Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт11012024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество Площадка действий

Площадка действий

«Третий сектор» Казахстана сегодня является одним из активных игроков на общественно—политическом поле республики. Выполняя социально значимые проекты, общественные объединения решают актуальные проблемы, привлекая внимание общественности и открыто обсуждая наболевшие вопросы. Тем самым НПО страны способствуют дальнейшему развитию гражданского общества со всеми присущими ему атрибутами. 

Это подтверждают и проводимые на регулярной основе гражданские форумы, по итогам которых можно реально оценить степень готовности и потенциал казахстанских НПО как партнеров в решении актуальных проблем. Ведь любое современное государство нуждается в надежных партнерах внутри самого общества, способных эффективно содействовать в решении задач. В то время как отсутствие гражданских институтов, как известно, исключает всякое прогрессивное развитие общества. Именно поэтому вся деятельность местной власти направлена на организацию системы совместной работы с «третьим сектором». Безусловно, это сопровождалось поиском новых путей и механизмов установления эффективной модели социального партнерства, которая обуславливает не только системные действия, но и искренность, душевную открытость и понимание во взаимоотношениях.

Диалоговая площадка

Именно об этом и многом другом говорили участники очередного VI Гражданского форума, который проходил в Астане 14 и 15 ноября текущего года. Главной темой форума стало гражданское общество и современные вызовы в контексте Стратегии «Казахстан—2050». В данном мероприятии принимали участие представители Администрации президента республики, главы крупнейших национальных и международных неправительственных организаций. С приветственной речью к собравшимся на церемонии открытия обратился заместитель главы Администрации президента Казахстана Баглан Майлыбаев, который отметил, что современное гражданское общество Казахстана вносит достойный вклад в реализацию Стратегии «Казахстан—2050», которая была сформирована президентом страны. Главной целью данного документа является вхождение республики в число тридцати наиболее развитых государств мира. Для того чтобы эта цель осуществилась, необходимо тесное и плодотворное сотрудничество государства и общества, причем на конструктивной и паритетной основе.

Всего в работе VI Гражданского форума принимали участие примерно 600 активистов неправительственных организаций со всех регионов республики. Кроме того, в Астану прибыли десятки представителей международных организаций, выразивших желание налаживать конструктивный диалог со своими коллегами.

Как отметила в ходе работы форума исполнительный директор Гражданского альянса Казахстана Мунира Абулова, во время совместной работы были приняты важные рекомендации, которые позволят в дальнейшем эффективно сотрудничать с государственными структурами и двигаться вперед в этом направлении более динамично. Ну а в целом проведение мероприятия уже стало доброй традицией, которая подчеркивает стремление Казахстана к демократии и созданию современного гражданского общества.

В начале пути

А ведь еще недавно, десять лет назад, в Казахстане прошел I Гражданский форум. Впоследствии такие мероприятия стали проводиться один раз в два года. Но именно на первом форуме все стали свидетелями той большой заботы, которую Нурсултан Назарбаев и государство проявляют к «третьему сектору», который для большей части общества в то время был в новинку. Как отметил президент нашей страны: «Мы переходим на цивилизованный путь создания гражданского общества. Мы приступили к осуществлению общенациональной программы политических реформ».

Напомним, что законодательные основы деятельности НПО в Казахстане были заложены в начале 90—х годов, когда была легализована возможность участия граждан в общественных организациях. Кроме этого, были определены механизмы их создания, регистрации, предоставления льгот. И 27 июня 1991 года был принят первый в Казахстане Закон «Об общественных объединениях» и ряд отраслевых законов, содержавших специальные положения о деятельности НПО в отдельных сферах жизни.

Следующий этап развития «третьего сектора» связан с формированием законодательной базы для НПО, о чем свидетельствует принятый 16 января 2001 года Закон «О некоммерческих организациях» и одобренная правительством Концепция государственной поддержки некоммерческих (неправительственных) организаций. Утвержденная Программа государственной поддержки неправительственного сектора и принятый 12 апреля 2005 года Закон «О государственном социальном заказе» позволили отечественным общественным объединениям более тесно сотрудничать с государственными органами, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему укреплению взаимовыгодного партнерства.

Анализ периодов становления и развития неправительственного сектора в Казахстане позволяет сделать вывод, что НПО уже сегодня играют заметную роль в процессах демократических преобразований в стране. Основными достижениями общественных объединений являются: целевая направленность оказываемой помощи, развитие гражданской активности населения, а также моральная поддержка, оказываемая социально уязвимым группам населения.

Вместе с тем и здесь есть тема для разговора. Так, в настоящее время многие казахстанские НПО в своей деятельности делают акцент на сферу молодежи, помощь людям с ограниченными возможностями и гендерные вопросы. Однако за полем зрения общественных объединений остаются вопросы оказания социальной помощи в сельской местности, защита детей, медиация, реабилитация пострадавших от псевдорелигиозных сект, профилактика суицидов и другое.

Поэтому одной из задач государственных органов является построение такой схемы взаимоотношений власти с НПО, где неправительственные организации станут основными проводниками интересов государства в обществе. Вместе с тем необходимо отметить, что успех социального партнерства власти и неправительственного сектора заключается и в установлении оптимальной системы взаимодействия между самими НПО. Зачастую проблемы развития «третьего сектора» становятся вопросом одного НПО. Умение прийти к консенсусу, совместно решать проблемы отрасли является важным элементом в обеспечении устойчивого развития в целом неправительственного сектора и каждого НПО в отдельности.

История развития

Сегодня «третий сектор» является наиболее распространенным собирательным названием для многочисленных некоммерческих организаций и групп, не ставящих своей задачей получение прибыли. Разнообразие общественных объединений, равно как и история их возникновения, достойно изучения. Достаточно заглянуть в прошлое, чтобы понять, что истоки социального партнерства между властью и общественными институтами уходят далеко в глубь истории человечества. В основе его лежит природная тяга людей к филантропической деятельности.

Так, в древние времена китайцы, индийцы, египтяне имели собственные виды фондов. Под названием «вакуф» в достаточном количестве породил их и средневековый ислам, когда мусульманин мог посвятить частично или полностью собственное имущество в пользу общины, государства или частного лица. И сегодня исламская благотворительность приобретает в мире все большую популярность. Одним из подтверждений этого тезиса служит заключение экспертов компании «Ernst&Young», которые оценивают фонды вакуфов порядка 105 млрд. долларов.

Знакомясь с историей развития, становится понятно, что процесс, именуемый социальным партнерством, существовал всегда. Несмотря ни на что, люди нуждались в нем. Оно было выгодно и государству. Поэтому связь между властью и общественными институтами со временем приобрела более глубокий смысл. Все это в очередной раз доказывает актуальность проведения Гражданского форума, который на сегодня, без преувеличения, является одной из крупнейших диалоговых площадок в республиканском разрезе. При этом республиканские форумы, занявшие одно из ведущих мест, стали неотъемлемой частью жизни «третьего сектора» нашей страны. Отметим, что особое место, которое занимает на сегодня Гражданский форум, обуславливается не только тем, что лидеры НПО встречаются с представителями власти, но и тем, что развитие нашей страны невозможно без участия гражданского сектора с его институтами.

Начало социального партнерства между властью и «третьим сектором» в нашей стране было заложено с момента обретения Казахстаном независимости. Причем за двадцатилетний период существования оно было подкреплено внушительным интеллектуальным потенциалом, солидным багажом знаний, конкретными средствами. Поэтому становится очевидным, что совместная работа и в дальнейшем будет задавать особый тон всем социальным начинаниям в нашей стране.

В этом плане не стоит забывать и об эффективной роли НПО в реализации общественно значимых инициатив, выдвигаемых главой государства, в том числе и в направлении реализации Послания народу Казахстана «Стратегия «Казахстан—2050» — новый политический курс состоявшегося государства», в котором президент страны — лидер нации Нурсултан Назарбаев озвучил приоритетные направления развития гражданского общества. «Общество и граждане должны быть непосредственно вовлечены в процесс принятия государственных решений и их реализацию. Через органы местного самоуправления нужно предоставить населению реальную возможность самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения. Я утвердил Концепцию развития местного самоуправления. Она позволит повысить качество управления на аульном, сельском уровне и расширит участие граждан в вопросах местного значения», — отметил глава государства.

Поэтому на сегодня основной задачей является поиск взаимоприемлемых форм сотрудничества для действенного решения возникающих проблем, которые являются неотъемлемыми спутниками любого развивающегося общества и государства в целом. Сегодня во всем мире становится общепринятой практика сотрудничества государственных органов власти с неправительственными организациями. Становится аксиомой выражение: сильное государство нуждается в партнерстве с сильным гражданским обществом. Поэтому развитие местного самоуправления будет способствовать выходу гражданского общества, а вместе с ним и его институтов, на качественно новый уровень. При этом «третий сектор», как и ранее, будет оставаться одной из ведущих общественных сил, вносящих значимый вклад в достижение поставленных главой государства задач.

В свою очередь государство продолжает поддерживать неправительственные организации как организационно, так и финансово. Баглан Майлыбаев, выступая на VI Гражданском форуме, отметил: «Только в 2013 году центральными госорганами на социальный заказ было выделено два миллиарда тенге, за последние 10 лет эта цифра составила 11 миллиардов». Кроме этого, «третий сектор» не забывают и регионы. Так, только за последний год сумма социального заказа местных исполнительных органов выросла в два раза и составляет более 4 миллиардов тенге. В каждом из 14 регионов для 40—80% НПО государственный социальный заказ является основным источником средств и основной опорой в повседневной работе. Это свидетельствует о растущем внимании к отечественным общественным организациям со стороны государства.

Вместе с тем госорганам на современном этапе необходимо повышать качество закупаемых у неправительственных организаций услуг, «результаты которых должны быть конкретными». «Решение этой задачи невозможно без дальнейшего совершенствования системы государственного социального заказа и мониторинга ее реализации. Государство делегирует свои полномочия гражданскому сектору и вправе ожидать качественного выполнения госзаказа», — подчеркнул Майлыбаев.

В этом случае важно продолжать способствовать качественному развитию «третьего сектора» казахстанского общества, обеспечивая четкие механизмы его взаимодействия с властью. В этом контексте возникает потребность в разработке и применении инновационного мышления, производстве креативных идей и предложений для гармонизации и развития общественных отношений. Следует учесть и международный аспект — Казахстан стал одним из первых, кто несмотря на мировой финансовый кризис, не оставил отечественные НПО, а сумел их поддержать, тем самым продемонстрировав свою позицию по отношению к институтам гражданского общества.

Андрей КОРОЛЕВ, Алматы.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить