ДЕПУТАТЫ ПРИЗЫВАЮТ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОВЫСИТЬ ЗАРПЛАТУ УЧИТЕЛЯМ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 670
-
26 Сен 2017
В последние годы казахстанские школы работают в режиме хронических реформ. Однако коренной модернизации сферы не произошло. Наоборот, качество среднего образования снизилось. Обучение в школе по-прежнему ориентировано на получение формальных результатов, реальные знания отходят на второй план. До критического уровня упал престиж технического и среднего специального образования.
К такому выводу пришли участники парламентских слушаний «Состояние, проблемы и перспективы законодательного регулирования системы среднего образования», прошедших на днях.
- Не секрет, что в школах основной упор делается на успешную сдачу ЕНТ, особенно в выпускных классах. Процесс обучения направлен на получение хороших показателей для школы, от которых зависит ее рейтинг. Притчей во языцех стало низкое качество учебников. Учебные материалы постоянно обновляются, перевыпускаются из-за допущенных ранее ошибок. Возможно, нам необходимо сделать паузу в непрерывном процессе реформ в сфере образования для переосмысления достигнутых результатов. В системе образования нельзя проводить необдуманные эксперименты, - сказал председатель сената Касым-Жомарт Токаев.
Сдерживающим фактором в развитии школьного образования остается, по его мнению, низкий статус учителя. Уровень зарплаты работников образования держится в числе самых низких (66% от среднереспубликанского уровня). Это на выходе дает проблему дефицита кадров. Уже сегодня абитуриенты чаще всего выбирают педагогические профессии по принципу «куда легче поступить», так как проходной балл на педагогические специальности намного ниже, чем на многие другие.
- Это может привести к тому, что в будущем основу преподавательского корпуса будут составлять самые слабые выпускники школ, а должно быть наоборот. Правительству, исходя из экономических реалий, следует подумать, как поднять доходы учителей. Нам следует более активно и широко мотивировать учителей государственными наградами и премиями, пропагандировать их труд в СМИ. Без материальной и моральной мотивации мы не сможем поднять престиж учительской профессии, - отметил спикер сената.
Говорил он и о необходимости решить проблему низкой привлекательности системы профессионально-технического образования среди молодежи, которое выбирают лишь 11% выпускников школ. В то же время 90% продолжают обучение в вузах. При этом лишь треть студентов получают высшее образование на основе государственного образовательного заказа, остальные - на платной основе.
В этой части депутаты призвали более внимательно следить и за оттоком выпускников школ за рубеж.
Министр образования и науки Ерлан Сагадиев (на фото) с доводами сенаторов согласился.
Так, относительно ЕНТ он сообщил, что в этом году было выделено 36,5 тысячи грантов. Однако из-за распределения бюджетных мест по специальностям возникло множество вопросов.
- Например, по специальности «общая медицина» дается 3000 грантов, а в стоматологии - 45. На педагогику - 8000 грантов, а по специальности «экономика» - 46. Конечно, те, кто поступает на экономику, даже если 105 баллов набрали, они не поступят на грант. А на педагогические специальности поступают даже те, кто набрал 65 баллов. В обществе этот вопрос вызывает большой резонанс. Мы все это видим. Также партия «Ак жол» предлагает отменить ЕНТ для тех, кто поступает в вузы на платной основе. Этот вопрос сейчас обсуждается, предлагается оставить ЕНТ только как систему распределения грантов, - отметил Сагадиев.
Между тем однозначно высказался министр относительно качества учебников.
- К старым учебникам казахстанцы не вернутся. Новые учебники ориентированы на достижение не только предметных знаний, основанных на заучивании, но и практических навыков, развитие критического мышления, постоянный анализ, самостоятельный поиск информации и коммуникативной грамотности. Это основа готовности к взрослой жизни в условиях современного мира. Мы обновляем содержание по поручению президента, который в своем ежегодном Послании заявил, что учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Мы заставляем ребенка думать обо всем. Даже о языке, на котором он говорит. Иначе мы не сможем выбраться с 55-го места, на котором сейчас находимся. Всегда будут недовольные. В прошлом году они тоже были, но мы не можем позволить 18 миллионам человек годами топтаться на месте. Что, к сожалению, происходило в системе образования, - сказал глава МОН.
При этом он отметил, что все учебники на время экспертизы в течение 9 месяцев были размещены на портале для общественной оценки. По ним было получено более 5 тысяч замечаний и предложений. Все они были использованы в процессе доработки учебных материалов. Сегодня идет подготовка учебной литературы на следующий год. Их макеты уже размещены на портале Центра «Учебник».