ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЗАЛОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АРМИИ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1163
-
13 Дек 2016
Сегодня с учетом современных условий и вызовов президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ставит перед Вооруженными силами республики новые задачи, в числе которых одна из приоритетных повышение качественных показателей казахстанских войск. Немногочисленная, но мобильная, хорошо оснащенная и отлично обученная - вот облик армии современного независимого Казахстана.
Как решается эта задача, «Комсомолке» рассказал заместитель министра обороны Казахстана генерал-майор Талгат Мухтаров.
- Расскажите, какие они, военные кадры современной казахстанской армии?
- В сегодняшних реалиях, когда войска должны быть готовы к решению всего спектра задач по обеспечению военной безопасности страны, Вооруженным силам нужны специалисты с обширными знаниями и гибким мышлением, так называемые кадры нового формата, способные уверенно выполнять функциональные обязанности и непрерывно повышать свой профессиональный уровень. Ведь сейчас в военном деле на первый план выдвигаются высокие технологии, а кто владеет ими, у того бесспорное преимущество. Система военного образования в нашей стране выстраивается таким образом, чтобы обеспечить армию качественными, востребованными и конкурентоспособными кадрами.
- Сейчас в Казахстане создана цепочка военного образования - от школ до послевузовского обучения. Насколько она эффективна?
- Задача по подготовке профессиональных кадров была поставлена во главу угла с самого момента образования Вооруженных сил. Правда, тогда возможности были ограничены. Но в результате многолетней работы уже сегодня мы можем уверенно констатировать: национальная система военного образования в нашей стране создана и отвечает современным требованиям. Действительно, сегодня военное образование в нашей стране - это многоступенчатая система. Военные кадры для армии готовят, начиная со школьной скамьи - в стране функционируют военные школы, ведется начальная военная подготовка. Кроме того, свое место в системе образования уже более 20 лет занимает Кадетский корпус, три военных института, которые готовят специалистов по программе бакалавриата, а также университет, осуществляющий обучение по программам магистратуры и докторантуры.
- Сейчас в ведении Минобороны четыре военные школы. Как они развиваются, какие в них планируются нововведения, изменения?
- В ведении Министерства обороны была военная школа в Астане. А в 2015 году нашему ведомству передали еще три школы-интерната, все они обрели единую организационно-штатную структуру и единое имя «Жас улан», утверждены новые уставы и порядок приема. На данный момент школы «Жас улан» функционируют в Астане, Караганде, Алматы и Шымкенте. Сюда ежегодно со всей страны съезжаются ребята, мечтающие связать свою жизнь с профессией военнослужащего. Но в скором времени наши военные школы ждут новые положительные изменения. Министерство обороны по указанию Верховного Главнокомандующего ВС приступило к работе по реорганизации республиканских школ «Жас улан» в военные колледжи. Планируется, что они начнут функционировать уже с 1 сентября 2017 года. Эта реорганизация позволит выпускать специалистов с техническим и профессиональным образованием, что в свою очередь даст выпускникам военных колледжей возможность поступить на вторые курсы высших военных учебных заведений или продолжить профессиональную деятельность на должностях младших специалистов в Вооруженных силах. Кроме того, нововведение позволит использовать бюджетные средства в интересах Министерства обороны на 100% и обеспечит трудоустройство всех выпускников. На данном этапе уже внесены дополнения в законопроекты в области обороны и воинской службы по закреплению статуса обучающихся и другим вопросам, касающимся реорганизации.
- Что сегодня представляют собой Кадетский корпус и военные вузы Казахстана?
- Следующая ступень военного образования - Кадетский корпус, единственное учебное заведение в Казахстане, где сегодня готовят специалистов младшего командного звена. Кадетский корпус имеет более чем 20-летнюю историю, а первые его кадеты сейчас достойно служат на руководящих должностях сержантского состава, в их числе и главный сержант Вооруженных сил мастер-сержант Темирбек Халыков.
Военных вузов в Казахстане четыре: Военный институт Сухопутных войск, Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи, Военный институт Сил воздушной обороны и Национальный университет обороны. Институты покрывают потребности армии в специалистах для различных видов и родов войск. Кстати, на базе Военного института Сил воздушной обороны впервые открыт военно-медицинский факультет. Медицинские дисциплины курсанты изучают также в Западно-Казахстанском государственном медицинском университете им. Оспанова.
Если данные вузы готовят бакалавров, то подготовкой военных кадров по программам магистратуры и докторантуры в нашей стране занимается Национальный университет обороны имени Первого президента Республики Казахстан - Лидера нации. Помимо собственно процесса непрерывного обучения, в вузе развивается военная наука. За два последних года здесь созданы два научно-исследовательских института, открыты и успешно функционируют две высокотехнологичные лаборатории. Больше возможностей для развития науки вскоре обретут и курсанты Института радиоэлектроники и связи, где планируется открытие лабораторий военно-космических технологий, информационной безопасности и защиты информации.
- Немалое внимание сегодня уделяется и военным кафедрам. Насколько армия заинтересована в увеличении их количества?
- Военные кафедры - это дополнительное подспорье в подготовке военных кадров, в частности, подготовленного резерва армии. Сейчас на базе гражданских вузов Казахстана функционируют 29 военных кафедр, где готовят военный резерв по 70 военно-учетным специальностям. При этом основные специальности определяются, в первую очередь исходя из текущего некомплекта Вооруженных сил и мобилизационной потребности.
Хочу отметить, что сегодняшние военные кафедры также обрели новый облик. Если раньше они руководствовались приказами еще времен становления суверенного Казахстана, которые утратили актуальность в современных реалиях, то сейчас Министерство обороны реформировало их деятельность. В частности, разработаны новые подходы к организации учебного процесса в сторону повышения качества и усиления интеграции с военными учебными заведениями, новые типовые планы и учебные программы, конкретизированы требования к гражданским вузам в части их учебно-материального обеспечения. За два прошедших года открыты четыре новые военные кафедры в Павлодаре, Атырау, Талдыкоргане и Костанае, где их прежде вообще не было. Вскоре в стране появятся еще семь, и такое расширение сети военных кафедр позволяет создавать достаточное количество мобилизационного ресурса и шире охватывать молодежь военно-патриотическим воспитанием. В то же время эффективное использование потенциала военных кафедр с учетом их регионального расположения, а также открытие необходимых специальностей позволит местным органам военного управления значительно облегчить задачу формирования бригад территориальной обороны.
- Известно, что в минувшем году вся система военного образования в нашей стране претерпела значительные изменения. Обозначьте, пожалуйста, основные моменты.
- Во-первых, по инициативе оборонного ведомства в Закон «Об образовании» внесены значительные изменения в части специфики военного образования. В результате комплексно систематизированы и представлены в едином блоке позиции, охватывающие весь образовательный процесс в военных учебных заведениях.
Министерство обороны получило полномочия по разработке отдельных разделов государственных общеобязательных стандартов соответствующих уровней образовательной деятельности. Впоследствии был разработан и утвержден новый перечень военных специальностей и квалификаций, в котором последовательно определены и унифицированы направления подготовки по уровням образования. По каждой специальности разработаны и утверждены квалификационные характеристики, основанные на новых подходах к формированию военных специалистов.
Во-вторых, с сентября этого года все военные вузы страны перешли на кредитную технологию обучения. Это позволило гибко реагировать и самостоятельно менять содержание образования. К тому же благодаря нововведениям объем практических занятий и войсковой стажировки увеличились в 2,5 раза. Помимо этого, кредитная технология обучения позволяет решать вопрос академической мобильности. То есть курсанты могут изучать некоторые технические дисциплины, например, связанные с киберпространством, в таких ведущих гражданских вузах страны, как Назарбаев университет, КБТУ, КазНУ им. АльФараби.
В-третьих, разработаны и введены новые организационно-штатные структуры высших военных учебных заведений, вузы переведены на факультетную систему подготовки. К тому же переработан и приведен в соответствие перечень изучаемых дисциплин по уровням образования. Появились новые дисциплины для всех специальностей, повышающие интеллектуальный уровень, развивающие логическое мышление и лидерские качества: военный менеджмент и логистика, история современных войн, военная этика, логика, информационная безопасность, лидерство и стиль управления, политология и геополитика и другие.
- Масштабные изменения произведены. Когда теперь можно будет говорить об их эффективности или неэффективности?
- Работа проведена действительно масштабная и даже глобальная. Но все это - только начальный этап реформирования, далее следует апробация новой системы, которая уже началась в текущем учебном году. После этого мы проведем полный системный анализ, по результатам которого предложим необходимые изменения и дополнения по корректировке реформы.
Так или иначе, думаю, что все эти изменения и имеющиеся планы свидетельствуют о дальнейшем качественном развитии и реформировании военного образования в Казахстане, которое ни много ни мало является залогом профессиональной, а значит сильной и боеспособной армии.