ВО ВРЕМЕНА ГОМЕРА ЛЮДИ НЕ РАЗЛИЧАЛИ СИНИЙ ЦВЕТ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 2504
-
09 Сен 2015
Сам автор "Одиссеи" отправлял своих героев плавать по темно-красному морю
Гомер был не только поэтом, но и певцом. Пел про зеленый мед... Так Гомера изобразил в позапрошлом веке художник Жан-Бабтист Август Лелоир,
Наши предки были дальтониками?
Байка о том, что в древности не было синего цвета, набирает популярность в интернете. Пользователи удивляются тому, что живший в восьмом веке до нашей эры Гомер - автор Илиады и Одиссеи - описывая море, сравнивал его цвет с цветом темного вина. Мол, как такое может быть? Чудеса…
До сих пор ходят слухи, что Гомер был слепым. Однако доказано, что это заблуждение, которое создали многочисленные бюсты поэта. Скульпторы ваяли их так, что глаза выглядели незрячими. Такие тогда были все бюсты. Но ведь не все древние греки были слепыми? Нет, слепым поэт не был.
Может быть, Гомер был дальтоником? Вот это не исключено. Но синий цвет, в который моря, как мы видим, ныне окрашены, был неведом и другим авторам. И не только древним грекам. Его не поминали и жившие в одно время с ними китайцы, индусы японцы, иудеи. Даже - северный народ - исландцы. Слова "синий" вообще не существовали в их языках. Это еще в позапрошлом веке обнаружили философы, изучавшие связь языков с восприятием.
Вот что, к примеру, писал немецкий исследователь Лазарь Гейгер (Lazarus Geiger) о гимнах индусов: "… едва ли что-нибудь описывается в них чаще, чем небеса... Но есть одна вещь, о которой невозможно узнать из этих описаний. Это то, что небо синего цвета".
Таким - цвета темного вина - видел море Гомер.
Хотя мы знаем, что море на самом деле вот такое. Но восприятие субъективно. Может быть, прав как раз был Гомер.
Нет слова - нет и цвета
Большинство исследователей полагают, что отсутствие соответствующих слов в языках наших предков прямо свидетельствует об их искаженном цветовом восприятии. Мол, не было необходимости описывать то, что никто не видел. И феномен, скорее всего, реально существовал. Есть даже гипотеза, объясняющая его природу.
- Человек воспринимает цвет в виде ощущения, - объясняет офтальмолог Илья Огородников. - Оно возникает когда в глаз попадают лучи света. Но глаз устроен так, что одни и те же лучи могут вызвать разные ощущения у разных людей. И они увидят разные цвета. Несмотря на то, что анатомическое строение глаз у людей одинаковое. Современные люди в этом смысле ничем принципиально не отличаются от древних.
Но почему все-таки мы различаем синий цвет, а предки нет? Опять же дело в строении глаза, полагают ученые.
Ощущение цвета в мозге создают светочувствительные рецепторы сетчатки глаза - те самые колбочки, о которых нам рассказывали еще в школе. У людей - три вида колбочек. Одни реагирую на красный цвет, другие - на зеленый, третьи - на синий. Мы - так называемые трихроматы. Как пиксели экранов цветных телевизоров.
Если все колбочки функционируют примерно с одинаковой силой, то человек одинаково четко различает все цвета спектра. Но такого в реальной жизни почти не бывает - каких-то колбочек больше, каких-то меньше. А это меняет восприятие, делая его индивидуальным. В результате люди до хрипоты спорят, какого цвета, скажем, было платье на картинке, которая недавно взбудоражила интернет. Одни видели его золотистым, другие почти черным, а третьи - синим. И каждый, получается, был по-своему прав.
У наших же предков восприятие было искажено очень сильно. Ни один древний грек не назвал бы то самое платье синим. Потому что они - предки, видимо, почти поголовно были дальтониками. То есть, не различали определенные цвета. Подобный недуг распространен и в современном обществе - люди, которые не воспринимают так называемые основные цвета - либо красный, либо зеленый, либо синий - видят мир иначе, чем "полноцветные". У тех, у которых проблемы с синим, мало синих колбочек. Этот вид дальтонизма называется тританонопическая дихроматия или тританомалия. А вызывает ее мутация в 7-й хромосоме.
Кстати, Гомер считал, что мед зеленый. Такое восприятие желтого цвета свойственно многим тританомальщикам.
По какой причине возникла мутация, не известно. Но со временем она исчезла у большинства землян.
Оранжевое небо
Увы, проверить гипотезу невозможно - не сохранились древние глаза, в которых можно было бы пересчитать колбочки. Но ей недавно нашлось косвенное подтверждение.
Психолог - выпускник Каролинского института (Стокгольм, Швеция). Мартин Беландер (Martin Bellander) не ставил цель что-либо доказать или опровергнуть. Ему зачем-то захотелось определить, краску какого цвета художники используют больше других. Для этого он просканировал 94 526 картин, написанных за 200 лет - в период с 1800 по 2000 годы. И оказалось, что преобладающий в них цвет - оранжевый. То есть, еще не столь уж давно у людей не было большой потребности в синем цвете. Хотя некоторые художники его все-таки использовали, а созерцатели, соответственно, различали эту часть спектра.
За 200 лет синего тона стало заметно больше в картинах живописцев.
Но самое удивительное: живописцы постепенно уменьшали оранжевую тональность, а долю синей увеличивали. Особенно заметно тяга к синему цвету в полотнах стала нарастать с начала прошлого века.
Кто знает, может тогда - в начале прошлого века - люди активнее стали избавляться от мутации, которая затрудняла правильное восприятие. Тем не менее, оранжевый цвет остается доминирующим и ныне. Не велика в работах и доля зеленого цвета.
Мартин на всякий случай проверил, не дороже ли были синие и зеленые краски оранжевых, красных и желтых. Разницы не обнаружил. Стало быть, и тут дело, скорее всего в физиологии.
КСТАТИ
Черно-белый мир
Лазарь Гейгер обнаружил удивительную закономерность: первым делом в любом языке появляются слова, обозначающие белое и черное. Потом - красное, потом зеленое, потом желтое - или наоборот: сначала желтое, потом зеленое. Слово "синий" возникает почему-то последним.
Может быть, таков порядок "становления" цветного зрения? Почти, как в кино? Или в телевидении? Сначала черно-белое, потом цветное? Сначала без синего цвета, потом с ним.
Вот только не у всех землян эволюция шла таким образом. В Намибии живет довольно многочисленное племя - химба, члены которого до сих пор не знают синего цвета. И, как Гомеры, никак не отличают его от зеленого. Ученые показывали мужчинам и женщинам племени квадратики одинакового размера - 10 зеленых и 1 синий. Химба его не находили.
Химба не могут найти синий квардратик среди зеленых.
Зато химба легко находят зеленый квадратик, едва отличающийся по тону. А вы найдете? Ответ в самом конце.
А В ЭТО ВРЕМЯ
От синего света умнеют…
Шведские исследователи из Митт Университета в поисках естественного стимулятора умственной деятельности, способного заменить кофеин, испробовали на добровольцах воздействие синего света. Как уж они додумались до такого, ученые не сообщают, но результаты их удовлетворили сверх всякой меры.
Испытуемые, подсвеченные синими лампами, решали задачки лучше своих коллег, напившихся кофе. Дольше оставались бодрыми, демонстрировали ускоренную реакцию и были более внимательными. А наиболее успешными были добровольцы с синими и голубыми глазами.
В чем секрет феномена исследователи пока не разобрались, но уверяют: если надо взбодриться мозгом, то стоит включить синюю лампу. Тогда можно обойтись и без кофе. Поскольку эффект от света и напитка примерно одинаков. А кофе, да под синий свет действует вообще потрясающее.
Экспериментировали с синим светом и во Франции - в национальном исследовательском центре университета Бордо. Изучали, как он - свет - влияет на внимание водителей. Обнаружили, что повышает. И рекомендовали именно им подсвечивать салон.
Французы тоже установили, что синий цвет действует примерно также, как кофе. И выдвинули гипотезу, что он побуждает организм усиленно вырабатывать мелатонин - гормон, который помогает концентрировать внимание.
Странно однако… В прежние времена синим светились дежурные ночные лампочки в купе поездов дальнего следования. Зачем? Ведь пассажиров лучше не возбуждать - пусть бы крепче спали.
… и заблуждаются
Исследования немецких психологов свидетельствует: если изменить цвет освещения в помещении, в котором люди пьют вино, то одно и тоже может показаться более или менее вкусным. И даже более или менее дорогим. Иными словами, если правильно подобрать тон ламп, то можно наливать гостям что-нибудь дешевенькое, а они будут восторгаться.
Группа ученых под руководством доктора Даниэля Оберфельда-Твистела (Dr Daniel Oberfeld-Twistel) изучала воздействие цвета на красное вино. И вот их научные рекомендации, основанные на длительных экспериментах: его надо пить либо при красном, либо при синем освещении. Тогда вино покажется вкуснее. Аналогичным образом действует и цвет интерьера.
Пагубное воздействие на восприятие красного вина оказывают зеленоватые оттенки освещения, которые могут создавать некоторые плафоны и абажуры. Или даже стены с зелеными обоями.
И о зеленых квадратиках: чуть отличается по цвету второй сверху в правой половине картинки. Он немного желтее.
То самое платье, цвет которого вызвал разногласия среди пользователей интернета. Слева - фото, по которому нужно было назвать цвет платья. В центре и справа - то, каким люди видели цвет платья.
Владимир ЛАГОВСКИЙ