Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб09212024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество АКАДЕМИИ МОДЫ «СЫМБАТ» - 70 ЛЕТ

АКАДЕМИИ МОДЫ «СЫМБАТ» - 70 ЛЕТ

 

Обложка одного из первых журналов мод.

 

Сегодня этот отечественный бренд известен всем казахстанцам. Это одно из немногих предприятий, которое зародилось в послевоенное время, бурно расцветало в советское, сумело пережить лихие 90-е и нашло свою нишу в наши дни. Здесь одевались все - от партработников и звезд эстрады до школяров.

Корреспондент «Комсомолки» встретилась с ветеранами предприятия, чтобы вместе полистать страницы славного прошлого.

Через два года после окончания войны в Алма-Ате в районе Зеленого базара открылась небольшая швейная лаборатория. Тогда людям было не до моды, и здесь шили самые обычные вещи первой необходимости. Но со временем появилась потребность в разработке моделей, и в 1953 году лабораторию преобразовали в республиканский Дом моделей. А через пять лет вышел первый номер первого отечественного журнала мод. Казахстанские модницы буквально сметали его с прилавков киосков, резервировали заранее по знакомству у продавщиц.

- Журнал выходил два раза в год - с осенне-зимней и весенне-летней коллекцией. Учитывая, что зарубежных аналогов на прилавках тогда не было, журнал ждали загодя, - вспоминает художник-модельер Алла Птицина. - Обязательно прикладывались вышивки, были специальные рубрики по рукоделию и ведению домашнего хозяйства.

Алла Петровна приехала в Алма-Ату в 1973 году из Ленинграда, где окончила Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. В тот год была угроза прорыва плотины в урочище Медеу, и родители были категорически против поездки дочери. Но девушка ничего не боялась, сразу влюбилась в солнечную Алма-Ату и осталась здесь навсегда.

 

Алла Птицина моделировала охотничий костюм для Брежнева и Кунаева.

 

- Это было лето, как сейчас помню горы яблок на Зеленом базаре, чистейший воздух и буйство красок природы, - вспоминает ветеран предприятия. - Меня сразу определили художником-модельером в отдел по моделированию мужской и мальчиковой группы. И с первых же дней начались командировки по всему Казахстану. На тот момент в республике работали 22 (!) швейные фабрики, мы получали заявки от них. Например, заказ на 10 моделей женских летних платьев определенных размеров. Мы разрабатывали модели, шили в экспериментальном цехе образцы, апробировали, утверждали с предприятием и отправляли им технические характеристики изделия.

В советское время в Доме моделей разрабатывали порядка 150-160 образцов ежемесячно. Их отправляли на фабрики, и там шились уже в массовом порядке. Таким образом, 90% казахстанок щеголяли в фасонах от Дома моделей.

Вскоре на его базе открылся первый в Казахстане Театр моды. Раз в месяц здесь устраивали сценические показы, где в главных ролях выступали модели. Зал вмещал порядка 300 зрителей и всегда был полным.

Как известно, импорт в советское время был доступен лишь в спецмагазинах для элиты типа «Березка». А за изделиями дружественных союзных республик выстраивались огромные очереди, когда товар неожиданно «выбрасывали» на прилавки магазинов. Впрочем, по мнению модельера, разительного отличия фасона не было - что в Москве, что в Минске модели примерно одинаковые.

- Главным отличием была сырьевая база. Мы работали с отечественными тканями - крупнейшие Алматинский хлопчатобумажный комбинат, Кустанайский камвольно-суконный комбинат, Каргалинский суконный комбинат и многие другие полностью обеспечивали потребность КазССР в них. Также раз в год наши специалисты выезжали на ямарку в Москву, где текстильные предприятия всех республик выставляли свои ткани, мы заказывали друг у друга, обменивались опытом.

Особо наши изделия ценились в дальнем зарубежье. Если на выставке в Париже у наших модельеров глаза разбегались от ярких расцветок и необычных фасонов импортных моделей, то иностранцы скупали наши неброские изделия, потому что они были натуральные.

- Помню, приехали в Эдмонтон (Канада). Привезли натуральный хлопок, нарезанный кусками по пять метров. Иностранцы в таком восторге от него были! Раскупили тут же! А когда растаможивали товар, местная сотрудница на границе, увидев детские пижамы актюбинской трикотажной фабрики, заявила, что по три доллара их никто не купит. Мы подумали, что слишком дорого. Оказалось, наоборот, - слишком дешево, и это вызовет подозрение. Она порекомендовала нам продавать их по 20 долларов. За полдня пижамки ушли влет.

Все эти воспоминания относятся к пику расцета отечественной промышленности и Дома моделей в частности. С развалом СССР нарушились торгово-производственные связи, так как предприятия стали закрываться одно за другим, приходилось изыскивать самые разные способы, чтобы остаться на плаву. Зачастую предприятие работало на бартер. Например, шили костюмы, а им в качестве оплаты привозили мешки с картошкой. В 1993 году вышел последний номер журнала мод. Штат сократился в несколько раз. И бессменный руководитель Сабыркуль Асанова стала искать новые пути. Например, если в советское время частные заказы были категорически запрещены, то в кризис это стало выходом. Также акцент был сделан на национальных орнаментах и традиционной казахской одежде. Со временем, частично поменяв направление, открыв учебные заведения, «Сымбат» стал одним из крупнейших отечественных предприятий в области высокой моды, оставаясь основоположником индустрии по пошиву эксклюзивной и национальной одежды в Казахстане.

 

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

 

Академия моды «Сымбат» берет свое начало с 1947 года, затем постановлением Совмина КазССР преобразована в республиканский Дом моделей одежды, обуви и трикотажных изделий. Первый показ коллекции одежды Казахстана за рубежом прошел в 1972 году в Болгарии на Международном фестивале моды. С тех пор было участие в более чем 50 фестивалях и конкурсах в 20 странах мира. С 1987 года все три Дома моды были объединены в Центр развития ассортимента легкой промышленности и культуры одежды «Сымбат» с последующим переименованием в Академию моды «Сымбат».

 

КСТАТИ

 

Как вспоминает Алла Птицина, как-то в ее группу перспективного конструирования пришел спецзаказ на охотничьи костюмы для Брежнева, Кунаева и 15 секретарей союзных республик: «Они собирались на охоту, и все, начиная от ремня и заканчивая охотничьим головным убором, шили в нашем Доме моделей. Самих чиновников мы не видели, нам принесли мерки, и это была ответственная работа вслепую. Шили из отечественных тканей самого высокого качества. Жаль, не сохранились ни эскизы, ни фотографии моделей. Мы тогда не придавали этому значения. Люди были проще, наивнее. Знали бы, сохранили бы для истории...» 

 

МЕЖДУ ТЕМ

 

На торжественный вечер по случаю 70-летия Академии пригласили звезд эстрады, которые на протяжении многих лет заказывают сценические костюмы в «Сымбате». Роза Рымбаева, Нурлан Абдуллин, Нуржамал Усенбаева, Макпал Жунусова, Нагима Ескалиева и многие другие пришли исключительно в нарядах, сшитых здешними мастерами.

 

Карлыгаш НУРАЛИЕВА.

Фото Эдуарда ГАЛЕЕВА.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить