Новый госстандарт для начальной школы шокировал ученых и педагогов.
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 13333
-
10 Апр 2014
Минобразования и науки намерено провести революцию в начальной школе. Вместо букваря первоклас-сникам предлагают изучать «информационно-коммуникационные технологии», «введение в науку», «язык и литературу», «искусство» и три языка одновременно. Это прописано в проекте госстандарта начального образования 12-летней школы.
Куда спешим?
Обучение первоклассников по новым стандартам Минобразования намерено начать уже с
1 сентября следующего года. Вице-министр образования и науки Есенгазы Имангалиев, представляя проект на заседании Комитета по социально-культурному развитию мажилиса, обозначил основные положения новых стандартов, а именно: обучение - с 6 лет; продолжительность начальной школы - 5 лет; введение новых и интегрированных предметов (два или более предметов объединяются в один. - Ред.); интеграция воспитания и обу-чения. В начальных классах вместо обучения грамоте предлагают ввести интегрированные предметы «Казахский язык и литература» или «Русский язык и литература». Кроме того, у первоклассников появятся такие предметы, как «Введение в науку» и «Информационно-коммуникативные технологии» (ИКТ). Трудовое обучение, рисование и музыку планируют объединить в один предмет - «Искусство». Английский язык будут изучать с первого класса.
Но, как оказалось, учебников по новой программе еще нет, в министерстве пока только посчитали, что их выпуск обойдется бюджету в 2,3 миллиарда тенге. А с момента апробации новой программы для начальной школы на базе интеллектуальных школ в Талдыкоргане и Кокшетау не прошло и года.
В Минобразования главной целью спешки называют «адаптацию системы образования к новой социально-экономической среде», чтобы «ускорить вхождение респуб-лики в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира».
Предметы средних классов «перекочуют» в начальные
Проанализировав новый стандарт, педагоги отмечают: предпринята очередная попытка «загрузить» учебники начальной школы материалом, изучаемым в средних классах. Так, «Введение в науку» предполагает изучение основ биологии, физики и химии, которые практически недоступны для качественного усвоения детьми младшего школьного возраста.
- Учебная программа по предмету «Введение в науку» включает работу с интернет-источниками, использование простых офисных программ для работы с текстом, таблицами, диаграммами, слайдами. Учащийся 3-го класса (а это 8-летний ребенок) должен представлять результаты сравнения в виде записей, рисунков, таблиц, гистограмм, линейных графиков, используя компьютер. В разделе «животные» ученик начальной школы должен понимать термины «продуцент» и «консумент» - а это программный материал 9-го класса. По окончании 5-го класса ученик 10 лет должен применять методы моделирования электрических цепей с помощью компьютерных программ - это сейчас материал 8-го класса. Налицо завышенные требования к ученику младшего школьного возраста, - считает заместитель директора средней школы №24 города Астаны Анжела Свинаренко.
Педагог также отмечает, что основу «познания мира» в новом стандарте составляют такие предметы, как «История», «География» и «Обществознание». Детям предлагают темы: «Каменный, Бронзовый и Железный век», «Саки», «Гунны» - а это программный материал 6-го класса. Включены также темы по всемирной истории за 6-7 классы: «Майя», «Инки», «Ацтеки», «Древний Китай», «Месопотамия».
- В программу включены лабораторные и практические работы. При этом авторы поясняют, что нет необходимости в специальных лабораториях, нужно по потребности использовать ресурсы кабинетов математики, физики и биологии. Но напрашивается вопрос: какие кабинеты и ресурсы в это же время будут использовать ученики старших классов? - недоумевает Анжела Свинаренко.
Перегрузка информацией
По мнению экспертов, новый стандарт не учитывает психологию и возрастные особенности младших школьников. Его использование может привести к перегрузке детей.
- Учитывая, что учениками 1-го класса будут дети 6 лет, как инвариантная базовая, так и максимальная нагрузка в неделю для детей 1-х, 2-х и 3-х классов авторами устанавливается выше требуемых норм. Так, инвариантная нагрузка для всех трех классов предлагается по 24 часа при гигиенических нормах 20,5 - 22-23 часа соответственно. А максимальная учебная нагрузка в неделю предлагается по 26 часов для 1-2 классов и 27 часов для 3-го класса при гигиенических нормах 22-24-25 часов соответственно, - отмечает заместитель директора РГКП «Научный центр гигиены и эпидемиологии им. Жуматова» Ляззат Оракбай.
По ее мнению, нецелесообразно одновременное введение с 1-го класса таких предметов, как казахский, русский и иностранный языки, а также ИКТ - их, по санитарным правилам, относят к трудным.
- Введение английского и второго языков одновременно, увеличение вместе с тем учебной нагрузки может отрицательно сказаться на состоянии здоровья детей. Это обусловлено как увеличением нагрузки в часах, так и психологическими, нейрофизиологическими трудностями постоянного пребывания школьника в условиях двуязычия, - считает Ляззат Оракбай.
Похожую проблему поднял и президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек Кусаинов, который призвал ориентироваться на восточные страны, лидирующие по качеству образования: Японию, Южную Корею, Гонконг, Сингапур и другие.
- Сравним учебные планы начального образования для 1-5 классов Японии и Казахстана. Казахстанские дети обучаются на 746 часов больше, чем японские сверст-ники. При этом у нас сложных для усвоения предметов, таких как языки, математика, естество-знание и ИКТ, на 952 часа больше. А предметов, формирующих духовно-нравственные и физические качества, на 733 часа меньше. Из этого видно, что стандарт Мин-образования не направлен на воспитание личности, как в этих странах, а направлен на изучение сложных предметов в большом объеме.
Обучение трудным предметам в большом объеме в начальных классах снижает у учеников желание учиться и отрицательно влияет на их здоровье. Мы просим не торопиться с утверждением стандарта, доработать его и провести широкомасштабный эксперимент, - предложил Аскарбек Кусаинов.
Оправданы ли затраты?
По мнению директора общественного фонда развития образования «БЭСТ» Рахимы Куанышбаевой, предлагаемый проект госстандарта нельзя признать законченным. В нем нет определения минимума содержания образования, требований к уровню подготовки учащихся.
- Стандарт представляет собой заимствование зарубежного опыта, но не все моменты привязаны к специфике нашей страны. Разработчики приходят в противоречие с существующими нормами. Возьмем интегрированный предмет «Искусство» - есть норма, что только учитель, имеющий диплом соответствующей специальности, имеет право преподавать этот предмет. Вопрос к высшей школе - когда они будут готовить специалистов и будут ли вообще их готовить? - обозначила проблему Рахима Куанышбаева.
Вопрос обеспечения кадрами также подняла депутат мажилиса Гульмира Исимбаева. Она отметила, что только за счет курсов переподготовки и повышения квалификации педагогов (как предлагает Мин-образования) этот вопрос не решить. Должна идти серьезная подготовка учителей, а это как минимум 4 года обучения в вузе.
- Министерство образования предоставило справку, в которой названы ожидаемые результаты к 2020 году. Качество успеваемости -100%, качество знаний учащихся - 45%, владение казахским языком - 50%, владение английским языком - 30%, владение ИКТ навыками -70%. Уровень удовлетворенности общества повысится на 10%, уровень удовлетворенности работодателей повысится на 10%. Ожидаемые результаты меня не впечатлили. Если это ожидаемые результаты при всех тех реформах, которые мы хотим провести к 2020 году, значит, у нас сейчас ситуация еще хуже? Насколько адекватны такие результаты через 6 лет затраченным финансовым и человеческим ресурсам? Одним словом, стоит ли тогда овчинка выделки, если мы перед собой ставим такую планку? - обозначила проблему Гульмира Исимбаева.
Недоумение по поводу инициа-тивы Минобразования выразила также вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева. Она отметила, что дети в школах уже перегружены, а «количество предметов превышает все мыслимые и немыслимые международные стандарты». При этом министерство вводит новый стандарт, по которому учебная нагрузка еще больше усиливается.
- На сегодня наши школы неравномерно развиваются и неравномерно обеспечены. Возможности в городских школах и сельских диаметрально противоположны. В данном случае введение стандарта предполагает одинаковое материально-техническое оснащение школ на высоком уровне. И конечно, особая тема - это подготовка учителей по новой системе - сколько на это нужно времени! А вы хотите уже с 2015 года вводить данный стандарт. Я просто пока не понимаю, как это вы все физически успеете. Во-первых, учебники - их еще нет, типовых учебных программ, соответственно, тоже нет, материально-техническое оснащение школ - вопрос открытый, болезненный, и уровень квалификации учителей - тоже вопрос открытый. Как эти основные задачи будут решаться в такой кратчайший срок? - поставила вопросы представителям Мин-образования Дарига Назарбаева. Она предложила доработать стандарт начального образования, отметив, что на это понадобится не менее трех лет. Прислушаются ли к этому мнению в Министерстве образования, покажет дальнейшее обсуждение этого вопроса в мажилисе.
Юлия Нитченко, Астана.
Показатели по качеству знаний предоставленные в мин.образования "дутые". При анализе предоставленных данных на сегодняшний день по всем школам показано 100% усвоение существующих программ и 100% выполнение стандартов образования. Реальная картина печальна!!!!