ГЕНИАЛЬНУЮ ИДЕЮ МАЛО ПРИДУМАТЬ, ЕЕ ЕЩЕ НАДО ГРАМОТНО ПРОДАТЬ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 885
-
06 Дек 2016
Ученый Дмитрий Корулькин: «Молодежь неактивно идет в науку».
Эти и многие другие аспекты современной науки были обсуждены на прошедшем в Алматы II Международном форуме молодых ученых, на который съехались «лучшие умы» в возрастной категории до сорока лет.
Одним из важных итогов встречи стало решение создать единую интернет-площадку, где молодые специалисты могли бы обсуждать свои идеи, искать единомышленников, делиться опытом поиска инвесторов. О плюсах и минусах развития науки в Казахстане «КП» решила узнать у доктора химических наук, профессора КазНУ им. альФараби Дмитрия Корулькина, который многие годы был одним из руководителей Совета молодых ученых при Фонде Первого Президента РК - Лидера нации.
- Дмитрий Юрьевич, какие специальности сегодня наиболее востребованы среди выпускников школ?
- В последние годы многие выбирают специальности «физика», «химия», «биология», так как они являются приоритетными в Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития страны. При этом процентное соотношение тех, кто идет по зову души, и тех, кто выбирает специальность по настоянию родителей или совету друзей, не меняется - примерно 40 на 60. Поддержка грантников на время учебы в вузе достаточно весомая - помимо стипендии, государство способствует включению студентов в грантовые научные исследования и разработки ведущих казахстанских ученых. При этом, участвуя в выполнении актуальных для нашей страны научных проектов и повышая свой ученый уровень, студенты получают и небольшую зарплату. Одновременно с этим лучших студентов направляют для прохождения стажировки в ведущие зарубежные научные центры. В итоге благодаря поддержке государства исследования молодых ученых стали более качественными по сравнению с первыми годами независимости страны. Но, как ни парадоксально это звучит, молодежь не так активно после окончания вузов идет в науку.
- С чем это связано?
- Все банально - с финансовым аспектом. Сегодня профессор государственного вуза получает зарплату на уровне водителя автобуса, а молодой сотрудник, только окончивший институт, часто - на уровне дворника. Очевидно, что если у молодого специалиста есть семья, личные амбиции, то это недостаточный источник финансирования. Кроме того, на данный момент в науке нет социальной программы, которая бы позволяла заинтересовывать молодых ученых, являясь реальной альтернативой их перехода в бизнес-структуры. Например, бесплатное социальное жилье для молодых специалистов, гарантированное трудоустройство и т. д. В частности, большая проблема, с которой сталкиваются выпускники, - предприятия категорически не хотят брать сотрудника без опыта работы, а откуда ему тогда взяться? Молодых специалистов нужно обязательно стимулировать в начале их трудового пути. И, если не активизировать совместные усилия в этом направлении профильных министерств с акиматами на местах, то велика вероятность потерять целое поколение молодежи, которое хочет идти в науку.
- Если убрать материальный стимул, что ждет молодых ученых в институте?
- К сожалению, сегодня большинство научно-исследовательских институтов сильно зависит от наличия международных и ведомственных государственных грантов. Если раньше институты могли осуществлять широкомасштабные научные исследования за счет их базового государственного финансирования, то с реорганизацией Академии наук из казны выделяются средства (базовое финансирование), которых достаточно только для «выживания» научных центров. При этом все научные сотрудники, как правило, живут «от гранта до гранта». Для получения государственного финансирования ученые подают заявки в профильные министерства, при этом идея должна быть апробированной и представлять определенную значимость для нашей страны. Если грант получает одобрение, то руководителю проекта выделяется финансирование на три года с ежегодным контролем выполнения научной части проекта и расходования средств. Если же заявка не была одобрена, и ученого никто из коллег не взял в свою команду, то люди остаются без денег. При этом в вузах преподаватели получают какую-никакую зарплату, а для ученых системы Академии наук ситуация намного сложнее. Они могут иметь большие заслуги и непререкаемый авторитет в отечественной науке, желание и способности продвигать отечественную науку, но если нет гранта до свидания!
- Наверняка это вызывает массовый отток ученых?
- Отток молодых ученых в бизнес, конечно, есть, но он не такой масштабный, как может показаться со стороны. Часть молодых ученых, не видя перспектив, уходят в другие сферы деятельности, чтобы обеспечить семью. В науке остаются те, у кого силен патриотизм и любовь к науке, а таких - большинство. Эти ученые готовы даже за самую маленькую зарплату активно развивать отечественную науку и зачастую достигать результатов на уровне лучших мировых стандартов. К сожалению, уровень оплаты их труда не всегда соответствует уровню их патриотизма и значимости их исследований для страны.
- Что, на ваш взгляд, нужно делать?
- Науку нужно максимально связывать с производством. Сейчас нарушена система, которая успешно работала в СССР. Раньше государство активно помогало молодым ученым продвигать свои научные разработки от создания до практического внедрения на крупных предприятиях отрасли, помогала продавать их за рубеж. При этом в каждом министерстве был план по внедрению отечественных разработок в производство. Пусть небольшой, всего 2-3%, но обязательный. И руководство промышленных предприятий само вынуждено было искать достойные разработки отечественных ученых и вкладывать собственные средства в их промышленную апробацию, доработку и внедрение. То есть в то, что сейчас называется словом «коммерциализация». В настоящее время предприятия не заинтересованы вкладывать деньги во внедрение отечественных научных разработок, поскольку из-за высоких расходов на маркетинг и рекламу новой, еще не известной на рынке отечественной продукции им легче и выгоднее продавать часто менее хороший импортный товар, который уже широко известен на рынке за счет мощной рекламы. Поэтому если не будет плана по внедрению отечественных разработок в каждом министерстве, мы эту систему не сдвинем с мертвой точки.
- Приведите конкретные примеры открытий, которыми мы можем гордиться.
- Обычно любое открытие, любая крупная научная разработка - это коллективная работа под руководством опытного ученого, в создании которой очень важная роль всегда отводится и молодым исследователям. Например, в Институте микробиологии и вирусологии, в лаборатории противовирусной защиты, были созданы несколько препаратов против свиного и птичьего гриппа. Сейчас проводятся широкие исследования на птицефабриках и фермерских хозяйствах и уже доказано, что штаммы особо опасных вирусов можно контролировать, и у нас вряд ли случится такая эпидемия, как в Южной Корее и Японии. В Институте химических наук им. А.Б. Бектурова, в лаборатории химии физиологически активных соединений, разработан высокоэффективный регулятор роста растений «Акпинол», значительно превосходящий импортируемые в Казахстан препараты-ростостимуляторы. И это притом, что за рубежом вкладывают в изобретения намного больше средств, чем у нас. Я также знаю об инновационной разработке молодых ученых Института горного дела им. Д.А. Кунаева, которыми был создан современный программный комплекс, оптимизирующий работу шахтных вентиляторов. Значительное снижение энергоемкости процесса, достигнутое благодаря внедрению этой разработки на шахтах Карагандинского угольного бассейна, буквально в течение первого года апробации сэкономило около 7,5 млн. долларов для предприятия.
- Подводя итоги, хотелось бы узнать, как стимулировать молодых специалистов, чтобы они хотели творить дальше?
- Для решения этой задачи, на мой взгляд, необходимо обратить более пристальное внимание на три аспекта: во-первых, нужна госпрограмма, направленная на постоянное повышение материально-технической оснащенности в вузах. Студент должен иметь возможность ежедневно работать на современном оборудовании, максимально приближенном к общим мировым стандартам. В советское время обеспечению университетов современным оборудованием уделялось большое внимание. В последние годы этот вопрос в значительной степени переложен на плечи университетов и институтов. Во-вторых, на стадии магистратуры очень важна возможность проведения научных и академических стажировок в вузах из ТОР20 ведущих мировых рейтингов. В-третьих, для поддержки наиболее талантливых выпускников необходима совместная программа профильных министерств и акиматов о социальных льготах для молодых специалистов, включающая, в том числе, их гарантированное трудоустройство. В этом случае удастся значительно сократить отток молодых ученых, а самых талантливых сохранить в отечественной науке.
Беседовала Карлыгаш НУРГАЛИЕВА