МАГЖАН САГИМБАЕВ: «НА ЮЖНОМ ПОЛЮСЕ МЕЧТАЛ О БЕШБАРМАКЕ»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 872
-
25 Янв 2017
Участники экспедиции уверены, что экстрим сближает людей и «обнажает» душу.
Казахстанская научно-исследовательская экспедиция на Антарктиду недавно вернулась домой. Члены команды пробыли на самом неизведанном и холодном материке 42 дня.
В программу входило водружение флага Казахстана на самой высокой точке Антарктиды - пике Винсона, научные исследования на базе Юнион Глетчер, а также поход на лыжах протяженностью более 200 километров до Южного полюса. В состав экспедиции вошли альпинисты, а также трое молодых ученых. Корреспондент «Комсомолки» встретилась с руководителем экспедиции Магжаном Сагимбаевым, чтобы узнать о самых интересных моментах путешествия.
- Магжан, что было самым трудным за все это время?
- В первую очередь, это ответственность за членов команды. В экспедиции мы все связаны друг с другом. Чем выше мы поднимались, тем жестче становилась погода, были моменты, когда из-за мороза не чувствовались пальцы рук. Но все это позади. Каждый раз, когда доходишь до вершины, испытываешь огромный эмоциональный подъем. Это самые сладкие 30-40 секунд в жизни, которые чувствует любой альпинист. Из психологических моментов - труднее всего было целыми днями идти по абсолютно однообразному ландшафту, когда вокруг снег да снег. Идешь десять часов каждый день, и нет возможности даже переброситься парой фраз с товарищами. Во-первых, это отнимает много сил и энергии, когда ветер бьет в лицо, и тебе нужно быть сосредоточенным на дороге, на том, чтобы правильно идти вперед, следить за тем, чтобы «случайно» не отморозились пальцы. При этом ты не можешь даже послушать музыку в наушниках, так как есть риск не услышать товарища, если ему что-то будет необходимо. Мы шли друг за другом примерно на расстоянии пяти метров. Обычно ориентировались по Солнцу, это самый надежный путеводитель на все времена. Но когда небо закрывали тучи, шли по компасу, пару раз петляли, сбивались немного, но потом возвращались на заданный маршрут. За время лыжного похода я много о чем передумал. И философствовал, и строил планы на будущее, и мечтал о том, как вернусь в Алматы и поем от души бешбармак.
- А чем питались во время экспедиции?
- В походе у каждого из нас были сани с грузом до 60 кг. Туда входило более 50 наименований - экипировка, палатки, медикаменты, фото и видеотехника, спутниковые хабы и т. д. Еда состояла в основном из специальных сублимированных пакетов, которые заливаешь кипятком на 15-20 минут - и перед тобой полноценный ужин или завтрак. Их калорийность и питательность рассчитаны на высокие физические нагрузки. Обеды у нас были в виде перекусов, потому что разогрев пищи отнимает слишком много драгоценного дневного времени. Также у нас было много замороженной продукции в виде котлет, сосисок и т. д. Грели и готовили на примусах с помощью солярки.
Груз каждого члена команды составлял около 60 кг.
- По какому принципу отбирали ученых? Желающих много было оказаться в таких экстремальных условиях?
- Мы вели переговоры со всеми ведущими казахстанскими университетами, у которых есть свои лаборатории для проведения дальнейших исследований после возвращения экспедиции. Конечно, учитывали физическое здоровье и психологическую устойчивость претендентов. В итоге с нами поехали трое. Так, Алия Ерназарова и Арман Баймухамедов проводили свои исследования в области микробиологии и экологии на базе Юнион Глетчер. Они не поднимались на пик Винсона и не участвовали в лыжной экспедиции. Через десять дней работы на базе уехали в Казахстан. С нами остался только молодой медик Даулет Шарипов. Даулет был и как врач, и проводил свою научную работу по психологическому взаимодействию в тяжелых условиях Антарктиды. Мы регулярно отвечали на вопросы его анкет и тестов, он проверял координацию движений, мерил давление и т. д.
- Кстати, как складывались отношения в команде?
- После погружения в первобытную среду, пожив в одной палатке, преодолев какие-то трудности вместе, невольно сближаешься с людьми. В городе можно общаться с человеком годами и не знать, какой он на самом деле. В экспедиции все «обнажается». У нас конфликтов не было. Во-первых, объединяла общая цель, во-вторых, мы все алматинцы и нам было о чем поговорить. На пик Винсона мы поднимались вдвоем с Ильясом Галимбековым. Как альпинисты отлично понимали друг друга и слаженно работали. С краеведом Юрием Юшиным мы знакомы давно. А с Даулетом теплые отношения сложились во время лыжной экспедиции.
- Флаг Казахстана оставили на пике Винсона?
- Нет, привезли с собой. Сейчас он хранится в стенах Казахского географического общества.
- Магжан, вашим первым неординарным путешествием была кругосветка на велосипеде в одиночку. И теперь есть с чем сравнить. Что интереснее?
- Тогда я провел практически год в одиночестве. Но и цель была совсем другая - хотел познать, найти себя в этом мире. И, кажется, у меня это получилось. Сейчас я не представляю жизнь без поездок, не могу больше месяца сидеть на месте. Есть такая фраза: «Счастье существует лишь тогда, когда есть с кем его разделить». Поэтому в целом, конечно, интереснее путешествовать с любимым человеком, коллегами или единомышленниками. В будущем я планирую в команде покорить все самые известные вершины мира, а также развивать внутренний туризм в Казахстане. Ведь у нас столько красивых мест. Например, любой казахстанец с удовольствием поехал бы на Алаколь, а не на Иссык-Куль, но нет инфраструктуры, сервиса и хорошей дороги. Все это надо строить и развивать. Это не только мои личные задачи, а цели Казахского географического общества. В одиночку наверняка тоже поеду еще не раз, чтобы доказать себе, ответить на свои личные вопросы. По специальности я айтишник, работал также в визовом центре, часто записывался в волонтеры. В общем, искал себя. Накопив определенную сумму денег, поехал в кругосветку. Там ты видишь настоящую жизнь, учишься контактировать с незнакомыми людьми, просто познаешь мир. Например, видел много нищеты и теперь больше ценю то, что имею.
- На какие вопросы нашли ответы в путешествии?
- Много думал о религии, о смысле жизни и пришел к выводу, что неважно, какой ты веры, чем занимаешься. Главное, уметь быть наполненным изнутри и приносить пользу другим своими знаниями и умениями. Помню, как-то попал в Армению, когда в горах недалеко от озера Севан был фестиваль хиппи. Там собрались сотни людей со всего мира. И меня на тот момент мучил вопрос, откуда у людей вообще возникает чувство злости, почему не могут жить в мире и согласии, ради чего боролись Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг? И на этом фестивале, где все жили как одна большая и дружная семья, я многое узнал и открыл для себя. Например, то, что человека во многом формируют культура, воспитание, образование, окружение, и мы во многом заложники внешних обстоятельств. И личная задача человека - быть чуть выше этих обстоятельств, выйти за пределы своих ограниченных возможностей.
- Что посоветуете тем, кто тоже мечтает о путешествиях?
- Не надо иметь много денег, чтобы увидеть мир. Начните с малого, остальное постепенно откроется. Это что касается путешествий. А вообще я посоветовал бы родителям обратить внимание на способности и увлечения своего ребенка. Чем раньше - тем лучше. Сегодня очень мало людей, которым по-настоящему нравится их работа, и они получают от нее душевное удовольствие. Я знаю много офисных работников, которые сидят от звонка до звонка только ради зарплаты. Но если вовремя заметить и развить в ребенке его таланты, то счастливых людей в нашей стране станет намного больше.
МЕЖДУ ТЕМ
С 2011 года в составе трех полярных экспедиций 15 членов команды КазГео побывали в Арктике и Антарктике. Руководителем арктических и антарктических программ и идейным вдохновителем экспедиций является председатель Попечительского совета ОО «Казахское географическое общество» Нурлан Абдуов. Участники первой антарктической автомобильной экспедиции стали рекордсменами Книги Гиннесса за самое быстрое прохождение маршрута. Благодаря совместной работе с государственными органами в 2014 году был подписан указ президента о присоединении Казахстана к Договору об Антарктике от 1959 года. После завершения экспедиции «Полюс Независимости» планируется выдвижение предложения от Казахстана об установлении автоматизированной научной станции в Антарктиде.
Карлыгаш НУРАЛИЕВА.
Фото из личного архива Магжана Сагимбаева.