Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество В центре социальной работы – Человек (интервью министра труда и соцзащиты Тамары Дуйсеновой)

В центре социальной работы – Человек (интервью министра труда и соцзащиты Тамары Дуйсеновой)

В последнее воскресенье октября в Казахстане отмечают День социального работника. Накануне этой даты министр труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова дала интервью «Комсомолке».

- Тамара Касымовна, работники социально-трудовой сферы третий год отмечают свой профессиональный праздник. Какое значение, на ваш взгляд, имеет его учреждение?

- Учреждение Дня работников социальной защиты, бесспорно, еще одно свидетельство социальной приверженности нашего государства, общественное признание значимости оказания социальных услуг для благополучия и развития человеческого потенциала казахстанцев и уважения к труду социальных работников.

Социальная сфера - это та среда, в которой реализуются конституционные гарантии, формируются необходимые условия жизнедеятельности граждан и повышения качества жизни, предупреждаются социальные риски и решаются вопросы социальной защиты. Другими словами, услуги, предоставляемые социальными работниками, сопровождают нас повседневно на протяжении всей жизни.

В настоящее время в данной сфере занято свыше 10 тысяч работников. Возможности, условия и результаты социальной работы следует оценивать исторически, понимая их прямую зависимость от приоритетов государственной политики и финансово-экономических возможностей государства.

Проведение взвешенной социальной политики всегда находилось в системе приоритетов деятельности правительства Республики Казахстан. За короткий по историческим меркам период была создана национальная модель социальной защиты, получившая международное признание.

В рамках реализации стратегии «Казахстан - 2030» был принят ряд важных социальных программ, реализация которых социальными работниками привела к значительным результатам:

- повысилась экономическая активность населения и выросла занятость. Уровень безработицы снизился с 12,8% в 2000 году до 8,1% в 2005-м и 5,3% в 2012 г.;

- создана и закреплена в Трудовом кодексе РК новая модель трудовых отношений, направленная на сбалансированность интересов государства, работников и работодателей;

- выросли доходы населения. За последние 15 лет доходы казахстанцев выросли в 16 раз. Среднемесячная заработная плата возросла в 9,3 раза;

- социальные выплаты из республиканского бюджета ежемесячно и своевременно получают порядка 4 млн. человек, или около четверти населения страны. При этом средний размер пенсионных выплат за последние 15 лет увеличился в 10 раз. Повышаются размеры государственных социальных пособий инвалидам, людям пожилого возраста, лицам, потерявшим кормильца, многодетным семьям.

Лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, бесплатно предоставляются специальные социальные услуги. В настоящее время в стране функционируют 48 областных (городских), 476 районных учреждений социального обеспечения, функционируют 115 медико-социальных учреждений, протезно-ортопедических предприятий и реабилитационных центров.

Новые возможности, но одновременно и новые масштабные задачи, нам предстоит реализовать в условиях осуществляемой по поручению главы государства социальной модернизации. Главной целью нового стратегического курса определено создание к 2050 году «общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда».

В центре социальной работы, как и прежде, находится Человек, со своими потребностями и нуждами. Защита его прав и создание условий для роста качества жизни, развития и реализации личного потенциала были и остаются целью и смыслом нашей работы.

Вместе с тем нельзя не видеть необходимости и важности внедрения новых подходов к решению данных задач. Глава государства нацеливает нас на правильное сочетание гарантий с личной ответственностью. Это означает, что наряду с безусловной поддержкой и помощью лицам, не имеющим возможности самообеспечения по объективным причинам - детям и людям почтенного возраста, инвалидам и сиротам, в отношении к оказавшимся в трудной жизненной ситуации трудоспособным людям требуются активные меры.

Лучшим способом социальной поддержки таких категорий должны стать реабилитация, помощь в получении той или иной специальности и расширение доступности продуктивной занятости. Работа и трудовые доходы не только станут условием роста благосостояния, но и, что особенно важно, позволят быть полноценным участником общественной жизни.

Переход от опеки и традиционной социальной помощи к социальному прогрессу - задача непростая. Для ее решения потребуются работники новой генерации, высокопрофессиональные, преданные делу служения людям.

В этой связи видится неотложным не только создание современной системы профессиональной подготовки социальных работников, но и повышение престижности и привлекательности этого нелегкого труда, в том числе и за счет соответствующей системы оплаты труда.

Отмечая в третий раз свой профессиональный праздник, социальные работники остаются верными своему долгу, понимают свою причастность к решению вопросов повышения качества жизни и готовы к практическому выполнению насущных задач социального обслуживания.

- Не могли бы вы коротко остановиться на истории вашего министерства, о вкладе в его становление отдельных руководителей ведомства.

- С обретением государственного суверенитета для успешного развития в глобальном высоко конкурентном мире потребовалось создать новую архитектуру государственного управления в экономике, политике, культуре и других сферах жизни казахстанского общества.

Особого внимания требовала социально-трудовая сфера, так как от ее состояния зависело социальное самочувствие и социальный оптимизм населения страны, а значит, и будущее суверенного государства.

Переход от командно-административной системы к рыночной экономике не мог быть простым и безболезненным процессом. После распада СССР последовал разрыв налаженных хозяйственных связей в экономике, остановка и разрушение промышленных предприятий. Страна стояла на грани промышленного коллапса, тысячи предприятий были признаны банкротами, сотни тысяч рабочих и инженеров остались без работы и средств к существованию.

В условиях, когда доходы населения стремительно падали, обесценивались деньги, падала мотивация к трудовой деятельности, 14 марта 1991 года Указом Президента Казахской ССР было образовано Министерство труда Республики Казахстан (вместо Госкомитета Казахской ССР по труду и социальным вопросам). С момента образования и до 1996 года ведомство возглавляли Бейсенов Саят Дюсенбаевич, Соболев Виктор Васильевич и Крепак Петр Иванович.

В феврале 1992 года Указом Президента РК Министерство социального обеспечения Казахской ССР было переименовано в Министерство социальной защиты населения Республики Казахстан.

Руководителями ведомства в период до 1996 года были Кадырова Зауре Жусуповна, Тутенов Байгарим Вильямович, Аимбетов Сейтсултан Сулейменович.

Созданные социальные министерства смогли принять неотложные меры по предотвращению дальнейшего падения уровня жизни и созданию необходимых условий для жизнедеятельности граждан и их социальной зашиты.

В ходе становления нового государственного управления социально-трудовой сферой были созданы Государственная служба занятости и Государственная экспертиза условий труда, началось создание нормативной правовой базы. Именно в этот период были приняты первые законы по социальной защите граждан, в том числе пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и экологического бедствия в Приаралье, жертв массовых политических репрессий. Значительные льготы предоставлялись участникам и инвалидам ВОВ и приравненным к ним лицам.

Начавшийся во второй половине 90-х годов переход к устойчивому экономическому развитию сопровождался ростом занятости и трудовых доходов, развитием системы социального обеспечения.

На центральном уровне государственного управления в октябре 1996 года на основе реорганизации и слияния двух министерств было образовано Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

До конца 90-г годов новое ведомство возглавляли Коржова Наталья Артемовна, Радостовец Николай Владимирович. В этот период продолжалось реформирование и создание национальной модели управления социально-трудовой сферой. Были приняты основопологающие Законы о занятости, труде, социальной защите инвалидов, о пенсионном обеспечении и др.

Особое значение имели реформа пенсионной системы и введение накопительной пенсионной системы в 1998 году.

Начало двухтысячных годов (министр - Байменов Алихан Мухамедьевич) отмечено разработкой новой Концепции социальной защиты.

Особенностью новой модели явилась многоуровневая модель социального обеспечения. На базовом уровне реализуются конституционные гарантии гражданам, оказавшимся в ситуации социального риска, выплачиваются государственные социальные пособия, на втором - обязательном уровне - социальное обеспечение осуществляется за счет обязательных социальных взносов (обязательные пенсионные взносы, например, или обязательные взносы по страхованию рисков потери доходов в связи с безработицей, инвалидностью и др.). На третьем - добровольном уровне - за счет работодателей и работников непосредственно формируются накопления для дополнительного социального обеспечения при наступлении соответствующих условий.

Новое для Казахстана распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником было закреплено в Программе дальнейшего углубления социальных реформ на 2005-2007 гг. (министр - Карагусова Гульжана Джанпеисовна).

С ее именем связано и принятие Трудового кодекса РК, формирование национальной модели защиты материнства, принятие нового Закона об инвалидах.

На рубеже первого и второго десятилетий нового столетия, когда Министерство возглавляли Сапарбаев Бердыбек Машбекович, Абдыкаликова Гульшара Наушаевна, наметился коренной поворот к вопросам развития трудовой сферы, повышения роли социального партнерства и улучшения условий труда. Впервые с участием главы государства состоялись форум по социальному партнерству, Международный форум работодателей. Президентом РК был учрежден и начал вручаться ежегодный специальный приз «Парыз» лучшим работодателям в сфере социального партнерства.

Особой заслугой министерства явилась разработка и реализация антикризисных мер - «Дорожная карта 2009-2010 гг.». С учетом ее была разработана долгосрочная Программа занятости 2020, реализуемая в настоящее время в формате «Дорожной карты занятости 2020».

Продолжалось развитие систем социальной поддержки и адресной социальной помощи. В этой связи стоит отметить принятие и реализацию Закона РК «О специальных социальных услугах».

Планы реализации поручений главы государства по социальной модернизации и подходы к дальнейшему совершенствованию пенсионной системы начали формироваться в последние годы (министр - Абденов Серик Сакбалдиевич).

Все руководители в меру своих сил и возможностей складывающейся на тот период экономической и социальной ситуации делали все возможное, чтобы улучшить жизнь казахстанцев.

Много энергии, сил и души вложили они в социальное переустройство своей страны. Некоторые вопросы приходилось решать, как говорится, на марше, впервые, не было достаточного опыта, специалистов и, конечно, допускались иногда отдельные ошибки и просчеты, но они вовремя исправлялись, корректировались, что не сказывалось в целом на социальном благополучии наших граждан.

Хотела бы через вашу газету выразить слова искренней благодарности первым руководителям министерства за их самоотверженный труд, мужество и терпение. Среди них немало и моих наставников. Работая бок о бок с ними, я многому научилась у них, и их богатый опыт государственного управления постараюсь использовать в своей дальнейшей работе.

- Однако социально-трудовая сфера - это не только руководящие кадры, но и рядовые работники, которые изо дня в день делают нужную и полезную работу для людей. Среди них и работники министерства, и работники подведомственных организаций, на которых ложится непосредственная работа по социальной защите. Что вы можете сказать об их социальном самочувствии?

- Прежде всего следует отметить, что в нашу сферу приходят люди, готовые отдать тепло и доброту своих сердец людям, нуждающимся в социальной поддержке. Наверное, эта нравственная составляющая и определяет костяк всей системы социальной защиты. Люди, которые приходят к нам по воле случая, как правило, долго не задерживаются. Без преданного служения своему делу, умения своевременно отозваться на чужую боль невозможно работать в системе социальной защиты.

У нас много замечательных профессионалов своего дела, которые, несмотря на все трудности и перипетии жизни, остаются верны избранному пути.

Отдельной строкой в историю нашего министерства войдет его передислокация из Алматы в Астану в суровые зимние дни 1997-1998 годов. Пользуясь возможностью, хотела бы еще раз выразить свою искреннюю признательность тем первопроходцам, которых не испугали связанные с этим трудности и которые смогли обеспечить бесперебойную работу ведомства в это непростое время.

Это они - Шорманов Серикхан Турсынханович, Бисакаев Сериккали Гумарович, Ергалиева Гульзауре Ботахановна, Вологина Эвелина Викторовна, Омарова Рахия Мухамедиевна, Салыкбаева Алма Курметовна, Байсакалов Алим Бегенович, Каржаубаев Аслан Жумагалиевич, Даутова Алма Баталовна, Жумагулов Багдат Садвакасович, Турпакбаев Кайсар Турысбекович, Толегенова Бинара Кенесовна, Батыршаева Назира Бозтаевна, Тохсеитова Гульнара Муслимовна - оставили тепло и отлаженный уклад жизни и отправились в новую столицу.

Минуло около 15 лет, а они и по сей день в строю и вносят свой посильный вклад в развитие и совершенствование социальной сферы.

Позитивный настрой и оптимизм старших по цеху коллег передается и нашим молодым сотрудникам. Социологический опрос, проведенный по итогам 2012 года среди сотрудников министерства в центре и на местах, свидетельствует об устойчивом благоприятном морально-психологическом климате в коллективе, растет удовлетворенность работников результатами своей деятельности. Приведу несколько цифр. Средний стаж работы сотрудников министерства на государственной службе составляет около 13 лет, а работа в данном учреждении - около 6 лет, что свидетельствует о стабильности в коллективах системы социальной защиты.

Аналогичная ситуация в территориальных и подведомственных министерству организациях, где самоотверженно трудится большой отряд социальных работников.

Среди них - Утеулин Серик Шамшанович, специалист Шалкарского районного отделения ГЦВП, Энгель Федор Иванович, механик Петропавловского протезно-ортопедического центра, Бектасова Гулназ Жамалбековна, старшая медсестра Жамбылского областного психоневрологического дома-интерната, Касымов Бахтыгерей, врач-психиатр Сарайшикского психоневрологического интерната Махамбетского района и многие другие. Они делают все возможное, чтобы реализовать поручения главы государства о повышении качества жизни казахстанцев и укреплении социальной стабильности.

- Но ведь и среди ваших сотрудников встречаются те, кто не задумываясь и не стыдясь запускает руку в социальный бюджет или как должное воспринимает «плату» за свою так называемую защиту, даже если перед ними старики, инвалиды, дети, вдовы или сироты..

- Это не только следствие дефицита доброты и порядочности. Причина еще и в том, что при подборе и расстановке кадров порой на первый план в ущерб личностным качествам выдвигались такие качества, как уровень образования, креативность, а иногда и предприимчивость.

У казахов говорят: «Адтын к?рсе, періште жолдан таяды», и не случайно бацилла стяжательства нашла свою почву среди нравственно нечистоплотных государственных служащих. Нашлись моральные уроды и среди наших сотрудников.

Мы ведем решительную борьбу с такими лицами всеми возможными мерами, начиная с общественного порицания и заканчивая увольнением и привлечением к уголовной ответственности. Совершенствуется и сам процесс оказания государственных социальных услуг: автоматизируются процессы, связанные с обслуживанием населения, внедряется бесконтактная форма обслуживания. Сокращено количество документов, требуемых от людей при выдаче разрешительных документов и назначении социальных выплат.

Подписаны совместные меморандумы территориальных органов министерства с НДП «Нур Отан» по сотрудничеству в сфере борьбы с коррупцией, в подведомственных организациях проводятся Дни открытых дверей. В территориальных органах прошла акция «В 21 век - без коррупции».

Проводимая работа ведет к положительным изменениям. Если в 2010 году по министерству было осуждено за коррупционные преступления 8 человек, то в 2011 году число таких лиц составило 6, а по итогам 2012 года - три человека.

- Какие основные задачи стоят перед вашим ведомством в настоящее время?

- В центре внимания - реализация Стратегии социальной модернизации. В Послании главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» и программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» определены основные направления, на реализацию которых и направлены наши усилия.

В политике занятости это означает повышение трудовой мотивации и всемерное содействие продуктивной занятости - с одной стороны, и удовлетворение потребностей экономики в высококвалифицированной рабочей силе - с другой.

В регулировании трудовых отношений - создание условий достойного труда, соблюдение трудовых прав, сочетание социальной защищенности с экономической эффективностью, обеспечение стабильности на основе повышения переговорного потенциала и предупреждения трудовых конфликтов.

В социальном обеспечении - сочетание государственных гарантий с личной ответственностью граждан и работодателей за социальное обеспечение и адекватность размеров социальных выплат при наступлении основных социальных рисков.

В социальной поддержке -

«…полная ответственность за адресную поддержку социально уязвимых слоев общества, … только тех групп, которые в этом нуждаются» и активизация трудового потенциала малообеспеченных граждан, сохранивших трудоспособность.

Надо поставить на качественно новый уровень социальную защиту населения, обеспечить социальные гарантии, так как от этого во многом зависят стабильность и благополучие нашего общества.

Социальная модернизация должна не только охватить отрасли, входящие в социально-трудовую сферу, но и затронуть нравственную составляющую всех наших граждан. Необходимо осуществить коренной перелом в их сознании, чтобы изжить социальное иждивенчество, поставить надежный заслон идеологии потребления.

Это непростая, но очень актуальная и исключительно важная задача на сегодня. Потребуется серьезная и кропотливая работа со всеми, но, в первую очередь, с молодежью. Начиная с домашнего очага, детского сада и школы каждый молодой человек должен понять, что только знания и труд могут сделать его успешным.

Для этого от всех нас требуются высокая ответственность, профессионализм, самоотверженное служение избранному долгу и обязательное единство слов и дела.

С праздником вас, дорогие коллеги! Терпения и творческих успехов вам! Бодрого настроения, здоровья и благополучия вам, вашим родным и близким!

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить