Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб04272024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество СПРАШИВАЙТЕ ­- И ПОЛУЧИТЕ ОТВЕТ

СПРАШИВАЙТЕ ­- И ПОЛУЧИТЕ ОТВЕТ

Всемирно известный философ Оскар Бренифье в рамках семейного фестиваля МАМАФЕСТ в Шымкенте провел единственный в Казахстане тренинг.

Казахстан стал 54-­й страной мира, где французский ученый побывал со своим культовым семинаром по критическому мышлению «Искусство задавать вопросы». На таких слушатели учатся, казалось бы, несложному умению задавать вопросы.

На самом деле, как считает и убеждает участников тренинга на их же примере Бренифье, большинство людей делать этого не умеют. Корень проблемы он видит в традиционной системе обучения, которая по большей части сводится к тому, что учитель говорит, а ученик повторяет. Не способствуют развитию мышления и родители, считает философ. Побывав в разных странах, он пришел к неутешительному выводу: родители не говорят с детьми. «Не то что совсем не говорят, говорят, но настоящего диалога нет, ­- уточнил он. -­ Как правило, взрослые не общаются с ребенком, а словно говорят с самим собой». Между тем, как подчеркивает ученый, очень важно научить ребенка автономии: «Посредством вопросов можно сделать его более независимым, потому что ему нужно будет давать свои собственные ответы вместо того, чтобы повторять то, что он услышал от взрослых». Именно поэтому он призывает родителей вести диалог с детьми, садиться, узнавать, что они думают, разговаривать с ними во время приготовления пищи, дороги в школу и т.д.

Еще одним фактором, препятствующим развитию независимого мышления, Бренифье считает предопределенность культурой ­- с этим он тоже столкнулся почти во всех странах.

- Я понимаю, что сложно занимать критическую позицию по отношению к своей культуре, -­ говорит он. -­ Мы предпочитаем следовать потоку, несмотря на то, что от этого страдаем, становимся его жертвами. Поэтому я призываю людей «выйти» из своей культуры, быть свободными, автономными, выносить суждения самостоятельно и самостоятельно решать свою жизнь.

Ключевую задачу своих тренингов Бренифье видит в том, чтобы подтолкнуть людей думать, разбудить критическое мышление и научить правильно задавать вопросы.

- Я -­ философ по образованию, моя специализация -­ это мышление, ­- рассказал он «КП». ­- Много лет я работаю над идеей философской практики -­ как философия может быть использована в каждодневной жизни, в семье, в отношениях в паре, в воспитании детей, в вопросах идентичности, а также бизнесе. Как думать вместе, как вести диалог, как мыслить критически, давать аргументы, как оценивать аргументы. То есть идея в том, как использовать философию в различных аспектах своей жизни. Платон говорил, что искусство задавать вопросы и давать ответы очень важно для выстраивания мышления.

По тому, как и какие вопросы задавали и как отвечали участники семинара, тренер их фактически диагностировал. Невольно напрашивалось обозначить демонстрируемый метод перифразом известной пословицы: задай мне вопрос ­- и я скажу, кто ты. Оказаться в роли публично экзаменуемого, конечно, мало кому нравилось. Более того, впоследствии имел место неприятный инцидент: после консультации с одной из участниц к Бренифье пришел с угрозами ее муж, так как увидел в выводах специалиста оскорбление супруги.

- Делать то, что делал мой учитель Сократ, ­- задавать вопросы, побуждать людей мыслить, прояснять идеи, я нахожу интересным, хотя, конечно, это опасная деятельность, -­ прокомментировал наш собеседник. ­- Сократа за это убили, в моем случае произошло некое символическое убийство. Когда посредством вопроса у человека создается некий кризис, и он открывает что-­то сложное для себя, конечно, он не скажет: о, я так счастлив! Люди испытывают недовольство, некоторые даже хотят меня убить. Но я всего лишь разносчик плохих новостей ­- и это моя работа. Не нужно обижаться или оскорблять врача, который сообщает, что у вас рак. Как и на тренера, который говорит, что у вас проблемы с прессом. Наоборот, нужно быть благодарными за то, что вы это узнали, ведь это послужит для вашей же пользы. Проблема многих людей в том, что они не осознают, что пребывают в надеждах и фантазиях, а не в реальности. Но нужно отделять мечты и действительность. Иначе они будут запутанными и несчастными.

Принципы правильных вопросов от Бренифье:

- Хотеть спросить что-­то или сказать -­ это не одно и то же, в этом состоит разница между задаванием вопроса и утверждением. Но люди часто их путают: говорят, у меня вопрос, а потом произносят речь. Настоящий вопрос ­ это вопрос, цель которого узнать что­-то.

- Искусство вопрошания начинается с терпения: прежде чем задать вопрос, начать диалог, нужно успокоиться, сконцентрироваться.

- Нужно быть внимательным к связи между вопросом и ответом, потому что существует немало стратегий избегания, чтобы скрыть реальность, оправдать себя. И это препятствует рациональной дискуссии. Например, я спрашиваю человека: делаешь ли ты это? А он отвечает: потому что. Сначала нужно посмотреть на явление, признать его, а уже после обсуждать, почему.

- Задавать вопросы -­ значит, искать истину, а искать истину можно где угодно. Но есть другая проблема -­ то, что греки называют кайрос, это нужный момент. То есть не всегда бывает нужный момент. Например, если вы хотите сохранить работу, вы не будете задавать своему начальнику вопросы, которые показали бы его глупость.

- Вопросы можно задавать везде и всегда, но это не всегда уместно: прежде нужно подумать, следует или это делать и как далеко ты можешь зайти.

Справка «КП»

Оскар Бренифье ­- доктор философии, философ­-консультант, эксперт ЮНЕСКО, основатель Института практической философии в Париже, специалист по детскому развитию, писатель. В течение многих лет он работает над концепцией практической философии во Франции и во многих других странах. Проводит философские семинары с детьми и взрослыми в школах, академиях и университетах. Активно развивает метод индивидуальных философских консультаций в бизнесе и проводит мастер-­классы по оценке и развитию мыслительных компетенций в различных компаниях в Европе и России. Им были написаны и опубликованы десятки книг в этой области, которые переведены на многие языки мира, в том числе русский.

Лаура КОПЖАСАРОВА («КП ­- Шымкент»)

Фото автора. 

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить