ВЛАДИМИР ОВСЯННИКОВ: ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ…
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1627
-
26 Июль 2017
В этом году Семиреченскому казачеству исполнилось 150 лет. Корреспондент «Комсомолки» встретился с атаманом исторического Семиреченского казачьего войска Владимиром Овсянниковым (на фото), чтобы поговорить о юбилее, об истории и современной жизни семиреченских казаков, их надеждах и чаяниях.
Присаживаюсь за стол, атаман основательно располагается на табурете напротив. Со своей кряжистой фигурой, окладистыми усами, цепким и в то же время слегка ироничным взглядом и басовитым голосом он словно сошел со страниц «Тихого Дона» Шолохова. Кивает головой, показывая, что готов к разговору.
- Владимир Александрович, прежде всего, кто такие казаки?
- Казачество - это широчайшее понятие, огромный культурный и исторический пласт. Сейчас многие пытаются представить казачество как такой «ансамбль песен и плясок в лампасах», но это далеко не так. Казаки хоть и сеяли и пахали землю и всегда любили и спеть, и сплясать, но, прежде всего, они всегда были воинами, а не плясунами. Воины не как агрессоры, а в хорошем смысле этого слова, как защитники, с обостренным чувством справедливости и ответственности. В прошлом, во времена Российской империи, казаки были особым воинским сословием «служивых людей», сейчас же мы не военизированное формирование. В настоящее время казаки - это часть русского народа, но со своим особым самобытным укладом, уникальной культурой, обычаями и традициями, историей и памятью. В настоящее время в Семиречье проживает около 15 тысяч казаков вместе с семьями.
- И как казаки появились в Семиречье?
- В середине XIX века Семиречье принадлежало Кокандскому ханству. Именно отсюда кокандцы проводили свои грабительские набеги на аулы и кочевья казахов Старшего жуза. Угоняли скот и лошадей, а также людей, которых впоследствии продавали в рабство. Все это сопровождалось откровенным беспределом по отношению к местному казахскому и киргизскому населению Семиречья, которое, устав от грабежей и беззакония наместников Кокандского хана, массово переходило в российское подданство. Естественно, это не могло не закончиться большой войной. В 1851 году русскими войсками была разрушена крепость Таучубек на реке Каскеленке (ныне Каскелен), главный опорный пункт Кокандского ханства в Семиречье, взятие которого очень серьезно подорвало влияние Коканда в регионе. В 1854 году было основано укрепление Верное, впоследствии город Верный. В результате войны Кокандское ханство было разгромлено, а Семиречье и другие обширные территории Средней Азии общей площадью 900 тысяч км² отошли к Российской империи. Было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с двумя областными центрами в Ташкенте и Верном. Казаки с самого начала принимали активное участие в военных действиях. 14 июля - особая дата для семиреков (так себя называют семиреченские казаки), именно в этот день в 1867 году из 9-го и 10-го Сибирских казачьих полков было основано Семиреченское казачье войско, первым атаманом которого стал генерал Герасим Колпаковский. Так что можно сказать, что Семиреченское казачество было основано сибирскими казаками, так же, как те в свою очередь произошли от донских казаков. Например, легендарный атаман Ермак Тимофеевич, покоривший Сибирь, происходил из донских казаков станицы Качалинской. Казаков невозможно отделить от истории Семиречья, например, город Есик - это бывшая казачья станица Надеждинская, Талгар станица Софийская, Боралдай - станица Самсоновская, а Каскелен - станица Любавинская. До сих пор в Алматы сохранились названия Большая и Малая станицы, которые в повседневной речи употребляют жители нашего города, в станице БольшеАлматинской близ г. Верного располагался штаб войска. Кстати, Надеждинская, Любавинская и Софийская станицы были названы так в честь дочерей генерал-губернатора и наказного атамана семиреков Колпаковского. Первоначально эти станицы были местом службы сибирских казаков и были построены для охраны торговых путей из Синьцзяна в Россию. В целом можно сказать, что у казаков-семиреков славная история. Одна победа в битве под Узун-Агачом 21 октября 1860 года чего стоит, когда 600 казаков вместе с 200 русскими солдатами и 200 казахскими джигитами-сарбазами нанесли поражение 22-тысячной армии Кокандского ханства. А сколько их еще было...
- Как в дальнейшем сложилась судьба семиреченского казачества?
- После гражданской войны, когда в Семиреченской области установилась советская власть, в апреле 1920 года Семиреченское казачье войско было упразднено, все это сопровождалось так называемым «расказачиванием», настоящим геноцидом казаков. Сам термин «семиреченский казак» был запрещен, чего, например, смогли избежать донские или кубанские казаки. В 1992 году семиреченские казаки решили возродить войско, проведя первый с 1918 года казачий Круг и избрав атамана. 21 мая 2011 года на Большом Кругу Семиреченского казачьего войска было принято решение об объединении казачьих организаций Семиречья в единое войско. В настоящий момент Семиреченское казачье войско объединяет казаков 6-ти отделов, расположенных на территории Казахстана и Кыргызстана.
- Есть у казаков сейчас проблемы?
- Вы знаете, основная проблема в том, что из казаков все время пытаются делать какой-то раздражающий фактор, это было и в 90-е годы, после обретения Казахстаном независимости. Сейчас, к сожалению, эта тенденция продолжается, пусть и в меньшей степени. Мы же все время пытаемся объяснить, что мы - коренные жители Казахстана, что мы патриоты страны, что нас не надо бояться, что мы никому не угрожаем. Мы просто хотим стабильности, чтобы семиреченскому казачеству в Казахстане придали официальный статус. Нам предлагали статус общественной организации, но поймите, мы не общественная организация, ведь семиреки - это уникальная общность людей со своей самобытной культурой и традициями. Сейчас мы очень переживаем за нашу молодежь, часть которой постепенно отходит от них. Именно для того, чтобы сохранить нашу культуру и традиции, мы и просим придать историческому Семиреченскому казачьему войску официальный статус. И еще раз повторюсь, несмотря на то, что в нашем названии присутствует слово «войско», это просто наше историческое название, мы ни в коем случае не военизированная организация. Чтобы нам обрести свой статус, нужна четкая государственная воля, мы же сейчас между небом и землей, в «подвешенном состоянии».
- Казачью форму вам носить разрешают?
- Носить казачью справу, именно так мы ее называем, нам не запрещают. Одеваем мы ее на наши мероприятия и праздники и еще раз в месяц на два часа, когда собираемся на сходы. На работу и по повседневным делам в казачьей справе мы, конечно, не ходим.
- В чем же особенности казачьей культуры?
- После того, как казачество возродилось после семидесятилетия небытия, а еще правильнее будет сказать, вышло из тени, потому что мы никогда не забывали, кто мы, казаки свято чтут свою культуру, обычаи и традиции, обязательно отмечают все православные праздники.
- Ну а как это отражается в обычной, повседневной жизни?
- Да самым прямым образом! Есть казачьи заповеди, по которым живут казаки, конечно, если они настоящие, а не ряженые, таких, к сожалению, сейчас тоже хватает. Например, «нет уз святее товарищества», «сам погибай, а товарища выручай», «почитай старших, уважай старость», «держи данное слово. Слово казака дорогого стоит». Казаки всегда предпочитали обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, главное, чтобы не быть в долгу. Долг, говорили, «хуже неволи», и старались немедля освободиться от него. За проявленную доброту и оказанную помощь казак всегда считал себя обязанным ответить вдвойне. Также казаки всегда презирали пьяниц. Умершего от перепоя не хоронили на православном кладбище, так же как и самоубийц. Казаки могут выпить, любят веселье, песни и хорошее застолье, но нет хуже позора для казака, чем напиться до скотского состояния и потерять достоинство, недаром есть у казаков пословица «Пей, но ум не пропивай». Казаку никогда нельзя забывать, что честь и доброе имя для казака должны быть дороже жизни и что по тебе судят обо всем казачестве.
- Как выбирают казаки атамана?
- Согласно казачьим традициям атамана выбирают на казачьем Кругу сроком на пять лет. На время, пока проходит большой Круг, атаман отстраняется от должности, избирается есаулец, который и проводит Круг. Атаман же в это время сидит, как обычный казак, такой же, как все. Выставляются несколько кандидатур и начинается голосование. На Кругу действует казачья демократия, можно спорить, критиковать, поднимать любой вопрос. Никто не может лишить совершеннолетнего казака слова, и любой казак может быть избран на любую должность. Все казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от положения, образования и заслуг.
- Владимир Александрович, как отпраздновали юбилей?
- После того, как отслужили праздничный молебен, прошел торжественный Сход. Ну, а потом грянули казачьи песни, в этом году концертная программа была отличная, сами казаки исполнили авторские и старинные казачьи песни, а молодежь показала мастерство в казачьем танце. И обязательно сказали все вместе: «Слава тебе, Господи, что мы - казаки! Семиреченскому казачеству любо!»
Павел ЗЛОБИН.