Взрослые деньги в детском кармане
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 2109
-
08 Окт 2014
Учебный год - время, когда наши дети подолгу находятся вне дома, а это значит, что их финансовые запросы заметно увеличиваются. Резонным становится вопрос - сколько денег давать и как их контролировать?
Ответить на эти и другие вопросы «Комсомолка» попросила магистра психологии и педагогики Юлию Кубасову.
- Так давать или не давать карманные деньги детям?
- Все зависит от семьи, от того, какая цель преследуется в воспитании ребенка. В семье, где умение распоряжаться деньгами стоит на последнем плане, можно начинать с самых малых лет. Я же со своей стороны советую начинать давать карманные деньги в школьном возрасте. Когда ребенок идет в школу, для него это аналог взрослой работы, и здесь он получает первую возможность потратить эти деньги на что-то сам. Получается, что когда родители дают деньги ребенку в школу, они четко озвучивают, на что их необходимо тратить. И хорошо, если они знают, сколько стоит обед в школе. Когда родители дают больше, они способствуют тому, что ребенок начинает тратить финансы на свое усмотрение.
Хотя, в любом случае, нет гарантии того, что выделенные на обед деньги уйдут по назначению. Тогда выходит, что ребенок учится обманывать родителей, но при этом у него развивается и другая способность - управлять финансами. То есть, лишая себя обеда, он приобретает что-то другое.
- Тогда какую сумму давать?
- В целом зависит от достатка семьи. Но если исходить из стоимости обеда, то в разных школах эта цена варьируется от 500 до 2000 тенге в день.
- Необходим ли контроль за выдаваемыми суммами?
- Я считаю, что не нужен, потому что в этом случае у ребенка нет ощущения, что он сам распоряжается деньгами. Если родители доверяют ему, то тогда это доверие рождает ответственность. Ведь главный смысл карманных денег - научить ребенка в малом возрасте распоряжаться финансами так, как он считает нужным.
- Как объяснять ребенку, что деньги в семье не берутся из воздуха?
- Понимание того, откуда берутся деньги, появляется в еще более раннем возрасте, когда у ребенка возникает первое желание стать покупателем в магазине. Уже в 3 года можно наблюдать истерики около прилавка с игрушками. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок начинает играть определенную роль в обществе. Происходит его социализация. В нашем обществе стало парадигмой, что роль покупателя аналогична роли успешного человека. То есть если у тебя есть возможность покупать, то ты преуспел в этой жизни. При этом ребенку порой совсем не важно, что ему купят - жвачку, игрушку или игровую приставку. И когда родители объясняют своему чаду, что величина семейного бюджета не может им позволить купить ему новую говорящую куклу, потому что надо заплатить за квартиру и купить папе новые колеса для машины, нет гарантии, что ребенок поймет все сразу, но со временем он начнет идти на компромисс. И вместо дорогой большой куклы согласится на обычную куколку.
Если взять семьи с большим достатком, то здесь также необходимо ограничивать аппетиты маленького покупателя. Можно сказать ему, что да, у нас много денег, но на тебя мы можем потратить определенную сумму. Тем самым вы научите ребенка ценить деньги и ценить себя как их первоисточник.
- Как складываются отношения ребенок-деньги в неполных или разведенных семьях?
- К сожалению, в последнее время увеличилось число разводов, и понятие «воскресный папа» прочно вошло в нашу жизнь. Это зачастую приводит к тому, что ребенок ассоциирует своего отца с деньгами, потому что когда он его видит, последний старается создать праздник и не отказывать своему чаду ни в чем. Но тут уже всплывает не система ценностей денег, а система ценностей отношений. Если ребенок привык получать любовь через деньги, то он и в дальнейшем будет ее требовать таким образом. Деньги становятся доказательством любви. Вырастая, этот ребенок уже в своей собственной семье станет выражать любовь при помощи денег.
- Как найти золотую середину между игнорированием желаний ребенка и потаканием ему во всем?
- Надо помнить, что детская истерика - это метод манипулирования родителями. И если изначально не реагировать на это, то со временем ребенок перестанет ее применять. Первые два-три раза он проверит родителей на прочность, потом ему станет уже неинтересно этим заниматься.
- Правильно ли поступают на Западе, определяя какие-то нормы для величины карманных денег?
- Для нашего общества данная методика не подходит. Наш менталитет другой и, по моему мнению, это неправильно по отношению к родителям. Получается, что их обязывают платить установленную сумму. Вроде фиксированной заработной платы. Возникает вопрос: «А за что?»
В нашем обществе родители занимают достаточно авторитетное место. А пример Германии говорит о том, что родителей обязывают обслуживать детей. В Европе так заведено, что родители работают на детей. Это сложилось из-за сложной демографической ситуации (поздние дети, синдром «маленького императора» и пр.). В нашей стране люди не поймут, когда в такое личное, даже интимное дело, как воспитание ребенка станет каким-то образом вмешиваться государство.
- Тогда как можно сгладить социальное неравенство в наших школах?
- С одной стороны, кажется правильным вариантом запретить, к примеру, доставать сотовые телефоны в школе, но, с другой стороны, наши дети живут в обществе, где у всех разные позиции. И было бы неплохо, если бы ребенок привыкал уже с детства, что у кого-то есть джип, а у кого-то его нет. И чтобы получить этот джип, необходимо много и упорно работать. Нужно не стесняясь говорить своим детям о финансовых трудностях. Необязательно сразу отказывать ребенку в покупке чего-либо, можно предложить ему систему накопления. Чтобы ребенок вместе с родителями принимал участие в этом, выделяя из своего бюджета (карманные деньги) небольшую сумму. Через это ребенок придет к пониманию: чтобы что-то приобрести, необходимо чем-то жертвовать.
- По данным недавно проведенных исследований, главные статьи расходов карманных денег детьми - еда и интернет-игры. Исходя из этого хотелось бы узнать, во сколько лет можно разрешать детям играть в интернет-игры?
- Существуют возрастные нормы по ограничениям, раньше они касались телевизоров, теперь их перенесли на компьютеры. В три года ребенку достаточно находиться возле компьютера 15 минут в день, поскольку в этом возрасте быстро перегружается психика малыша и начинается торможение развития. До 7 лет - 30-40 минут в день, потом каждый год можно прибавлять по 5-10 минут.
- Накладывает ли свой отпечаток на финансовое воспитание пол ребенка?
- Если брать ту же Европу, то там стараются стереть границы между полами. У нас, безусловно, существуют различия в воспитании. К примеру, в подростковом возрасте на мальчиков ложится большая финансовая нагрузка, чем на девочек. Поскольку если мальчик пригласил девочку в кафе-мороженое или в кино, то платить за двоих, как у нас принято, приходится мальчику. Поэтому в этом возрасте уже можно предложить заработать дополнительные деньги. К примеру, помочь перепечатать статью, найти и распечатать какую-либо информацию и пр. Многие родители делают ошибку, когда предлагают ребенку убираться у себя в комнате за деньги. В этом случае у него закрепляется такое понимание: пока мне не заплатят, я ничего делать не буду. Но, в любом случае, возможность «легально» увеличить свои карманные деньги должна быть предоставлена.
В моей практике был случай, когда родители обращались ко мне с проблемой воровства денег из дома. Так, одна мама, которая работает уборщицей, пробовала поговорить со своим сыном, объяснить, что она не может себе позволить увеличить его карманные расходы. Тогда он украл у нее 20 тысяч тенге и проиграл эти деньги в компьютерном клубе. После уговоров начались наказания, домашний арест, обращение за помощью к классному руководителю. Все это привело к еще большему конфликту ребенка как с мамой, так и в школе. Мальчик стал просто уходить и возвращался тогда, когда мать получала зарплату. После обращения к психологу было установлено, что ребенок находится в глубоком кризисе, который был связан не с деньгами, а с потерей отца. Мама, которой пришлось одной тянуть всю семью, не обращала внимания на подавленное состояние своего сына. Воруя деньги, ребенок таким образом хотел обратить на себя внимание. Когда мы это выяснили и наладили отношения между ними, он стал помогать своей маме на работе. И когда ему нужны были дополнительные карманные деньги, то он просто просил у мамы, которая была рада ему заплатить за то, что он выполнял часть ее работы.
- До какого возраста рекомендуется давать деньги на карманные расходы?
- В идеале карманные деньги нужно давать до выпускного вечера, потом ребенок уже переходит на другую ступень развития. У него появляется возможность найти себе какую-либо подработку. Сегодня существует множество вариантов работы, которую можно совмещать с учебой в вузах. И если родители в детстве научили ребенка правильно распределять свое время, то эта подработка никак не должна сказаться на его учебе.
Подготовил Виталий Краснов.