время полетов видеть в небе что-нибудь из ряда вон?
- Что-нибудь эдакое я не вижу (улыбаясь). Если летчик скажет, что он увидел что-то такое, ему сразу назначат психиатрическую экспертизу. Расскажу другой случай. Как-то во время рейса пассажир потерял сознание. Пока экипаж искал аэропорт для экстренной посадки, стюардесса откачивала мужчину, он был уже синий, не дышал, но она, молодчина, боролась за его жизнь до последнего. Когда он пришел в себя, рассказал, что в то время, пока его пытались вернуть к жизни, его душа якобы вылетела из тела, покинула самолет и облетела вокруг него, поведал даже, как выглядят летчики…
Вообще, я не настолько эмоциональна, чтобы охать и ахать над чем-то. Да, мы видим красивые рассветы и закаты за иллюминатором. Но слишком эмоциональных в нашу профессию не берут. Человек должен быть сангвиником-прагматиком. Ну, и немного романтиком.
- А есть у вас любимые аэропорты?
- Раньше нравилось совершать посадку в Алматы, особенно на рассвете, когда кругом лучи солнца, горы - красота. А сейчас из-за смога ничего не видно. Хорошо прилетать утром в Астану - рассвет, красивые здания и нет смога.
- Что вы посоветуете девушкам, которые мечтают стать летчицами?
- Во-первых, следить за здоровьем, быть дисциплинированными, понимать, на что идешь, серьезно относиться ко всему, ставить перед собой конкретные цели. Мои коллеги, которые отбирают пилотов, говорят: совсем не те девушки приходят, насмотрелись чего-то по телевизору и думают, что на первом месте - внешность, что их ждет красивая жизнь. Я отвечаю: пускай так, может быть, из них получится отобрать самых достойных.
Жанар Сердалина, Астана