Главное счастье машиниста
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 5002
-
24 Июль 2014
В этом году казахстанская железная дорога отмечает 110-летие.
Одним из старейших ее подразделений является филиал АО «Локомотив» - Павлодарское эксплуатационное локомотивное депо, которому исполняется 90 лет со дня основания. За этот срок депо поменяло здание, поезда перешли с паровой тяги на тепловую, а потом и на электрическую, сменилось несколько поколений железнодорожников. Однако, как и век назад, на казахстанской железной дороге работают люди, преданные своей профессии. Один из них - машинист-инструктор Павлодарского локомотивного депо Александр Ткаченко.
Детство Александра Дмитриевича прошло в 60-х годах в селе Гусарка Целиноградской области под стук вагонных колес и звуки тепловозных гудков. Железная дорога проходила в пяти километрах от села, но слышимость была хорошей. Впервые о профессии железнодорожника Александр Ткаченко задумался в шестом классе, когда попал с одноклассниками на экскурсию в депо Целинограда. Там его поразила мощь локомотива и то, как человек управляет этим гигантом.
После отличного окон-чания школы Александр Дмитриевич поступил на техника-механика в Целиноградский техникум железнодорожного транспорта. Производственную и преддипломную практику проходил в депо Павлодара. В 1978 году спецнабором попал в армию - в Ленинградское учебное подразделение железнодорожных войск. Это удачное стечение обстоятельств определило его дальнейшую судьбу. В армии он получил права машиниста.
В июле 1980 года Ткаченко вернулся в Павлодарское депо. Сначала замначальника Иван Иванович Булаев назначил его помощником машиниста на грузовом транспорте, хотя у парня уже был армейский опыт вождения тепловоза. Его первым павлодарским наставником стал машинист, профессионал своего дела, Виктор Алексеевич Канаев, который в этом году уходит на заслуженный отдых.
Машинистом-инструктором у Ткаченко был Юрий Иванович Глухов. Под его руководством он совершил свою первую самостоятельную поездку из Павлодара в Кулунду. Этот майский день 1981 года Александр Дмитриевич запомнил на всю жизнь. Потом он возил грузы - уголь, нефть, тракторы, и прочее по трем направлениям - от Павлодара до Кулунды, Экибастуза и Дегелена. В 1986 году ему поручили должность машиниста-инструктора грузовой колонны, потом - маневровой, а в 2003 году - пассажирской.
По словам Александра Ткаченко, ему постоянно приходится учиться, так как развитие техники не стоит на месте. Сначала изучал переход на элект-ротягу, теперь штудирует компьютеризацию, ведь современные локомотивы буквально нашпигованы электроникой. Машинисту-инструктору нужно не только владеть этими знаниями, но и уметь доходчиво передавать их другим.
Александр Дмитриевич с теплотой вспоминает своих старших коллег, которые способствовали его профессиональному росту. Это вышеупомянутые железнодорожники Булаев, Ка-наев и Глухов, бывший зам по эксплуатации Алексей Федорович Каркарин, большой специалист по тормозным системам Николай Семенович Борзых. Важнейшую роль в развитии казахстанской железной дороги и, в частности, Павлодарского депо, сыг-рал бывший начальник Павлодарского отделения железной дороги Аби Саркыншакович Саркыншаков.
В разное время значительно улучшили работу депо его начальники - Владимир Викторович Шнейдмюллер, Нурлан Юрьевич Кучербаев и Калтай Кенесариевич Абд-разаков. Сейчас в колонне Александра Ткаченко 13 локомотивных бригад. Все - машинисты первого класса. За 12 лет работы не было ни одного брака. За эти годы три машиниста удостоены звания Почетного железнодорожника. В их числе - Сергей Тюльпин, Юрий Турий и Николай Сливкин. Последний награжден за то, что в прош-лом году вместе с помощником Дмитрием Неклюдовым заметил разъединение рельсов и предотвратил крушение пассажирского поезда.
О своих наградах Александр Ткаченко скромно умалчивает, считая, что ничего сверхъестественного не совершил, а просто добросовестно выполнял свою работу. За это в 1986 году его наградили медалью «За трудовую доб-лесть», а в 2007 году - нагрудным знаком «Адал енбегі ушін». В 2008 году Ткаченко получил благодарность от президента АО «НК «²азаºстан Темiр Жолы» и был внесен в Книгу трудовой доблести магистрали.
Александр Дмитриевич убежден, что в работе машиниста немаловажную роль играет моральная поддержка семьи. Машинисты работают в любое время суток, в любую погоду. Для четкого выполнения задач и экстренного реагирования им необходимо спокойное расположение духа. От самообладания машиниста зависят жизни сотен пассажиров. В этом отношении Ткаченко повезло - с женой у него полное взаимопонимание, а дочь и зять сами работают в депо. Поэтому в канун 110-летия казахстанской же-лезной дороги стоит по-желать всем железнодорожникам не только успехов в работе, но и счастья в семейной жизни. Причем от всей души!
Федор КОВАЛЕВ, Павлодар.