Эрик Вейенмайер: «Я не вижу горы. Я их слышу»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 2536
-
18 Нояб 2014
Алматы посетил знаменитый альпинист, который, будучи незрячим, покорил семь высочайших горных вершин на планете.
Эрик родился с врожденным дефектом сетчатки глаза, а к 13 годам ослеп полностью. Однако это не остановило его в постижении окружающего мира. На сегодняшний день он не только активно занимается спортом, но и ездит по миру, рассказывая о себе и вдохновляя людей своим примером. «Комсомолка» встретилась со спортсменом и поговорила о его жизни.
- Эрик, с какой целью вы приехали в Алматы - у вас есть планы на наши горы?
- Я приехал по приглашению казахстанского банка, чтобы сделать презентацию для команды сотрудников. Мы прилетели рано утром в субботу (с другом Робертом Ракером. - Прим. авт.) на неделю, хотим изучить тут все, испытать новые ощущения. Первым делом поехали на каток «Медеу». Было воскресенье, и на катке очень много народа. Роб держал меня, мы объезжали людей, периодически натыкались на кого-то и извинялись. Вчера мы ходили в горы, поднялись выше горнолыжного курорта Шымбулак, там уже снег и холод. Возможно, завтра поедем кататься на лыжах. Еще хотим изучить Тамгалы Тас и наскальные рисунки.
- Скажите, как технически возможно незрячему человеку подняться в горы?
- Вчера нам помогал местный проводник Денис. Он поднимался вперед, закреплялся. Роб поднимался с ним и подсказывал мне, с какой стороны лучше взяться за уступ, куда двигаться - вправо-влево, говорил, где есть выступы для ног. Таким образом я двигаюсь быстрее. В другом случае - просто на ощупь, но это гораздо медленнее. Что касается последних приключений, мы с Робом ездили в Большой каньон, который находится в Америке, его протяженность - около 400-500 километров. Внизу там очень бурная река, и мы занимались каякингом (сплав на каяках - одноместных байдарках. - Прим. авт.). Мы использовали рации, по которым мне подсказывали, куда двигаться.
- Хочу подчеркнуть, что Эрик является очень сильным человеком, - поддержал разговор Роб. - Когда вы поднимаетесь в горы, вы просто смотрите вверх, видите уступ, цепляетесь за него, подтягиваетесь. Эрику нужно найти такой уступ на ощупь, и он долго держится одной рукой. Для этого нужна очень хорошая физическая подготовка. Поэтому у него такие сильные мускулы на руках.
- Вы уже покорили семь самых высоких вершин в мире. Какие-то новые восхождения планируете?
- Да, сейчас мне интересны Альпы в Европе. Там горы сочетаются с ледниками, как и в Казахстане. Я хочу научиться определять края, где кончается скала и начинается ледник, и двигаться по ним. Я поднимался на большое количество гор без снега, отдельно поднимался на ледовые покрытия, а сейчас интересно их сочетание.
- Потрясающие виды горных вершин вам недоступны. Какие впечатления вы получаете в горах, что можете сказать про свои ощущения?
- Да, мне недоступна возможность любоваться горами, я иду туда за другими - тактильными - ощущениями. Еще очень важно то, что я слышу. Я касаюсь поверхности скал и слушаю, что меня окружает. То же самое, когда я спускаюсь с горы на лыжах: я просто физически ощущаю под ногами колею, это непередаваемые ощущения. И поскольку слух у меня очень развит, я слышу, как эхо отражается от поверхностей, от скал (щелкает языком, поворачивая голову в разные стороны). То есть я слышу горы. Обычным альпинистам это не нужно, они могут видеть. А слепым приходится этим пользоваться, чтобы понять, где ты находишься, в какой обстановке.
- Лыжи, коньки, каякинг, скалолазание… Какими еще видами спорта вы занимаетесь?
- Горный велосипед (тандем), парапланеризм. Когда я планирую, мне помогают - по рации передают, например, что нужно повернуть на 45 градусов влево или вправо.
- Были ли какие-то экстремальные ситуации, получали ли вы серьезные травмы?
- Слава богу, ничего угрожающего жизни не было, но травмы, кровотечения были. Когда занимаешься каякингом, нередко лодка переворачивается, ее нужно повернуть, а в горных реках подводные камни, ударяешься о них коленями. Еще был случай: когда я учился подниматься по отвесным скалам, специальная кожаная опора, на которую ставятся ноги, сорвалась и попала мне в лицо. Если бы уже я не был слеп, возможно, тогда я потерял бы зрение. Шрамов много (проводит пальцем по лицу, показывая, где).
- У нас говорят, что шрамы украшают мужчину!
- Тогда я очень красивый! (Смеется.)
- Во время восхождения на Килиманджаро вы женились. Жена тоже занимается альпинизмом?
- Моя жена тогда сказала, что подъем в горы - бесконечный кошмар. Поэтому нет (смеется). Она играет в футбол в женской лиге, катается на лыжах, плавает хорошо. У меня двое детей. Моему сыну 12 лет, он играет в футбол, занимается реслингом, каякингом, поднимается в горы. Дочери - 14, у нее тоже хорошая атлетическая подготовка, она хорошо стоит на лыжах. Но сейчас ее уже невозможно заставить подниматься в горы! Она любит делать макияж, играет на скрипке, и она очень творческая - занимается ювелирными украшениями и шьет. Но она - экстремальная швея! Наш Колорадо чем-то похож на Алматы. Тоже есть горы, и мы часто проводим время на воздухе.
- До 13 лет вы ведь не очень активно занимались спортом? Что вас подвигло на это?
- Когда я ослеп, я боялся, что не смогу жить полной жизнью. Вокруг меня были стены, которые мне нужно было научиться преодолевать. И когда я впервые пошел в горы, оказалось, что это забавно, это приключение. Я стал кататься на велосипеде, подниматься в горы. Я не хотел просто сидеть и слушать, как жизнь проходит мимо меня. Со временем, когда я стал подниматься на более высокий уровень, это перестало быть развлечением, а стало работой, где, несмотря на то, что ты боишься, нужно мотивировать себя и продолжать достигать новых вершин. Чем больше я этим занимаюсь, тем более комфортно я себя ощущаю. Фактически я делаю то же самое, что делают обычные люди, только немного другим способом. Когда я иду в горы, у меня две длинные палки, которые помогают мне ориентироваться, и еще впереди кто-то идет и позвякивает в колокольчик, чтобы направлять. Не так давно я поднимался на замороженный водопад. Когда нет зрения, приходится учиться, как поступать в тех или иных ситуациях, чтобы чувствовать себя комфортно. Самое важное - научиться эффективно использовать свою энергию, не терять ее впустую, независимо от того, чем ты занимаешься. Будет ли это спуск на каяке либо подъем в горы. Я не очень люблю риск, не люблю дискомфорт, когда слишком холодно, например. Но что меня привлекает, так это возможность приобрести новые навыки в неожиданных ситуациях.
- Думаю, вам многие люди говорили, что вы вдохновляете и заставляете по-другому посмотреть на свою жизнь. У многих здоровых людей нет и половины той активности, какую проявляете вы.
- Как раз поэтому банкиры разных стран приглашают меня выступать с презентациями перед своими командами. Чтобы люди посмотрели на свою жизнь, переосмыслили ее и поняли, чего они могут достигнуть еще.
- А у вас самого есть примеры для подражания и вдохновения?
- Да, у меня есть такой пример. Когда мне было 11 лет, я увидел по телевизору Терри Фокса, которому ампутировали ноги из-за рака. Он поставил себе цель - пробежать по Канаде - и выполнил ее. Он пробежал 1000 километров и умудрился собрать деньги, которые отдал для исследований рака. Это мой герой, о котором я рассказываю в своих презентациях. Барьеры всегда возникают в нашей жизни, когда мы стремимся совершить что-то значительное. Но здесь главный вопрос - останавливают они нас или мы преодолеваем их и попадаем куда-то в лучшее место. Препятствие может быть любого рода, необязательно слепота. Но от человека зависит, остановится он или пойдет дальше. Об этом я и говорю - есть способы преодолеть эти барьеры: окружить себя хорошими людьми, быть творческим в решении проблем. Все довольно просто.
Татьяна Соколова.