РУСЛАН МУКАТОВ: «ДЛЯ АЭРОПОРТА САМОЕ ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ РЕЙСОВ»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 2627
-
10 Окт 2017
Несмотря на свой солидный возраст, пару лет назад Алматинскому аэропорту стукнуло 80 лет, воздушная гавань Алматы продолжает держать марку лидера в ЦентральноАзиатском регионе благодаря пристальному вниманию к запросам как пассажиров, так и авиакомпаний.
Этому также способствует, с одной стороны, выгодное географическое расположение, а с другой - компанией проводятся ежегодные работы по модернизации зданий и взлетного поля. Так, в этом году были начаты работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы. Узнать все тонкости проводимой реконструкции корреспондент «КП» решил у вице-президента по производству АО «Международный аэропорт Алматы» Руслана Мукатова (на фото).
- Руслан Адилович, почему было принято решение начать реконструкцию в этом году?
- Основная причина - это обеспечение безопасности обслуживаемых рейсов, поскольку это первый критерий, по которому работает гражданская авиация. В данный момент мы ведем работу по реконструкции взлетно-посадочной полосы №1 (далее - ВПП), которая была построена еще в 1958 году. Тогда было использовано бетонное покрытие. На протяжении практически 60 лет шли текущие ремонтные работы, которые поддерживали полосу в надлежащем виде. Последний капитальный ремонт полосы №1 проводился в 1998 году, тогда на бетонное покрытие был положен асфальт. Это было сделано, потому что асфальт мягче, и ремонтировать такую полосу легче. С тех пор прошло практически 20 лет, поэтому было принято решение обследовать покрытие ВПП. Для этого были привлечены специалисты российского института «Аэропроект», которые дали заключение о том, что полоса находится в удовлетворительном виде, хотя ее состояние приближается к критическому. Поэтому акционерами АО «Международный аэропорт Алматы» было принято решение о проведении полной реконструкции всех полос.
- Получается, что реконструкция была начата, чтобы не довести поле до критического состояния?
- В общем-то, да. К тому же эксплуатационный срок асфальтного покрытия ВПП составляет 8-10 лет. Кроме того, мы не останавливаемся только на смене покрытия. Было решено добавить рулежные дорожки (скоростные и прямые дорожки, соединяющие две ВПП) и заменить светосигнальную систему. После того как завершится реконструкция ВПП, наш аэропорт подтвердит высшую категорию по классификации ИКАО - IIIВ. Это позволит нам принимать воздушные суда при ухудшении видимости до 75 метров.
В итоге аэропорт Алматы будет эксплуатировать две полосы высшей категории, что позволит бесперебойно принимать воздушные суда в любых погодных условиях. После этого наш аэропорт станет единственным на территории СНГ, который использует в своей работе две полосы высшей категории.
Еще одним отличительным моментом стало то, что, несмотря на высокую стоимость проекта, аэропорт смог его профинансировать собственными силами, в то время как по всему Казахстану модернизация аэропортов происходит за счет государства.
- А сколько всего взлетно-посадочных полос?
- Аэропорт Алматы эксплуатирует две ВПП, одна из которых имеет высшую категорию по классификации ИКАО. Это позволило достичь в прошлом году рекордного показателя - 5 миллионов пассажиров в год. Это рекорд для гражданской авиации Казахстана. В этом году мы планируем улучшить этот показатель.
Увеличить количество обслуживаемых бортов мы сможем, несмотря на ограничения при одновременной работе этих полос. То есть сначала мы выпускаем самолет с одной полосы, и только потом принимаем на другую. В сложный климатический период аэропорт не прекращает свою работу. Так, при обильных снегопадах наши службы могут чистить полосы по очереди, то есть, очистив сначала одну полосу, аэропорт в состоянии принимать воздушные суда, в то время как на второй полосе очистка еще продолжается. Благодаря этому за последние 12 лет аэропорт ни разу не закрывался по метеоусловиям.
- Каковы сроки проведения работы?
- Реконструкция была начата в марте текущего года. Для проведения реконструкции ВПП был организован тендер, где участвовали как казахстанские, так и зарубежные компании. В итоге была выбрана отечественная компания «К-Дорстрой», которая по госпрограмме модернизировала практически все аэропорты Казахстана. Замечаний по качеству и срокам выполнения не было. Плюс была дана смета работ в тенге, без привязки к доллару. Притом что многие компоненты, к сожалению, в Казахстане не производятся - светосигнальное оборудование, битум и пр.
Изначально планировалось закончить все работы за два строительных сезона, но после полного ознакомления с проектом подрядчиком было принято решение закончить реконструкцию за один сезон. Поэтому мы планируем, что 1 декабря 2017 года завершатся все строительно-монтажные работы, будет установлено светосигнальное оборудование, а также проведен облет летного поля ВПП №1.
Несмотря на то, что сроки работы были сокращены, это никак не повлияет на их качество. Снижение сроков стало возможным благодаря тому, что генеральным подрядчиком на территории аэродрома был организован мобильный асфальтный завод. Благодаря чему сократилось время доставки сырья для покрытия ВПП.
Для дополнительного контроля аэропортом был объявлен тендер среди компаний, осуществляющих технический надзор. И по его итогам была выбрана французская компания «Bureau Veritas». Эта компания с мировым именем и вековой историей имеет представительства по всему миру. Она осуществляет полный контроль всех этапов реконструкции. Поэтому мы уверены, что после реконструкции ВПП проработает 8-10 лет до следующего капитального ремонта. Плюс компания «К-Дорстрой» взяла на себя обязательства по гарантийному обслуживанию и устранению дефектов после окончания ремонта.
- Как изменится работа аэропорта после завершения реконструкции?
- Раньше, когда у нас работали даже две полосы, мы могли принимать до 11 взлетов или посадок в час. После завершения всех реставрационных работ на ВВП №1 количество воздушных судов возрастет до 25 в час. К тому же это приведет к значительному сокращению расходов самих авиакомпаний. Если раньше самолет могли по метеоусловиям отправить в другие аэропорты, что увеличивало расходы на перелет, плюс вызывало недовольство пассажиров, то после реконструкции такое станет практически невозможным. Это сделает наш аэропорт еще более привлекательным для мировых авиакомпаний.
- Что сделано на данный момент?
- Сейчас уже снят верхний слой шириной 10 см и закатано 14 см нового асфальтного покрытия с полимерными добавками. При производстве асфальта был использован российский битум, поскольку он лучше по физикохимическим свойствам, чем отечественный. Была заменена вся кабельная продукция. Укладку асфальта мы закончили пару недель назад. Теперь приступили к соединению с рулежными дорожками и выбуриванию специальных отсеков (керны) для светосигнального оборудования. Также будут заменены осевые огни и огни приближения. Их длина составит на асфальтном покрытии где-то около одного километра и на грунте порядка 700-800 метров.
- А какие планы на ближайшее будущее?
- В следующем году мы планируем начать ремонт ВПП №2. Проект будет полностью прорабатываться в начале 2018 года. Кроме того, в ближайшем будущем мы планируем расширение терминальных площадей, строительство цеха борт-питания и нового вип-зала. После того как будет построено новое здание цеха, вместо 7-10 тысяч порций в сутки мы сможем производить 25 тысяч.
Также для улучшения работы аэропорта мы проводим постоянные совещания с представителями авиакомпаний - АОС (Комитет по безопасности), куда поступают предложения, которые позволяют нам сообща выявлять проблемы и эффективно их решать.
Поэтому реконструкция ВПП это один из этапов модернизации, ведь аэропорт Алматы постоянно уделяет внимание качеству предоставляемых услуг и безопасности полетов, не забывая создавать все условия как для авиакомпаний, так и для пассажиров.
Александра ПЕРШИНА.
Видео Эдуарда ГАЛЕЕВА.