Поможет «Дорожная карта занятости-2020»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 11272
-
13 Дек 2013
Безработица - слово, хорошо знакомое многим с самого детства. Правда, в далекие советские времена о ней говорили как о проблеме загнивающего и умирающего Запада. Прошло много лет, Запад так и продолжает существовать, несмотря на то, что данные по безработице там периодически бьют рекорды.
Переход к новым экономическим отношениям помимо преимуществ выбора, предоставляемых рыночной экономикой, неизбежно принес с собой и все ее слабые стороны. Нельзя сказать, что в городах Казахстана безработица носит тотальный характер, она скорее структурная, работа есть (ее, в общем-то, несложно найти), просто зачастую сложно устроиться на определенные должности и специальности, ну и, естественно, на определенный уровень заработной платы.
В небольших городах, а в особенности в сельской местности, проблем гораздо больше. Экономические перемены привели к закрытию многих градообразующих предприятий, прекращению деятельности многочисленных колхозов и совхозов. Людям, проживающим в отдельных регионах, действительно негде работать. Выход видится в поддержке малого бизнеса, фермерских хозяйств, то есть создании ситуации, при которой человек сам может создать себе рабочее место. Однако предпринимательство непростой путь, и далеко не у всех есть инициатива, возможности для создания своего, пусть и очень маленького бизнеса.
Без специальных программ, направленных на борьбу с безработицей и рост занятости населения, наши моногорода и поселки могут просто не выжить. Мертвые города - страшная картина, сначала из них уезжает молодежь в города и крупные мегаполисы, где она может найти работу. Постепенно за молодыми тянутся и люди среднего возраста, город становится депрессивным, в нем уже невозможно вести какой-то бизнес, так как нет платежеспособного населения. К сожалению, подобные города сегодня в Казахстане есть, и эту проблему необходимо решать.
К счастью, понимание проблемы занятости населения в Казахстане есть сегодня на самом высоком уровне.
В текущем году правительство Казахстана разработало и утвердило программу «Дорожная карта занятости - 2020». Основанием для разработки данной программы послужило Послание президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050».
В своем Послании глава государства назвал безработицу одной из главных угроз мировой нестабильности, он также прямо указал на меры, которые необходимо предпринять для решения этой проблемы в Казахстане. В частности Нурсултан Назарбаев сказал: «Главная угроза мировой нестабильности - рост безработицы. Фактическое трудоустройство должны обеспечивать все программы, реализуемые в стране, - и государственные, и отраслевые, а не только какая-то их часть. Поэтому поручаю правительству и акимам уже в 2013 году интегрировать все ранее принятые программы по развитию предпринимательства и поддержке бизнеса. Разработать механизмы выделения бюджетных средств в те регионы, где наблюдается высокий процент безработных и людей с низкими доходами. Ответственность за выполнение этой обновленной программы я закрепляю персонально за премьер-министром и акимами».
В ходе реализации задач, поставленных в «Дорожной карте занятости - 2020», к 2016 году планируется достижение следующих результатов: уровень бедности не будет превышать 6%; уровень безработицы не будет превышать 5%; доля продуктивно занятых в общем числе самостоятельно занятого населения увеличится до 64,5%.
Данная Программа также включает в себя необходимые в условиях современности оперативные меры реагирования в случае ухудшения ситуации в мировой экономике, а также системные меры по обеспечению продуктивной занятости для казахстанцев.
Реализация «Дорожной карты занятости - 2020» в первую очередь направлена на повышение эффективности казахстанского рынка труда, обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей - содействие добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом и центры экономического роста с целью расширения доступности продуктивной занятости.
Новая программа «Дорожная карта занятости - 2020» является на сегодняшний день логическим продолжением «Программы занятости-2020», принятой в 2011 году
Какие же новшества привносит в сферу занятости новая Программа?
По информации курирующего Программу ведомства, первое направление «Дорожной карты занятости - 2020» обеспечит занятость через развитие инфраструктуры и ЖКХ. В рамках этого направления намечается обеспечить занятостью граждан на работах, связанных с капитальным, средним и текущим ремонтами объектов ЖКХ, инженерно-транспортной инфраструктуры и социально значимых объектов, преимущественно в сельской местности.
«Дорожная карта занятости - 2020» позволяет более мобильно использовать трудовые ресурсы в пределах не только одного района, но и области, и всей республики, то есть расширяются возможности сельчан во временном трудоустройстве в рамках любых инвестиционных проектов.
Следующее, второе, направление «Дорожной карты занятости - 2020» предусматривает обеспечение занятости через развитие сельского предпринимательства путем точечной поддержки инициатив сельчан по созданию и развитию собственного дела с предоставлением микрокредитов. Идея не нова, сумма микрокредита на одно личное подсобное хозяйство на селе составляет 3 млн. тенге, а ставка вознаграждения для конечного заемщика составляет не более 6%. Очень важным моментом является то, что во второе направление Программы дополнительно включен отдельный раздел - «развитие опорных сел», который предусматривает комплексное развитие села с высоким и средним потенциалом социально-экономического развития за счет концентрации мер государственной поддержки.
Это направление Программы дает новый толчок для развития опорных сел, акимам сельских округов предоставляется возможность включиться в реализацию инвестиционных проектов в рамках «дорожки».За счет комплексного развития опорных сел района открывается перспектива вовлечения в продуктивную занятость самостоятельно занятых работников, занятых на личных подсобных хозяйствах, и системное развитие опорных населенных пунктов. И здесь есть свои преимущества - дополнительные стимулирующие условия при реализации данного компонента: на одно личное подсобное хозяйство участника программы, на одного члена сельского потребительского кооператива из числа участников Программы максимальная сумма кредита может составлять не 3 миллиона тенге, как ранее по Программе. Для людей, объединившихся в сельские потребительские кооперативы, будет предусмотрено выделение микрокредитов в денежном и товарном выражении для реализации конкретных проектов, а также выделение грантов на приобретение необходимого оборудования и технологий.
Вопрос занятости на селе стоит особенно остро, поскольку рабочих мест в сельской местности в последние годы немного, и выходом для многих было бы небольшое собственное дело. Однако начать его зачастую невозможно из-за отсутствия стартового капитала. И «Дорожная карта занятости - 2020» призвана облегчить селянам задачу в поисках, открытии и реализации проекта своего дела. Щадящий режим - 6% годовых на 5 лет с льготным полуторагодовым периодом при максимальном займе в 3 млн. тенге (для опорных сел - 5 млн. тенге) - позволяет взвесить возможности и сделать рациональный выбор. Имеется перечень приоритетных направлений предпринимательства на селе в разрезе отраслей экономики, из которых участники второго направления могут сделать свой выбор.
Настоящий, тяжелый труд - на земле, и он должен хорошо оплачиваться. Зарабатывать жителям села, используя предоставленную «Дорожной картой» возможность, вполне реально. Главное - не сидеть, сложа руки, а, разработав бизнес-план, попытаться реализовать его. Спрос на сельхозпродукцию очень высок, он будет только расти, и государство дает реальный шанс через «Дорожную карту занятости - 2020» начать свое дело.
Новая Программа в качестве весомого стимула дает сельским жителям возможность до начала своего дела пройти обучение по ведению собственного бизнеса на бесплатных месячных курсах основ предпринимательства с предоставлением материальной помощи, ведь многие сельчане просто опасаются начинать свое дело, поскольку владеют неполной информацией о правильном планировании и ведении собственного бизнеса.
Третье направление Программы предполагает обеспечение занятости через обучение и переселение.
Впервые в программе «Дорожная карта занятости - 2020» применены такие понятия, как мобильность трудовых ресурсов в рамках потребностей работодателя. Программой предусматриваются условия, при которых работнику может быть оказано содействие в переселении к месту постоянной работы. Определяется порядок и возможности внутренней миграции рабочей силы. Так, в Программе говорится, что переезд участников Программы из населенных пунктов с низким потенциалом
социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста может осуществляться:
1) внутри одного района;
2) из одного района (города областного значения) в другой район (город областного значения) в пределах одной области;
3) из одной области в другую.
Критерии для определения населенных пунктов с низким, средним и высоким потенциалом социально-экономического развития разрабатываются и утверждаются центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития и доводятся до сведения оператора Программы.
Программа предусматривает прямую поддержку участников, решившихся на переезд в место, где их ждет потенциальное место работы:
1) содействие в трудоустройстве на новом месте жительства;
2) предоставление служебного жилья;
3) предоставление комнат в общежитиях для трудовой молодежи;
4) предоставление субсидий на переезд;
5) обучение на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации при необходимости.
Связанные с переездом субсидии включают в себя возмещение расходов на переезд. В регионах запущены проекты по строительству служебного жилья. Жилье теперь строится при участии работодателя и государства с выделением необходимых субсидий. Помимо прочего, в Программе заложены меры по профессиональному обучению будущих претендентов на рабочие места. Обучение и содействие в трудоустройстве включает в себя меры, направленные на помощь лицам, имеющим право на участие в трудоустройстве, подготовке, переподготовке и повышении квалификации.
В рамках данного направления участникам Программы оказываются следующие виды государственной поддержки:
1) консультации по вопросам профессионального обучения, трудоустройства и профессиональной ориентации;
2) направление на бесплатные курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки (далее - профессиональное обучение);
3) предоставление материальной помощи на профессиональное обучение;
4) поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве, в том числе на социальные рабочие места и молодежную практику.
Профессиональное обучение входит в государственный образовательный заказ, размещаемый в порядке, определенном в Правилах организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации наемных работников с отрывом или без отрыва от производства осуществляется по заявке работодателей при условии сохранения и предоставления участнику Программы рабочего места.
К обучению привлекаются только те образовательные учреждения, в которых практикуется принцип дуального обучения. То есть работодатель сам предоставляет базу для практики и принимает непосредственное участие в обучении будущего работника. Обучение и переобучение по специальностям идет при участии работодателя, т. е. у работодателя появляется возможность не просто трудоустроить специалиста, а перед тем как брать человека на работу, направить его на обучение или переобучение за счет бюджетных средств. Продолжительность профессионального обучения участников «ДКЗ - 2020» устанавливается в зависимости от содержания учебной программы.
Одной из стимулирующих мер для работодателя должна стать практика социальных рабочих мест. Также возможна молодежная практика для специалистов без опыта работы по заявкам работодателя.
С 1 сентября для молодежи предлагается профессиональное обучение по специальностям, востребованным на рынке труда каждого региона, - электрогазосварщик, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, повар, бухгалтер, модельер-закройщик, мастер столярного и мебельного производства, пекари и т.д. Как видно, предлагаются специальности как для юношей, так и для девушек. Это актуально, особенно для тех, кто еще не определился с выбором профессии или решил приобрести рабочую специальность, которая реально обеспечивает получение материального дохода.
Программа предусматривает множество практических и полезных мер по увеличению занятости населения нашей страны и в борьбе с безработицей. Она работает несколько месяцев, но об ее эффективности уже можно судить по ряду положительных примеров.
Так, в Северо-Казахстанской области, по данным, приведенным акимом области Саматом Ескендировым, внедрение и реализация Программы оказали позитивное влияние на основные показатели рынка труда. Наблюдается рост численности наемных работников на тысячу человек, снижение численности безработных на 2,5 тысячи, уменьшение числа самозанятого населения за время действия Программы на 14 тысяч.
В Шымкенте программа «Дорожная карта занятости -2020» помогла получить жилье и работу 127 молодым семьям. Ключи от новых квартир в микрорайоне «Нурсат» города Шымкента получили дети-сироты, молодые семьи из неперспективных районов области.
В Павлодарской области в Программе участвует свыше 2,5 тысячи человек из числа молодежи, сообщает руководитель управления по вопросам молодежной политики Павлодарской области Данияр Шапишев. «По программе «Дорожная карта занятости - 2020» у нас привлечено свыше 2,5 тысячи человек из числа молодежи. В этом году из 3644 социальных контрактов - 1544, или 42,4%, заключили именно молодые люди. Из 487 микрокредитов, выданных по госпрограмме, молодежь получила 142 займа», - сообщает Шапишев.
Более 9 тыс. акмолинцев стали участниками программы «Дорожная карта занятости - 2020» за три года ее реализации. Подписано свыше 6 тыс. социальных контрактов. Кроме того, создана 31 тыс. новых рабочих мест, большая их часть - 17,2 тыс. - на постоянной основе.
Сегодня в регионе планируется реализовать 98 проектов, направленных в основном на капитальный ремонт школ, детсадов, дорог и реконструкцию водопроводных сетей. Благодаря этому дополнительно будет создано порядка 1350 рабочих мест.
С начала года 230 человек получили более полумиллиарда тенге кредитов на организацию собственного дела. Следует отметить, что почти треть участников этого направления Программы - женщины. Так, к примеру, предпринимательница из Буландынского района Кадиша Исмакова на полученный ею кредит в 3 млн. тенге организовала в родном Макинске автобусный маршрут. Тем самым предпринимательница не только значительно улучшила собственное материальное положение, усовершенствовала транспортное обслуживание в своем районе, но и для некоторых из своих земляков создала новые рабочие места.
Здесь нелишне будет отразить и общие результаты реализации Программы по стране.
За время действия Программы государственную поддержку получили более 256 тысяч человек.
По первому направлению, когда занятость обеспечивается за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, из запланированных 2305 объектов завершены реконструкция и ремонт 1485 объектов. В реализацию инфраструктурных проектов было вовлечено 26 419 человек, из них 56,%, или 14 818 человек - участники Программы.
В рамках второго направления - создание рабочих мест через развитие предпринимательства и развитие опорных сел за 2011-2013 годы - обучение основам предпринимательства прошли 19 787 человек; 16 490 человек получили микрокредиты, из них 68% - на открытие собственного дела, 32% - на расширение бизнеса. Общий объем выданных микрокредитов составил 33,7 млрд. тенге.
Согласно третьему направлению профессиональным обучением охвачено 108 859 человек. Уже завершили обучение 78 857 человек, из них трудоустроено 66 124 человека, или 84% от числа завершивших обучение. Временную занятость, то есть направления на социальные рабочие места и молодежную практику за счет государственной поддержки, получили более 113,7 тысячи участников Программы. Объем финансирования составил 54,5 млрд. тенге. На 1 ноября 2013 года завершено строительство 960 домов, а это 3408 квартир. Участниками Программы и членами их семей уже заселено 912 домов или 3150 квартир.
Резюмируя все эти статистические данные, нельзя не сказать следующее. Цифры и условные обозначения не могут передать полноту всей картины, ведь за этими знаками стоят десятки, сотни, тысячи человеческих судеб.
Скольким людям за это время действия Программы удалось обрести надежду на безбедное будущее, сколько семей удалось сохранить от распада, сколько детей осталось воспитываться в семьях благодаря тому, что их родители обрели новую профессию, открыли свое дело, устроились на работу и могут обеспечить собственных детей всем необходимым. Таких данных, к сожалению, нет и, возможно, об этом никогда не узнает общественность. Но здесь важно другое - каждый из участников Программы, кто прошел обучение, переехал из заброшенного села в пригород или город, получил работу, открыл дело, получив микрокредит, знает, насколько ценно, когда людям дают возможность снова обрести надежду на счастливое будущее.