Бюро расследований. Конечная цель - зритель
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 9558
-
06 Июнь 2013
Для любого журналиста линейка - новость - сюжет - расследование - это и закономерность, и вызов одновременно. Идея предложить своему зрителю передачу в жанре журналистского расследования уже какое-то время обсуждалась в кулуарах «Хабара». Но воплотить идею в конкретную форму решила редактор, ведущая и просто красавица Ольга Цой.
Окружающая нас реальность такова, что без работы команда «Бюро расследований» не останется. Ольга, как руководитель программы, называет свою работу в чем-то необходимостью. Найти случаи, которые утаиваются от общества, вытащить их на свет камер «БР» и тем самым приковать к ним общественное внимание. Здесь и коррупция, и политические, и экономические, и социально-бытовые преступления.
- Несмотря на успешный, как нам кажется, старт, во многом мы еще ощущаем себя полигоном, - говорит Ольга. - Эксперименты на себе проводим. Пробуем подать материал в разных жанрах и смотрим, как реагирует публика. Нам важно понять, что именно зрителю нужно. Как он реагирует на те или иные темы? Чем его можно зацепить? Нам необходимо сопереживание, необходимо, чтобы он вместе с нами прочувствовал происходящее на экране. А уж картинку мы обеспечим. Неинтересных тем у нас по определению быть не может.
Программа делается командой единомышленников. Каждый из членов команды шел именно в «Бюро» и именно с целью работы в жанре расследования. Случайных людей здесь нет. Шли с разных каналов, покидали насиженные места, рушили какие-то связи, даже рвали договоры, но у людей появилась возможность заниматься интересным делом среди таких же профессионалов.
Журналистская работа, тем более в таком жанре, предполагает столкновение с негативными сторонами жизни. И здесь важно не просто фиксировать ситуацию со стороны, но и привлечь внимание к социальным причинам и связям этого жизненного явления.
Ольга ЦОЙ, руководитель программы:
- Когда запускался проект, мы решили ударить «больными» (не решусь сказать «громкими») темами. Первые две пошли хорошо - это были фильмы о мусоропереработке, где рассказывалось о махинациях бывшего руководства в одном из регионов. Второй фильм - о проблеме лекарственного обеспечения. Профильные ведомства, конечно, не ожидали получить запросы на интервью: с чего это вдруг «Хабар» решил заняться расследованием тем, о которых раньше не говорили вслух? И многие спикеры до самого эфира не могли поверить, что «Хабар» это покажет.
Члены команды «Бюро» немного сумасшедшие. И в этом, наверно, главная фишка, от которой всегда зависит результат.
Впрочем, насколько они сумасшедшие, стоит спросить их самих. Что для них значит эта работа? Что было самым запоминающимся?
Николай ЭНЕЛАНЕ, журналист:
- Для меня «Бюро» - прежде всего шанс. Шанс сказать больше, чем в новостях. И уже не как профессионалу, а еще и чисто по-человечески интересно пообщаться с людьми, которых в другой жизненной ситуации не встретишь.
Мы стараемся попасть в ту нишу, которая интересна зрителю, и давайте говорить честно - не очень ярко представлена на отечественном телевидении. Причем ни в коем случае не выдать «желтуху». Это путь самый легкий, но и самый некачественный. А мы, как журналисты, причем именно что журналисты, просто не можем себе позволить скатиться до этого.
Важно и не удариться в другую крайность - не выдать зрителю официоз, пафосную жвачку с обязательным моралите.
Сразу после «революции» мы попали в Египет. Тяжелая ситуация как на улицах, так и в отношениях с властями. Снимать нельзя. По пятам ходят работники местных спецслужб с тяжелым взглядом и твердой уверенностью, что мы если не лазутчики, то просто замыслили нехорошее. Сотрудники казахстанской дипмиссии переживали за нас больше нас самих. Ничего - отработали. И даже материал неплохой получился.
Дмитрий ОЛЕЙНИКОВ, журналист:
- Эта работа - отражение жизни. Возможность высказать свою точку зрения. Показать людям, что кроме их ежедневных проблем есть еще и вот такие, крайне неприглядные жизненные ситуации. И заставить людей задуматься.
Самое трудное в работе - это получение информации. И даже не у официальных лиц - это сложность привычная. Всегда очень трудно разговорить людей. У нашего человека ментальность такая - «не выносить сор». Да и просто боятся. А еще и не верят, к сожалению, люди, что СМИ могут им помочь.
Трудности в работе есть у всех. Я помню, в поездке в Финляндию местные таможенники заперли нас на несколько часов - «до выяснения…». Все потому, что сначала мы должны были посетить Эстонию, и это было указано в документах. А мы поехали напрямую, чтобы время не терять. Финны настолько законопослушные люди, что для них подобное «неуважение» к бумажкам - повод для разбирательства и подозрений.
Галия МАРАТ, журналист:
- Для меня «Бюро» - это творчество. До этого работала в новостях, причем на разных каналах. И честно признаюсь, когда предложили работу здесь, то были сомнения. Я даже не была уверена, что хочу работать в таком жанре. Мне казалось, что делать один фильм раз в месяц - это неинтересно и даже скучно. Наивная! Теперь, бывает, боюсь, что не выдержу темпа.
Я много экспериментирую. Пробую различные стили, творческие почерки, ищу ракурсы. С начала работы я уже сделала несколько фильмов. И они все в разных жанрах. Такая работа для меня - развитие.
Трудностей не боюсь. Это норма для такой профессии. Помню, как работала над материалом о торговле органами, потенциальный продавец заметил камеру, ударил меня и убежал. Зато материал получился отличный.
Талгат КУСПАЕВ, журналист:
- Люблю эту работу именно за трудности. Это то, что интересно преодолевать. Знаете, для меня это своего рода вызов, что-ли. Мне интересно все. И поиск новой темы, разработка, расследование. Я чувствую самое настоящее удовлетворение, когда вижу, что моя работа приносит конкретные плоды. Когда после передачи кто-то там наверху начинает шевелиться и реагировать на проблему, которую мы подняли.
При съемках программы «Детский кошмар» я «вышел» на педофила. То есть дал объявление от лица подростка, договорился о встрече. Заманил этого типа на квартиру, где вместо ожидаемого «развлечения» любителя «запретного плода» ожидала съемочная группа. После выхода передачи в эфир у нас всех были проблемы с правоохранительными органами, которым не понравилось, что в сферу их деятельности вмешиваются «журналюги». А ведь это лишь один из случаев по сути ежедневной работы.
Мы - журналисты интересного жанра - сами задаем вопросы и сами пытаемся найти ответы.
Анонсы программы активно размещали на сайте «Хабара» и в соцсетях. Это дало результат. Руководство тогда приняло решение - увеличить количество выпусков и сделать программу еженедельной.
Что касается жанра, то «Бюро» - это не всегда журналистское расследование в «чистом» виде. И не потому что нельзя или кто-то барьеры ставит, а потому что ее создатели в первую очередь смотрят на тему и думают, в каком жанре ее лучше изложить? Это может быть путешествие, портрет или даже научно-популярный фильм. И формат это позволяет. То есть «Бюро расследований» - это и не обязательно расследование, и не криминальная хроника. Общий бренд, чтобы ярко звучать и завоевать внимание зрителя. Конечно, из всех жанров журналистское расследование - самый интересный, захватывающий, опасный.
Ольга ЦОЙ, руководитель программы:
- Мы остро понимаем, что за сухими цифрами не всегда прячется настоящий зритель. Мы также понимаем, что в «наше» время идет, к примеру, КВН на конкурирующем канале, и потому не тешим себя надеждами на то, что все усядутся перед телевизорами и будут смотреть исключительно нас. Я думаю, что тот, кому интересно посмотреть БЮРО, нажмет кнопку в нужное время. А если не успел, то программы всегда можно посмотреть на сайте. Сейчас рядом интернет, и это облегчает задачу. Кроме того, мы ведь можем видеть количество просмотров на сайте, и даже таким образом выявлять темы, которые близки и интересны для зрителя. В конце концов, зритель - наша конечная цель.
Константин ВНОРОВСКИЙ.