«АЛТЫН МЕРГЕН», ИЛИ ИСКУССТВО СНАЙПЕРОВ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 2067
-
29 Март 2017
Скифы, сарматы, гунны, тюрки и монголы Чингисхана покоряли безграничные пространства Евразии при помощи конных лучников, которые были основой их армий. В наши дни эти древние боевые традиции кочевников получили второе дыхание.
В прошедшем в конце марта в Алматы I турнире по охотничьему многоборью кочевников «Алтын мерген» приняли участие 60 стрелков из Алматы, Шымкента, Тараза и других городов Казахстана. Соревнования проходили одновременно по двум дисциплинам: стрельба из традиционного лука кочевников, а также из классического олимпийского лука и компаунда - блочного лука. В первой дисциплине, в которой приняли участие 11 стрелков, победителем стала единственная представительница прекрасного пола Алия Камалова, второе и третье места заняли Нургали Турумбаев и Елдос Бадашев. В стрельбе из классического лука из 49 участников первым стал Андрей Лобанов, «серебро» и «бронзу» взяли Абдыгани Айкынбаев и Андрей Кузьмин.
Во всем мире традиционная и олимпийская стрельба из лука, как конная, так и пешая, пользуется огромной популярностью. В Европе, США, России, Турции, Китае, Монголии не счесть клубов и секций по стрельбе из традиционного лука. Парадокс, но в Казахстане на сегодняшний день нет ни одного клуба, практикующего традиционную стрельбу из лука. И это несмотря на то, что исторически народы, проживавшие издревне на необъятных просторах нашей страны, владение искусством стрельбы и верховой езды считали одним из важнейших жизненных навыков. А самых метких стрелков называли мергенами.
- Когда я организовывал этот турнир, то взял за основу нашу историю, - пояснил Олег Литус, вице-президент Федерации стрельбы из лука, арбалета и дартса Республики Казахстан и главный организатор турнира. - Меня мотивировало то, что это искусство пришло в мир именно от кочевников Великой степи, так же, как и первый разборный лук пришел именно от них. Одной из главных моих целей стало возрождение казахских национальных охотничьих традиций.
Если поинтересоваться, сколько сейчас в мире людей, занимающихся стрельбой из лука, то человек непосвященный будет удивлен, узнав, что их количество в XXI веке обозначается семизначным числом.
- Интересно, что, по разным данным, до 90% из них - это охотники, - продолжил Олег Литус. - Среди них есть такие, которые берут лук только на неделю в сезон, но большинство все-таки постоянно тренируется, совершенствуя свое искусство стрельбы. И, конечно же, эти лучники не прочь посоревноваться между собой не только в красочности охотничьих рассказов, но и в умении стрелять из лука и арбалета. Так и родилась дисциплина 3Д, составляющая теперь большую часть спортивной стрельбы из лука в мире. У нас же появилось еще и наше казахское охотничье многоборье, пришедшее к нам от наших предков, которые применяли эти навыки не только на охоте, но и в бою. Есть, конечно, профессиональные лучники и профессиональные турниры с большими призами, но основа нашего вида спорта - популярность у обычных любителей охоты и стрельбы из лука и арбалета. Очень важно, что когда мы встречаемся на соревнованиях, приезжая из разных городов и регионов, то учимся друг у друга.
В дальнейшем турниры будут проходить на открытой местности, будут поставлены юрты, гостей и участников станут угощать бешбармаком и другими блюдами национальной казахской кухни, они смогут отведать кумыс, айран, шубат.
- После соревнований также будет возможность поохотиться с луком на животных, - сказал Олег Литус. - Правда, сейчас в Казахстане охота с луком запрещена. Но я надеюсь, что в ближайшее время это изменится.
Хороший лук на вес золота…
Алмаз Сулейменов, участник турнира и одновременно мастер по изготовлению традиционных луков кочевников, поделился технологией:
- Я изготавливаю луки по средневековой технологии, только из натуральных биокомпозитных органических материалов - рог, сухожилия. Технологически это очень сложный и трудоемкий процесс, по времени на это уходит в среднем год, а иногда и два. В основном весь процесс - это сушка, когда приходится ждать, пока сухожилия высохнут и стянутся. У нас сейчас на весь Казахстан всего четыре мастера, которые производят такие луки, если сравнивать с нашими соседями - Россией и Монголией, то это, конечно, капля в море. (Алмаз показывает свой лук.) Во всем мире такой тип лука называют крымско-татарским, но он использовался на всей территории Золотой орды, на всем пространстве Великой степи, просто в последнюю очередь сохранился на территории Крымского ханства, поэтому его и назвали крымско-татарским. Каркас моего лука сделан из древесины березы и клена, с «живота» (внутренняя часть) он обклеен пластинами из рога сибирского горного козла. «Спина» в три слоя обклеена конскими ахилловыми сухожилиями, и после того, как они окончательно высохнут, сверху покрываются гидроизоляцией из кожи ягненка. Потом лук украшается росписью и покрывается шеллаком - биологическим лаком на основе природной смолы, выделяемой рядом насекомых в Индии и Юго-Восточной Азии. Единственная деталь в луке из современных материалов - это тетива. Так как далеко не каждый человек знает правильные условия хранения лука из биоматериалов, поэтому тетиву я делаю из акрона, такую же, как на современных классических луках. В старину же делали тетиву из сухожилий или бараньих кишок с льняной или шелковой нитью. Каждый стрелок расписывает лук по своему желанию, на моем луке написано на арабском - «Ваша сила в стрельбе», это одно из высказываний пророка Мухаммада и одно из 99 имен Аллаха - «Победитель». Стрела сделана из кедра с длинным тройным оперением из гусиного пера. По технологии изготовления стрела ничем не отличается от древних, единственное отличие - они были более толстыми и с более массивными наконечниками. Потому что использовались не только для охоты, но и в бою, для пробития доспехов и сбивания всадника с лошади. При хороших условиях лук мог храниться столетиями и передавался из поколения в поколение. Стоил хороший лук очень дорого, чуть ли не на вес золота, за него могли дать лучшего коня. Сейчас же традиционный лук кочевника стоит в среднем 5000 долларов.
Идти в будущее, опираясь на мудрость прошлого…
- Мы хотим познакомить весь мир с нашими национальными традициями, а еще заинтересовать людей, особенно молодежь, родной историей и культурой, - говорит Батыржан Сейдомар, президент Международного общественного фонда «Наследие кочевой цивилизации» и председатель Алматинского филиала Всемирной ассамблеи тюркских народов. - Для этого мы и проводим такие турниры. Охотничьим многоборьем кочевников оно называется потому, что сюда входит не только стрельба из лука или арбалета, но и охота с беркутами, охота с соколами, охота с тазы - казахскими борзыми, то есть все виды древней охоты кочевников. Следующий турнир планируем провести в августе, уже на открытой местности, и участников будет гораздо больше, рассчитываем, что будут представлены все регионы Казахстана.
В августе будет создана Всемирная ассоциации охотничьего многоборья кочевников со штаб-квартирой в Алматы, с помощью которой организаторы планируют развивать охотничье многоборье уже в общемировом масштабе, и надеются, что в следующем году «Алтын мерген» сможет конкурировать со Всемирными играми кочевников.
- В XXI веке существует ряд глобальных проблем, но самое главное - оставаться тем, кем завещали быть наши предки, - подытожил Батыржан Сейдомар. - Чтить традиции, обычаи и культуру своего народа. Наследие предков должно сохраняться в современном мире, и даже во времена всемирной глобализации мы должны жить по принципу «Мудрость прошлого и опыт настоящего даруют возможности будущего!».
СПРАВКА «КП»
Сейчас охотничье многоборье включает в себя стрельбу из лука или арбалета, метание дрота (короткого копья) - (жыда у казахов, сулицы у русских, джерида у турок), в том числе на лошади, каноэ или лодке, в мишени животных и птиц, то есть точная имитация охоты наших предков.
ИЗ АРХИВА
В эпоху Средневековья показателем качества стрельбы из лука, высшим мастерством было попадание в кольцо. Некоторые воины могли прострелить насквозь щит и кольчугу, а иногда и двойную броню. Мастера лучного боя пользовались уважением и почетом среди кочевников. Один из родоначальников казахских ханов - султан Ондан (отец известного Ораз-Мухаммеда) - за свое искусство владения луком был прозван Узын окты Ондан - буквально Длиннострелый Ондан. С прекращением войн и набегов сложносоставной лук заменяется простым охотничьим. В 1732 году М. Тевкелев писал, что казахи «сайдаков употребляют мало, а в войне имеют большею частью ружья». В 1865 году Л. Мейер отметил, что лук и стрелы казахами «совсем оставлены и молодое поколение не умеет ими владеть».
Павел ЗЛОБИН,
Константин ВЯЛОВ.
Фото - Игорь САПАРАЕВ