РАЗБОР БЕЗ ИСТЕРИКИ: ТОЛКАЮТ ЛИ СОЦСЕТИ НАШИХ ДЕТЕЙ НА САМОУБИЙСТВА
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1504
-
24 Май 2016
Поможет ли блокировка групп в социальных сетях и жесткий контроль?
Фото: Олег РУКАВИЦЫН
Пять вопросов о детских суицидах
Поначалу мы в «КП» решили не реагировать на материалы о сообществах в соцсетях, подталкивающих школьников к суициду, появившиеся за последние дни в различных газетах и в онлайн-изданиях. Тема самоубийства подростков — острая и болезненная, тем более, для родителей. Но подобные публикации тем и опасны, что дают искаженный до противоположности пример поведения - "покончи с собой, и об тебе будет жалеть вся страна". Поэтому в СМИ, которые понимают этическую сторону вопроса, не публикуются истеричные заметки о подобных случаях. Они не приводят подробностей и уж тем более не дают имен. Но дети не читают газет и журналов. Они получают информацию из пабликов в соцсетях, где не скупятся на кровавые подробности. Видят тысячи соболезнований и сожалений, которые оставляют под фотографиями самоубийц незнакомые люди. А потом смотрят на собственных родителей, которых видят пять минут в будний день и полчаса в выходной. И начинают думать.
Задумались и мы.
Могут ли социальные сети привести к суициду?
Сами по себе — нет, не могут. Если ваш ребенок здоров, в семье все спокойно, и у него нормальные отношения со сверстниками, то даже самый матерый тролль из соцсетей не сможет довести его до суицида.
Понятно, что у всех в жизни бывают "черные полосы". Это не значит, что подросток бросится резать руки по первому (или десятому, или сотому) зову из интернета. Написать душещипательный пост о том, как его никто не понимает — запросто! Намалевать себе жуткие порезы гуашью и выложить фото в сеть под всеобщие ахи и охи — влегкую. Но надо понимать, что цель этих эскапад — привлечь внимание, а не продемонстрировать намерение.
Сами по себе социальные сети привести к суициду не могут.
Фото: EASTNEWS/AFP
Если же ребенок доведен до ручки - ему плохо, на него не обращают внимания, гнобят в семье и школе — в таком случае, соцсети могут стать спусковым крючком. В определенном состоянии психики, подтолкнуть к самоубийству может все, что угодно. Грустная песня, случайное слово, фрагмент фильма или даже форма облаков. Но... разве это социальные сети довели подростка до такого состояния?
Таинственные подстрекатели или черный пиар?
Маленькие дети не знают, что такое смерть. Но подростки слетаются на смерть, как мотыльки на огонек. "Клубы суицидников" в соцсетях насчитывают сотни тысячи пользователей. А это благодатная тема для пиара и раскрутки.
В зависимости от активности участников, раскрученная группа в "Вконтакте" может стоить от 3-5 тысяч рублей до полумиллиона. Кроме того, создатели ее получают определенные деньги и за рекламу в сообществе. Поэтому никого не удивляет, что среди записей про неразделенную любовь и грустных песен нет-нет да и мелькнет реклама китайского сайта-аукциона.
Чтобы завлекать пользователей, нужен качественный контент (то есть оригинальный, душущипательный). Но когда группа раскручена, для ее поддержания достаточно периодически выкладывать видеоролики с Youtube с записями случайных смертей и придумывать к ним пугающие подписи. Такие видео успевают собрать несколько тысяч просмотров, прежде чем их удалит администрация соцсетей, и привлекают в сообщество новых пользователей.
Еще одна строка заработка — это платные подписки в закрытые сообщества. Создатели предлагают подросткам перечислить на их счет от 20 до 100 рублей (суммы по карману школьнику), чтобы в случае блокировки, получить приглашение в закрытую группу-копию. Так что блокировки Роскомнадзора — это лишь еще один способ сделать деньги на острой теме.
Существуют ли какие-то знаки, которые помогут понять, что ребенок готовится к суициду?
На волне паники перепуганные родители бросились смотреть, нет ли у ребенка рисунков и записей с бабочками и китами. Символика такая: бабочки живут один день, киты выбрасываются на берег.
Но на самом деле это ни о чем не говорит. Символика меняется чуть ли не каждый день. Например, пять лет назад модно было ставить себе на аватарку горящую свечу на черном фоне в знак того, что готовишься уйти из этой жизни. Дети рисовали свечи и елочки — это были свечи за упокой души и могильные ели. А родители думали, что это про Новый год.
Еще раньше была другая волна — обрамлять свое имя и фамилию в соцсетях плюсиками. Ничего положительного в этом нет. Плюсы тут — это кресты и оградка на могиле. За детьми и их модой не уследишь. Смотреть надо не на бабочек или елочки, а на поведение ребенка.
Поможет ли блокировка групп в социальных сетях и жесткий контроль?
Нет, поскольку такие сообщества появляются гораздо быстрее, чем из успевают блокировать. Кроме того, закрытие сообществ лишь привлекает внимание аудитории и помогает администраторам зарабатывать на волне интереса.
Кроме того, эксперты отмечают, что нынешние дети (даже по сравнению с подростками 5-летней давности) уходят из социальных сетей в мессенджеры — сервисы по обмену сообщениями, вроде WhatsApp и Skype. Все сообщения, картинки, музыка и видео, которыми дети обмениваются в них, находятся в закрытом доступе, и рассчитаны только на участников конкретного чата. Роскомнадзор не может просматривать и блокировать каждую такую переписку — это все равно, что читать и запрещать смс-сообщения, которыми обмениваются взрослые люди.
В любом случае, социальные сети, мессенджеры и вообще интернет — это лишь инструмент для общения. Сами по себе они не причиняют вреда, вопрос лишь в том, как люди сами их используют.
На что стоит обратить внимание?
Эти признаки вовсе не обязательно говорят о том, что ваш ребенок на дороге к суициду. Более того, по отдельности они могут не значит ничего серьезного. Но если их несколько, и они внезапно появились (то есть, раньше ребенок хорошо спал и охотно кушал, а теперь вдруг не может заснуть и ничего не ест) — это , как минимум, повод аккуратно выяснить, что происходит.
Нарушения сна - поверхностный сон, кошмары
Нарушения аппетита — отсутствие или наоборот, чрезмерный аппетит
Быстрая утомляемость
Агрессия и вспышки гнева
Фобии, попытки убежать или спрятаться от чего-либо, конкретные страхи
Страх перемен
Концентрация на "здесь и сейчас", нежелание строить планы на будущее
Чувство вины, стыд
Ксения КОНЮХОВА