Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Вт05212024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество ЧТО МОЖЕТ НАС СПАСТИ ОТ БУДУЩИХ ПАВОДКОВ?

ЧТО МОЖЕТ НАС СПАСТИ ОТ БУДУЩИХ ПАВОДКОВ?

Точная сумма ущерба, нанесенного весенними паводками в пяти (!) областях Казахстана, до сих пор не подсчитана. Пока чиновники собирают все необходимые для отчета документы, сельчанам пострадавших районов не до цифр. Ведь помимо того, что вода подтопила их дома, паводки смыли плодородный слой земли и поставили крест на надеждах о богатом урожае. Как выработать и добиться реализации противопаводковых мер на деле, а не на бумаге? Этот и многие другие вопросы были подняты на экспертном обсуждении в Алматы аналитической группой «Кипр».

Напомним, что в результате паводков пострадали 87 населенных пунктов республики, подтоплено более полутора тысяч жилых домов. Откачка воды в большинстве случаев заняла трое (!) суток. Есть человеческие жертвы. Пострадали также объекты инфраструктуры - размыты дороги, прорваны дамбы и т.д. Все это показало, что подготовка к половодью со стороны госорганов неэффективна и недостаточна.

Первым на экспертном совещании «огонь на себя» принял заместитель министра внутренних дел РК Юрий Ильин. Он выступил с отчетом о проведенных мероприятиях и подчеркнул, что благодаря принятым ранее мерам на этот раз число подтопленных домов было в два раза меньше по сравнению с 2015 годом.

- Несмотря на критику, цифры говорят сами за себя - число подтопленных населенных пунктов такое же, но дома пострадали меньше, - заявил Ильин. - В 2016 году в целях недопущения подтоплений построено 122 км и отремонтировано 146 км защитных дамб, очищено около 20 тысяч водопропускных труб под автомобильными дорогами, мостами и под железнодорожными путями. В текущем году мы продолжаем аналогичную плановую работу.

Депутат мажилиса Ирина Смирнова также уверена, что госорганы предпринимают конкретные активные шаги по решению водных проб­лем. «Палка в колесе», на ее взгляд, - это разрозненность управления и изучения в водной сфере.

- Водные вопросы курируют разные ведомства. Нет единого координирующего центра, который эффективно управлял бы научными исследованиями и бюджетными средствами, которые на них расходуются. Так, некоторые исследования ведутся параллельно друг другу, иногда совпадают по тематике, поскольку идут по линии различных министерств и ведомств. Все это требует упорядочения, верной расстановки приоритетов, глубокого изучения, - считает депутат. - Необходима единая стратегия развития, включая изучение водных ресурсов, оперативное управление ими и стратегическое планирование.

Однако в ходе заседания стало очевидным, что создать единую верную стратегию будет чрезвычайно сложно. Выступающие друг за другом специалисты разных направлений настаивали на своем мнении и тянули каждый в свою сторону. Одни убеждали, что необходимо рыть новые дамбы, другие предлагали углублять дно имеющихся, третьи делали акцент на слабую технику Казгидромета, четвертые сетовали на слабое развитие науки, а пятые требовали пригласить на круглый стол представителей Республиканской СЭС.

- Почему СЭС не бьет тревогу? Почему не участвует в таких совещаниях? - возмущается член Национального водного партнерства РК Анар Тлеулесова. - Вместо того, чтобы проводить платные анализы в лабораториях, лучше бы задумались о том, как повлияют на здоровье людей и качество воды размытые кладбища, септики и т.д. Что будет, если трупный яд попадет в питьевую воду? Что касается критики старых дамб, я не согласна. Они вполне отвечали уровню советских времен и строились согласно реалиям и техническим требованиям того дня. Проблема в том, что с тех пор не было капитальных ремонтов гидросооружений.

Немало нападок во время совещания было и в адрес Казгидромета за то, что они вовремя не оповещают о природных катаклизмах.

- Мы делаем все, что в наших технических силах. Мы предупреждали все вышестоящие инстанции, что объем снегозапаса в два-три раза превышает норму, - разводит руками заместитель генерального директора РГП «Казгидромет» Серик Саиров, - постоянно оповещаем о штормовых предупреждениях и т.д. Считаю, что мы со своими обязанностями справились. Другой вопрос - слабое техническое оснащение и кадровый состав нашего предприятия. Например, количество -  гидропостов в Казахстане в 1981-м было 506, а сейчас их почти в два раза меньше. С 1991 года Казгидромет был вынужден закрыть около 33% наземных метеорологических станций, 65% гидрологических постов, 55% пунктов с агрометеорологическими наблюдениями и 47% аэрологических станций.

Между тем все реки Казахстана по типу питания относятся к центрально-азиатскому. Это означает, что 70-80% годового стока составляют снегозапасы (т.е. высота слоя воды, образующейся при полном таянии снежного покрова). При выявлении запасов воды в снегозапасах исключительную роль играют снегомерные съемки. А они привязаны к метеорологическим станциям РГП «Казгидромет». Дополняет картину проблем гидротехнических сооружений (ГТС) Казахстана отсутствие законодательной базы.

- У нас нет Закона «О безопасности ГТС», отсутствует Дорожная карта развития водообеспечения регионов со строительством ГТС, - говорит завлабораторией гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений КазНИИ энергетики Марат Кошумбаев. - В сфере ГТС новые разработки не внедрялись последние 30 лет. Нет уполномоченного органа по контролю и мониторингу за состоянием гидротехнических сооружений.

Кошумбаев относит к первостепенным задачам мониторинг состояния и обследование ГТС, анализ данных и оценку риска возможных аварий, разработку рекомендаций по повышению безопасности ГТС и снижению рисков ЧС.

Политолог, член Общественного совета Алматы Марат Шибутов убежден, что борьба с паводками должна быть отражена в стратегических документах ведомств. Кроме того, необходимо разработать финансовый механизм, чтобы было выгодно предотвращать паводки, а не заниматься ликвидацией их последствий.

- Я специально поднял документы «Стратегический план на 2014-2018 годы» Министерства сельского хозяйства. Там говорится о дефиците водных ресурсов и маловодье. И ни слова о возможности паводков. То есть в документ изначально не заложен этот риск. А на нет и суда нет. В итоге нет никакой прозрачности в финансовых затратах по ликвидации паводков, и это становится хорошим полем деятельности для коррупции, - уверен политолог. - Второй важный момент - это то, что за последние 20 лет никто не обследовал дно гидросооружений, нет деклараций безопасности.

В числе последних спикеров выступила очевидец происшедшей трагедии. Людмила Петрова из Атбасара представила на совещании видение причины и последствий глазами пострадавших.

- Местные жители считают, что необходимо почистить русло реки и углубить дно, чем тратить немалые деньги на земляные дамбы и шлак, которые загрязняют реку и губительны для здоровья. Тысячи мешков с золой бросили вдоль реки. Разве это выход? Потом всей этой грязью дышать будем, и речку губят все больше. Разве зола сможет защитить от большого потока воды? - возмущается Петрова. - Абсолютно игнорируется общественное мнение, отсутствует общественное участие, правовая грамотность населения на низком уровне. Необходимо обучать представителей населения, проживающих в зонах риска, максимально вовлекать общественность на всех этапах. Акимы у нас долго не задерживаются. Посидят год-два и уезжают. То есть мы для них временная остановка, а жить из года в год с нерешенными проблемами нам.

Выступали также в ходе совещания конструкторы-практики. Но и у них не было единого мнения. Одни предлагали провести капитальный ремонт старых ГТС. Другие настаивали на современных облегченных вариантах.

Подводя итоги совещания, в числе приоритетных направлений были выбраны следующие: оснащение технической базы Казгидромета, проведение научных и полевых исследований с использованием аэрокосмических исследований для определения многолетних адресных рисков. Впоследствии на основе мониторинга и учета всех факторов риска (реки, склоны, водохранилища, дороги, преграждающие путь паводковых вод, выпадение осадков и т.д.) создать карту земель, на которых должно быть запрещено какое-либо строительство в целях предотвращения и создания условий для экстремальных ситуаций. Это позволит принять соответствующий правовой акт о запрете строительства новых объектов и «переселении» населения из зон, подверженных рискам затопления, с выделением финансовых средств для «передислокации» определенных групп населения.

 

Карлыгаш НУРАЛИЕВА.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить