Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество Чтобы убить коррупцию, нужно менять систему госзакупок

Чтобы убить коррупцию, нужно менять систему госзакупок

В начале текущего года Агентством финансовой полиции был создан Ситуационный центр, на который была возложена функция выявлять риски совершения коррупционных и экономических преступлений, что называется, не выходя из кабинета. И как показало время, с этой задачей Центр справился. Только в сфере государственных закупок с начала года финансовая полиция предотвратила нерациональное использование более 3,5 млрд.тенге бюджетных средств. Эти цифры показывают, что проблема коррупции, особенно в системе госзакупок, остается основной головной болью государства. Почему чиновники не боятся уголовной ответственности и что делать, чтобы свести к минимуму расхищение бюджетных средств, «Комсомолке» рассказал заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Андрей Иванович Лукин.

- Андрей Иванович, сфера государственных закупок, к сожалению, традиционно является наиболее криминогенной сферой деятельности. Каждый год огромное количество людей привлекается к уголовной ответственности, включая высокопоставленных чиновников. Но складывается впечатление, что воровитых чиновников меньше не становится. Почему их не страшит уголовная ответственность за расхищение бюджета?

- В нашем обществе выработалась определенная степень терпимости к проявлениям коррупции. Коррупция не воспринимается как серьезная угроза, а скорее, как удобный и дешевый способ получить желаемое: начиная с решения бытовых вопросов - устроить ребенка в детсад, избежать ответственности за нарушение правил дорожного движения, до личного обогащения путем выигрыша тендера по государственным закупкам. Этим и пользуются коррумпированные чиновники, которые, преследуя цель хищения бюджетных средств, закладывают так называемые «откаты» в бюджет с этапа его формирования. Тем более нынешняя система государственных закупок несовершенна, имеется множество проблемных зон, которые дают возможность нечистым на руку чиновникам и подрядчикам расхищать бюджетные деньги.

 - А в чем уязвимость нынешней системы государственных закупок для коррупционеров?

- Все начинается со стадии планирования бюджета. Ведь само планирование - это право администратора бюджетной программы, который сам же будет и закупать. А поскольку он напрямую заинтересован в получении и освоении как можно большей суммы из бюджета, в дело вступают аффилированные с коррумпированными чиновниками юридические лица, которые готовят ценовые предложения с «раздутыми» ценами. Нашими аналитиками из Ситуационного центра Агентства и территориальных аналитических отделов выявлено множество фактов завышения закупочных цен, которые уже содержались в планах государственных закупок государственных органов и учреждений.

К примеру, предотвращен запланированный одним из районных отделов сельского хозяйства Акмолинской области закуп бензина АИ-92 по 325 тенге за литр. Своевременная реакция финансовой полиции позволила только по этому конкурсу сэкономить более 1 млрд.тенге бюджетных средств, которые в случае проведения конкурса с большой долей вероятности были бы похищены. Возникает закономерный вопрос: каким образом такая заведомо высокая цена на бензин смогла пройти этап планирования, а затем и этап согласования?

Поэтому Агентством финансовой полиции предлагается введение административной ответственности за завышение сумм на закупку при планировании и согласовании, а также создание банка данных средних цен на закупаемые товары, работы, услуги. Помимо этого, необходимо обеспечить общественный контроль бюджетных заявок, что, по нашему мнению, будет одной из наиболее эффективных мер. Все эти меры в совокупности значительно сократят случаи «раздувания» бюджетов.

Органы финансовой полиции сместили акценты работы на профилактику и предупреждение. Одним из введенных новшеств в этом направлении является мониторинг государственных закупок, проводимых госорганами. То есть мы в ежедневном режиме проверяем объявления о закупе товаров (работ, услуг), цены на которые сравниваются с рыночными. В случае расхождения мы незамедлительно реагируем и направляем государственному органу или организации письмо о необходимости приведения цен в соответствие с рыночными.

- А какие еще этапы государственных закупок создают возможности для коррупционных проявлений?

- Согласно следственно-оперативной практике, преступления выявляются на всех этапах этого процесса. О формировании бюджета закупки мы уже говорили.

Следующий этап - это этап формирования заказчиком конкурсной документации и объявление конкурса. Здесь проводится самая «важная» совместная работа коррумпированных чиновников и аффилированных с ними компаний. В технической спецификации устанавливаются специальные требования к квалификации потенциального поставщика. Понятно, что «неугодная» компания не пройдет эти требования, сколько времени ей не предоставь. При полноценной проработке этого этапа следующий этап, проведение конкурса, становится формальностью.

Далее следуют различные схемы, но цель общая - предоставление заказчику взятки, либо услуг. В свою очередь заказчик на финальном этапе способствует подписанию актов, даже несмотря на очевидные недоработки по договору. Кроме того, одной из главных проблем системы государственных закупок является ее децентрализованность. На сегодняшний день организаторами государственных закупок могут выступать более 12 тысяч субъектов, в число которых входят даже районные отделы по отраслям.

- Сейчас видно, что финансовая полиция четко понимает имеющиеся проблемы системного характера. А есть ли предложение, как это исправить?

 - Нами выработаны предложения, которые максимально могут способствовать снижению коррупциогенных рисков в государственных закупках. Я остановлюсь лишь на основных моментах:

 Уже принято решение о создании единого организатора государственных закупок, инициатором и сторонником которого также выступала финансовая полиция. Но здесь необходимо не наступить на старые грабли, поскольку опыт создания единого организатора в Казахстане есть, положительных результатов он не принес. В первую очередь это повлияет на качество и скорость проводимых закупок.

 Необходимо наделить его полномочиями по присвоению потенциальным поставщикам рейтинга квалификации, т. е. в зависимости от компетенции, реализованных проектов, налоговой нагрузки единый организатор должен ранжировать весь пул потенциальных поставщиков.

 Заказчика необходимо лишить права устанавливать квалификационные требования к потенциальным поставщикам. Он передает единому организатору техническое описание, которому единый организатор по установленным алгоритмам присваивает категорию сложности.

 В дальнейшем информационная система производит автоматическую рассылку конкурсной документации всем потенциальным поставщикам, категория квалификации которых соответствует категории сложности проводимых закупок.

 Потенциальным поставщикам останется лишь направить в электронном виде свою цену, наименьшая из которых также определится автоматически.

 Также необходимо внедрить реестры лиц, аффилированных с сотрудниками единого организатора, и реестр лиц, аффилированных с потенциальными поставщиками, включая конечных бенефициаров. Эта мера позволит системе автоматически отсекать все формы недобросовестного участия при закупках.

 - А что говорят насчет ваших предложений в правительстве?

 - Мы направили наши инициативы в правительство, которое поручило уполномоченным госорганам их рассмотреть. В основном отлик был положительный, концептуально наши предложения были поддержаны, в том числе Генеральной прокуратурой, министерствами экономики и бюджетного планирования, регионального развития, транспорта и коммуникаций и иными центральными исполнительными органами. Но уполномоченное ведомство - Министерство финансов - полностью не поддержало наши предложения в связи с тем, что Казахстан, являясь членом Таможенного союза, обязан подобные инициативы согласовывать с остальными членами.

- Но у нас еще есть национальные компании и холдинги, на которые не распространяется действие Закона «О государственных закупках»?

- Объемы закупок нацкомпаний и холдингов в несколько раз превышают бюджетные. При этом, если сфера расходования бюджетных средств как-то контролируется государством через уполномоченные органы финансового контроля, то в настоящее время средства нацкомпаний и холдингов проверяются ими же. У нас на практике сложилась ситуация, что при проверке деятельности нацкомпаний и холдингов мы не можем назначить контрольную проверку в уполномоченных органах, заключение которых может являться основанием для принятия процессуального решения, поскольку это выходит за рамки их компетенции. КФК рекомендует назначать проведение такого контроля силами аудиторских подразделений самих нацкомпаний и холдингов. В то же время данные результаты не могут служить в качестве экспертного заключения. Поэтому Агентство финансовой полиции придерживается позиции о необходимости распространения действия Закона «О государственных закупках» на нацкомпании и холдинги, а также на все предприятия с участием государства.

Мира Тимирязева.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить