Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество ПАПЫ ПОМОГАЮТ ОСОБЕННЫМ ДЕТЯМ ВКЛЮЧИТЬСЯ

ПАПЫ ПОМОГАЮТ ОСОБЕННЫМ ДЕТЯМ ВКЛЮЧИТЬСЯ

 

 

В прошедшее воскресенье во всем мире отмечали Международный день аутиста. Суровая статистика показывает, что в семьях, в которых растет особенный ребенок, вся тяжесть ухода за ним ложится на мам. Грустных историй о том, что папа бросил семью в непростой ситуации, также немало. Но и из этого правила есть исключение: в алматинской Ассоциации родителей детей-аутистов проводятся занятия для пап и их детей.

Аргын Джармуханов - папа особенного мальчика. Почти три года назад его семья переехала в Алматы из Кокшетау.

- В Ассоциацию я пришел в 2014 году, когда моему сыну было девять лет. Диагноз «аутизм» ему поставили в три года. Сын был неконтактен, физически не развит, о зрительном контакте речи не шло. Жизнью не интересовался. Да, он был послушный, удобный очень ­ куда посадишь, там и сидит, - вспоминает Аргын состояние своего ребенка.

Аргын и его жена постоянно занимались с сыном: посещали дефектолога, логопеда и спецшколу. Улучшения, конечно, наблюдались, но настоящий прорыв в состоянии мальчика случился именно на занятиях в Ассоциации. Аргын говорит, что сейчас его сын может играть в различные активные игры, занимается футболом. А самое важное, ребенок становится эмоционально богатым, учится жить с чувством.

- Я помню, как однажды после занятий зашел с сыном в магазин. На автомате спросил, что ему купить, а он подходит к витрине и показывает пальцем! Это был такой яркий момент, что я еле сдержал слезы. Представьте, до этого мой сын ходил, что называется, со стеклянным взглядом, а тут я получил ответ на свой вопрос, какое-то движение, - рассказывает Аргын. - Потом таких радостных моментов было еще много: и когда он впервые обратился к нам с женой - «мама, папа», и когда сам попросился в туалет - не просто среагировал на мои слова, а попросился сам!

По словам Аргына, семьи, в которых растут дети-аутисты, ориентируются на совершенно другие ценности, нежели обычные родители. Счастьем может быть малейшее изменение в поведении ребенка: еще месяц назад он ни секунды не стоял на месте, кружился-вертелся, при этом громко крича. А сегодня он спокойно простоял целых пять минут! Каждое подобное событие становится настоящей победой для родителей и детей.

В отличие от обычного ребенка, аутисту не скажешь - сделай это, сделай то. Показать какое-то движение - тоже мало. В занятиях с детьми-аутистами главное - участвовать в процессе вместе с ними, проживать все, что нужно сделать, показывать неподдельный интерес, удовольствие и радость от этого. Тогда дети начинают входить в игру, в общение. Аутизм - это отрешенность, а занятия в Ассоциации помогают особенным детям включиться.

- Не суть, какое упражнение ты делаешь с ребенком, суть - как. Мы не укоряем детей, что у них плохо или совсем не получается что-то. Вместо этого мы дружно, выражением лица и голоса включаем детей. Когда по залу бегает толпа мужиков и выполняет различные упражнения, громко при этом ведя счет, это даже не эффектно, а аффектно. Волей-неволей переключаешь внимание на этот процесс, - смеется Аргын.

Как правило, большинство мужчин довольствуются в семье ролью добытчика: я заработал денег, теперь могу спокойно поваляться на диване. Такая схема однозначно неприемлема для семей, в которых растут дети-аутисты. Только при старании обоих родителей, при их совместных усилиях можно рассчитывать на то, что в состоянии ребенка наступят улучшения.

- Судьба сложилась так, что мы не можем отмахнуться от своего ребенка, мол, материально же я тебя обеспечил. От этого ему лучше не станет. Мы выбираем другое: ничего страшного, если я не полежу на диване сегодня, завтра, послезавтра, зато через 5-10 лет я своему сыну буду смело в глаза смотреть - все, что можно было, я для него сделал.

Когда папа особенного ребенка впервые приходит в Ассоциацию и присоединяется к занятиям, Аргын предупреждает его: смотри, что и как мы делаем, и делай так же. Уже на первом занятии папе становится понятно: сможет ли он взять на себя такую ношу - упорно заниматься со своим ребенком. К сожалению, многие мужчины не выдерживают и прекращают занятия.

- Со стороны понять чувства папы аутиста очень сложно. Вот он приходит впервые на занятия с ребенком и видит, что остальные дети что-то делают, а его - нет. А еще прибавьте сюда ближайшее окружение: у этого друга сын ходит в секцию карате, у того - играет в футбол, у соседа ребенок - отличник. А твои сын или дочь не делают ничего, они даже не говорят с тобой! Начинается внутренняя борьба: зачем нужны эти занятия - это бессмысленно. Только те, кто смог переломить себя, в итоге получат результат. А мужчине себя переломить гораздо сложнее. Те, кто включается в работу со своим ребенком-аутистом, очень сильные люди. Это не на работу пойти устроиться, - считает Аргын.

Первый набор на курс занятий с папами в Ассоциации родителей детей-аутистов состоялся в прошлом году. Аргын и его сын как раз были в числе «первооткрывателей». Недавно в Ассоциации начали заниматься новые курсанты - тринадцать пап и их дети-аутисты. Три раза в неделю они приходят в Ассоциацию и почти два часа бегают, выполняют упражнения, играют в активные игры и эстафеты.

- Я не могу сказать, что ребенок, впервые к нам пришедший, ничего не умеет. Скорее, он просто ничего не делает. Представьте, он живет в собственном стрессе, к которому подключается еще один - внешний - от незнакомой обстановки и людей. В центре мы создаем атмосферу безопасности, со временем стресс уходит, и ребенок начинает интересоваться тем, что происходит вокруг. Дети сильно меняются. Например, к нам ходят два близнеца, оба с диагнозом. Первые занятия они ничего не делали - только кричали. Сейчас, посмотрите, они бегают вместе со всеми, у них горят глаза, они радуются. Или вот Мирон - у него потрясающие изменения в состоянии. Он ходить толком не мог, не чувствовал своего тела, никакого напряжения на руки, на ноги не брал - элементарные упражнения ему не давались. И вот сейчас он уже может их выполнять. В норму приходит физиология, улучшается сознание, повышаются работоспособность, усидчивость, выносливость.

Среди пап, которые приходят в Ассоциацию, есть и врач, и полковник, и бизнесмен, и руководитель компании - все это люди состоявшиеся. При всех их возможностях главное, что они могут дать своим детям, - это личное проживание всей ситуации. В команде единомышленников делать это легче: мужчины прекрасно понимают друг друга и состояние своих мальчишек и девчонок. Создав для детей особенную атмосферу, они помогают им постоянно быть в процессе развития.

- К сожалению, наша действительность очень недружелюбна ни к нашим детям, ни к нам. Конечно, близкие и друзья нас поддерживают, но бывают ситуации, когда люди относятся к болезни наших детей, как к какой-то заразе. Бывает, слышишь и призывы изолировать ребенка. Но ведь никто не застрахован. Никто из нас не предполагал, что с нами такое произойдет, - говорит Аргын Джармуханов.

Аргын отмечает, что аутистов с каждым годом становится больше. Одна из причин - улучшается качество диагностики. Другую Джармуханов видит в социальной среде. По мнению Аргына, все больше родителей относятся к своему ребенку как к чему-то священному, обрушивая на него свою опеку колоссальных масштабов, запрещающую ему бегать, падать, испытывать боль. Такое отношение к детям, имеющим предрасположенность к аутизму, может спровоцировать развитие болезни. Социальный психолог Ассоциации Вера Бурова уверена: сказать, сколько в Казахстане детей-аутистов, невозможно. Далеко не все родители особенных детей обращаются к специалистам при проявлении первых признаков заболевания. Таких семей очень много в регионах. Для них незнакомо даже само слово «аутизм». Аргын и Вера надеются, что со временем движение родителей детей-аутистов распространится по всему Казахстану, и у особенных мальчишек и девчонок появится шанс почувствовать вкус жизни.

 

Мария АЛЕКСЕЕВА.

 

СПРАВКА «КП»

 

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. В 2012 году Центр по контролю за заболеваемостью в американских штатах рапортовал в среднем об 1 случае аутизма на каждые 88 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить