КИТАЙСКАЯ МИГРАЦИЯ - ЗЕРКАЛО КАЗАХСТАНСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 3456
-
11 Фев 2016
Китайские товарищи доказали всему миру, что могут работать сколько угодно и где угодно.
Фото Андрея МАГАЯ
Когда заходит речь о мигрантах из Китая, обыватели начинают оперировать терминами «экспансия», «угроза» и т.п. При этом многие склонны оценивать ситуацию зачастую в темном свете. Осложняет ее отсутствие фактов и реальных статданных на эту тему.
На днях в Almaty Management University в Алматы прошел семинар, на котором эксперты обсуждали китайскую миграцию в Казахстан, ее основные тенденции и реальные проблемы, а также развенчивали мифы в этом вопросе.
Корреспондент «Комсомолки» побеседовал с Еленой Садовской, специалистом, изучающим миграцию с научной точки зрения.
- Скажите, Елена, китайская миграция действительно угроза или это всетаки стереотип?
- Миграция из Китая - явление очень важное и обсуждаемое на протяжении многих лет. Однозначных ее оценок нет, но в то же время в обществе существует масса опасений. Давайте попробуем разобраться, что же на самом деле представляет собой это явление. Мы видим, как постоянно растет число мифов о «нашествии» китайцев, потенциальной аннексии территории, масштабной трудовой миграции в ущерб местному населению, скупке недвижимости и земель, закрытых для всех посторонних «чайнатаунах», массовых браках на местных женщинах и т.д. Рост фобий сказывается на отношении к Китаю и на межнациональных отношениях. Социологические исследования показывают, что за последние годы число тех, кто отрицательно относится к китайским мигрантам, возросло с 18% до 33%, число безразличных существенно уменьшилось. Более трети респондентов считают, что китайцы создают серьезную конкуренцию на рынке труда.
Китайское экономическое присутствие и миграция из Китая в Казахстан сегодня уже объективная реальность, с ней приходится считаться и работать. Как всякий сложный процесс миграция протекает противоречиво и имеет как положительные социальноэкономические эффекты, так и негативные последствия и связанные с ними реальные проблемы. Однако эти проблемы нужно четко отделять от мифов и фобий, которые мешают правильному пониманию процесса и принятию адекватных решений.
- Из официальных цифр видно, что «китайская экспансия» несколько преувеличена. Тогда откуда все эти фобии?
- Это следствие слабого знания современных реалий Китая, опыта его экономических реформ, национальной культуры, особенностей менталитета. По данным социологического исследования, проведенного в 2012 году, лишь 10% казахстанцев-горожан знакомы с культурой, традициями, историей Китая. Чуть больше владеют информацией об экономическом положении и спортивных достижениях Китая, внешней политики, демографии и т.д.
Китайская миграция - это зеркало, в котором отражаются наши внутренние социальные, экономические, этнодемографические проблемы. Динамизм китайского бизнеса в Казахстане - это отражение слабой конкурентоспособности казахстанского малого и среднего бизнеса, недостаточность его поддержки со стороны государства на фоне политики активной поддержки и различных преференций транснациональному китайскому бизнесу со стороны правительства КНР. Быстро растущая образовательная миграция в Китай - следствие низкого качества высшего образования у нас, его дороговизны, коррупции, которые «выталкивают» молодежь в выигрывающие по соотношению «цена-качество» вузы. Растущее число привлекательных туристических объектов с развитой инфраструктурой по всему Китаю и поток наших туристов на восток - зеркало казахстанской туриндустрии, которая не может пока обеспечить качественного сервиса внутри республики. Привлечение китайских инвестиций, специалистов и рабочих в сельское хозяйство РК - это следствие недостаточных, либо неэффективных реформ и инвестиций правительства в отечественном аграрном секторе, который вполне мог бы быть конкурентоспособным в таких секторах, как зерноводство и животноводство.
Поэтому Казахстану и казахстанскому обществу в первую очередь надо решать свои многочисленные внутренние социальные и экономические проблемы и не искать причины во «внешних врагах», не допускать эскалации мифов и фобий о «китайских угрозах».
Павел ЗЛОБИН.
СПРАВКА «КП»
Елена Садовская - эксперт Исследовательского Совета по миграции стран СНГ и Балтии при Центре миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (Россия). Президент Конфликтологического Центра (Алматы, Казахстан). Автор монографий и научных статей по проблемам миграции, социологии и конфликтологии. Соавтор аналитического отчета для МОМ и Европейской комиссии по трудовой миграции в странах Центральной Азии, Казахстане, России, Афганистане и Пакистане.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Миф 1
Огромное количество китайцев приняли казахстанское гражданство
Факт: с 1993 по 2012 год переехали из Китая на постоянное место жительства в Казахстан, соответственно, приняли казахстанское гражданство, 44 548 выходцев. Но из них 43 130 человек, или 97%, - этнические казахи-оралманы (а в последние годы их уже более 99%), китайцы составляли только 1%. Далее следовали уйгуры, дунгане и представители других национальностей. Исходя из этого, вопрос, кто к нам приезжает на ПМЖ, можно снять, поскольку это в абсолютном большинстве возвращающиеся на историческую этническую родину оралманы.
Миф 2
Многие китайцы стремятся заключить брак с гражданами Казахстана
Факт: по официальной статистике МВД РК, с 1991 по 2006 год, то есть за 15 лет, между гражданами РК и КНР заключено всего 74 брака: между казахами, казахами и уйгурами, между уйгурами и в очень редких случаях между ханьцами и казахами.
Миф 3
Большинство китайских мигрантов пребывают в Казахстане незаконно
Факт: официальные данные МВД РК свидетельствуют, что 96% всех нелегальных мигрантов в нашей стране - из стран СНГ, в первую очередь, из Узбекистана (80%), Кыргызстана и Таджикистана. Мигранты из Китая дают только 1% по административным нарушениям и депортации.
КСТАТИ
Парадоксально, но китайская миграция не является собственно «китайской»: в составе миграционных потоков этнические китайцы (ханьцы) не в большинстве, ее состав многонационален и представлен ханьцами, казахами, уйгурами, дунганами, узбеками и представителями других этносов.