ЧТО ЖДЕТ НАШИХ ОЛИМПИЙЦЕВ?
- Родительская категория: Новости
- Категория: Спорт
- 2115
-
23 Июнь 2016
5 НАИВНЫХ ВОПРОСОВ О ТОМ, ЧТО ПОВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ВОЗМОЖНАЯ дисквалифиКАЦИЯ из-за употребления допинга
Казахстанская спортивная, да и не только спортивная, общественность ждет понедельника. Некоторые СМИ, правда, уже взяли на себя смелость сообщить, что сборная Казахстана по тяжелой атлетике дисквалифицирована на год. Однако заседание дисциплинарной комиссии Международного олимпийского комитета, на котором решится судьба наших атлетов, состоится 27 июня в Лозанне.
Между тем, у всех, кто неравнодушен к отечественны спортивным достижениям, после сообщения о положительных допинг-тестах четверых наших атлетов, возникло множество вопросов.
«Комсомолка» дает ответы на главные из них.
1. Почему тесты на допинг провели спустя несколько лет?
Ильин – чемпион пекинской Олимпиады 2008 года, Чиншанло, Манеза и Подобедова привезли олимпийское «золото» из Лондона в 2012-м.
Многим непонятно, почему допинг–пробы повторно проверяют спустя годы. Однако ничего удивительного в этом нет, так как МОК постоянно совершенствуя систему проверки. И расслабляться нельзя никогда, в мировом спорте не раз были прецеденты, когда спортсмены лишались медалей задним числом.
В соответствии с антидопинговым кодексом WADA храниться допинг-пробы с крупных международных соревнований должны в течение 10 лет.
По сути, быть уверенными в своих медалях сейчас могут только призеры Олимпиады в Турине 2006 года и ранее.
2. Могут ли результаты допинг-проб быть подтасованы?
Как «Комсомолке» рассказали в антидопинговой лаборатории в Алматы, забор анализов спортсменов происходит в одном месте. Они кодируются по специальной программе и в отправляют в лаборатории в специальных емкостях, которые, например, вскрыть, чтобы заменить материал, без повреждений невозможно. Лаборанты понятия не имеют, чьи именно пробы они исследуют, результаты отправляют в Международные федерации. И только потом сопоставляют с кодом, присвоенным вначале, определяя принадлежность.
Так что подменить материал, подлежащий исследованию, сложно. Да и зачем, если неизвестно, чей анализ будет подтасован?
3. ЕСЛИ НАЛИЧИЕ ДОПИНГА ПОДТВЕРДИТСЯ, ЗАБЕРУТ ЛИ МЕДАЛИ?
Да, в этом случае «золото» передадут тому спортсмену, который на тех соревнованиях занял вторую ступень пьедестала, а «серебро», соответственно – «бронзовому» призеру.
4. а призовые деньги, квартиры-машины, подаренные на родине, тоже придется вернуть?
Это, как говорится, личное дело, каждого государства. Так, министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы уже заявил, что даже если вину наших спортсменов докажут, внебюджетные призы у них не заберут: «Спортсмены премировались и от государства, и на местах - от федерации, акиматов, общественности. Машины и квартиры им выделяли не из призового фонда, трогать их никто не имеет права. Что касается государственных премий, то для спортсменов есть несколько степеней наказания. Мы, естественно, подключаемся и стараемся, чтобы была наимягчайшая степень наказания. Вопрос с государственными премиями мы будем тщательно рассматривать. Это юридический вопрос, и мы его должны выполнять. Только после заключения Международного олимпийского комитета мы определим степень наказания. У нас нет такой политики: если спортсмен попал в тяжелое положение, делать ему еще больнее. Наоборот, мы все делаем, чтобы их всесторонне поддержать, в том числе морально и юридически».
5. ИМЕЕТ ЛИ СПОРТСМЕН право УЧАСТВОВАТЬ В КАКИХ-ЛИБО СОРЕВНОВАНИЯХ ПОСЛЕ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ?
В соответствии с правилами Международной федерации тяжелой атлетики, участие подозреваемых спортсменов в каких-либо официальных соревнованиях приостанавливается ввиду возможных нарушений антидопинговых правил. Если применение допинга спортсменами доказано не будет, дело будет закрыто, а они возобновят свою спортивную деятельность. Понятно, в противном случае, спортсмен не допускается ни на какие официальные соревнования.
Однако, помимо обвиняемых, пострадать могут и «чистые» тяжелоатлеты, порой – целые сборные.
На сегодня уже принято решение лишить Казахстан двух олимпийских квот (одной мужской и одной женской), на данный момент из десяти полных квот у нас осталось только восемь. Попавшие под подозрение спортсмены, узнают вердикт в понедельник. Остается открытым вопрос и по «чистым» спортсменам. Так, по словам главы МОК Томаса Баха, возможны исключения для тех, кто никогда не нарушал правил и проходил усиленное тестирование.
а вот еще был случай
Последний допинг-скандал в казахстанском спорте, увы, не первый. Так, в 2013 году попались на допинге девять наших штангистов: Александра Аборнева, Александр Зайчиков, Евгений Эвстафьев, Майра Файзоллаева, Асем Сарсекенова, Айдар Казов, Максим Лактионов, Галымбек Жубатканов и Ерболат Жоламанов.
В декабре прошлого года в применении допинга обвинили титулованных Алмаса Утешова, Жасулана Кыдырбаева и Ермека Омиртая.
Попадались на допинге и наши штангисты Вячеслав Ершов, Фархад Харки, и выступавшие в свое время за Азербайджан Ниджат Рахимов (сейчас он казахстанец) и за Россию Светлана Подобедова.
Тяжелоатлетам «составили компанию» велосипедисты. Допинг-скандал в 2007 году с участием Александра Винокурова и Андрея Кашечкина, отдавал эхом еще долго. А два года назад он вспыхнул вновь с участием братьев Иглинских.
Печальна судьба Фаины Сиванбаевой, ее за неоднократное преднамеренное применение допинга дисквалифицировали пожизненно.
Кроме того, в разные годы в употреблении допинга обвинили велосипедистов Дмитрия Фофонова и Асана Базаева, легкоатлеток Ольгу Шишигину и Светлану Залевскую, триатлониста Дмитрия Гаага и лыжника Максима Однодворцева.
Алмат Темиртасов.