Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество «РАЗГОВАРИВАЙТЕ С ВАШИМ РЕБЕНКОМ, ИНАЧЕ ЭТО СДЕЛАЕТ КТО-ТО ДРУГОЙ»

«РАЗГОВАРИВАЙТЕ С ВАШИМ РЕБЕНКОМ, ИНАЧЕ ЭТО СДЕЛАЕТ КТО-ТО ДРУГОЙ»

 

Недавно по Казахстану прокатилась волна паники: наших детей заманивают в виртуальные группы смерти, их заставляют наносить себе вред, угрожают расправой, если ребенок не совершит самоубийство. Информация рассылалась по мессенджерам, публиковалась в соцсетях и в СМИ. В школах собирали экстренные родительские собрания, учителя проверяли - нет ли на руках детей порезов.

Тема самоубийств страшна в принципе. Но есть ли почва под паническими призывами взрослых «перекрыть интернет» для подростков?

Сергей Скляр (на фото) о подростковых самоубийствах знает не понаслышке. Он - психиатр отделения детско-подростковой психиатрии, к.м.н., врач высшей категории, координатор программ по суицидологии Республиканского научно-практического центра психического здоровья, много лет изучает эту проблему.

По мнению Сергея Владимировича, за любым самоубийством стоят основные факторы: депрессия или стресс, алкоголизм, психическое заболевание. Но есть те, что играют роль, что называется, последней капли.

- Подросток, находящийся в кризисном состоянии, как правило, очень неустойчив к любому воздействию. Неважно, что происходит вокруг него, важно, на какую почву это ложится. Разговор с родителями, ссора с одноклассниками, недобрый взгляд постороннего человека - подтолкнуть к суициду может все, что угодно, - считает Сергей Скляр.

Так называемые группы смерти существуют в соцсетях уже несколько лет. Изначально в них присутствовал жесткий суицидальный контент: тематические фотографии, мрачная музыка, рассказы о тех, кто уже «выпилился» (совершил самоубийство). Сотни подобных групп были заблокированы. Их место заняли группы, в которых главная роль отводится теме одиночества, ненужности и несчастной любви. По словам Сергея Владимировича, ощущение одиночества, перестройка внутренних механизмов и мировосприятия характерны для подросткового возраста. Ребенок становится подростком, переходит в юношество, и все эти переходы зачастую проходят болезненно. В такие критические периоды ему необходима поддержка родителей. Но здесь происходит парадоксальная вещь: подросток хочет быть ближе к родителям, но в то же время отталкивает их. И иногда взрослым проще согласиться с этим отталкиванием, нежели искать ту границу, которая позволит выстроить комфортное для всех общение.

- Одиночество - мощный фактор, который может привести к суицидальным мыслям. Но глубинное ощущение одиночества базируется опять-таки, скорее всего, либо на стрессовой, либо на депрессивной основе, - говорит Сергей Скляр.

По его словам, депрессия может проявляться у детей любого возраста. Чем старше ребенок, тем легче ее выявить ­ он легче говорит о ней и о своих чувствах. Ошибочно считать, что подростки неохотно идут на душевные разговоры. Опытный психиатр Сергей Скляр уверен: дети охотно идут на контакт.

- В моей практике нередки случаи, когда не мама с папой приводят ребенка на прием, а наоборот - он сам просит родителей отвести его к специалисту. Дети готовы к получению психологической помощи. Главное, чтобы родители были на нее согласны. Но отвести к психологу тоже можно по-разному. Можно сказать: пойдем проверим, ты, наверное, псих и тебе лечиться надо. С такой преамбулой вряд ли ребенок пойдет на контакт - он уйдет в протест. А можно спокойно предложить: я тебе сейчас не могу помочь и не понимаю, что происходит, давай попробуем решить этот вопрос со сторонним человеком, который поможет тебе и мне выйти из этой ситуации.

Умение слушать и слышать своего ребенка позволит родителям вовремя заметить тревожные сигналы в его поведении. Снижение успеваемости в школе, употребление алкоголя или наркотиков, закрытость в общении - верные признаки того, что подростку нужна помощь. За советом родители могут обратиться к школьному психологу - он подскажет, как наладить контакт с ребенком.

- Роль школьного психолога зачастую недооценивается, - считает Сергей Скляр. - Родители всегда могут к нему обратиться, я не припомню, чтобы в такой помощи кому-то было отказано. Школьному психологу легче разговорить подростка, потому что он находится в той же системе, в которой ребенок проводит почти весь день.

Вовремя замеченная у подростка депрессия и принятые для ее лечения меры позволят избежать трагедии. Считается, что самоубийство - импульсивный поступок. Но, по словам Сергея Владимировича, чаще всего мысли о суициде приходят не вдруг, и чем старше подросток, тем более обдуманное решение он принимает.

Можно ли считать пребывание детей в соцсетях фактором риска и стоит ли запрещать им виртуальное общение со сверстниками - вопрос неоднозначный. Интернет основательно вошел в нашу жизнь и запретом пользоваться им решить проблему подростковых самоубийств нельзя. Сергей Скляр видит выход в культивации интернет-грамотности среди взрослых - родителей, педагогов, психологов. Если взрослый не понимает, что происходит в социальных сетях, как он сможет помочь подростку?

Мария АЛЕКСЕЕВА.

 

СПРАВКА «КП»

 

По данным ВОЗ, ежегодно в мире более 800 тысяч человек сводят счеты с жизнью. Больше половины из них - 64,4% - мужчины от 30 до 49 лет.

Казахстан занимает третье место в мире по числу самоубийств среди молодых людей 15-29 лет. В нашей стране, по статистике, мужчины в 4 раза чаще кончают жизнь самоубийством. Сергей Скляр относит это в том числе к издержкам воспитания мальчиков: из них растят героев, которые никогда не плачут и не жалуются. И у взрослых мужчин отсутствует культура обращения за психологической помощью.

 

ВОПРОС - РЕБРОМ

 

Допустим, вы обнаружили, что ваши сын или дочь состоят в группах с депрессивным контентом. Что делать? Запретить заходить в соцсети? Отключить интернет?

- Это не решение проблемы, - уверен Сергей Скляр. - Запреты не помогут разобраться с ее сутью, а лишь на время устранят следствия. Разговаривать, находить контакт со своим ребенком самостоятельно или с помощью психолога, чтобы он искал общение не там, в виртуальном мире, а здесь - в реальном.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить