БРИЛЛИАНТ НА ВЕЛИКОМ ШЕЛКОВОМ ПУТИ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 856
-
17 Май 2017
Распространено мнение, что Казахстан, расположенный в центре евразийского континента и в сердце Великой степи, издревле принадлежал исключительно к кочевой цивилизации. Но мало кто знает, что в Казахстане расположены города, которые еще тысячи лет назад были центрами городской цивилизации. Тараз - один из них.
История этого важного торгового и культурного центра началась более 2000 лет назад. О том, какую роль играл этот древний южноказахстанский город в мировой истории, корреспонденту «Комсомолки» рассказал Карл Байпаков (на фото), доктор исторических наук, один из самых авторитетных ученых-археологов в нашей стране.
На пути из Рима в Поднебесную
Тараз - один из древнейших городов нашей страны, был основан еще во II веке до н. э. Первые письменные сведения о городах, возникших на древнем караванном пути, соединявшем две великие империи того времени - Рим и Китай, появляются, начиная с VI века нашей эры.
Караваны шли из Шаша (Ташкент) на Тараз, Кулан, Ашпару и Суяб и дальше - в оазисы Китайского Туркестана. Сохранились следы этих городов - крепостные валы, обнесенные глубокими рвами, развалины величественных башен и крепостных стен. Первое упоминание непосредственно о Таразе исходит из византийских источников и относится ко второй половине VI века. В это время Византия всеми силами пытается заключить договор с Западно-Тюркским каганатом, и с этой целью византийский император Юстиниан II отправляет свое посольство к западным тюркам. И именно в Таразе, городе на берегу реки Талас, в блестящей столице тюркского кагана Дизабула в 568 году принимали посла Византии Земарха Киликийского. А находящийся в составе посольства историк описал город как одну из резиденций западно-тюркских каганов и очень важный политический и торговый центр.
В 629 году Тараз (Далосы) описывает китайский путешественник Сюань Цзянь: «Пройдя 140-150 ли на запад от Цяньцюань, мы прибыли в город Далосы. Город в окружности 8-9 ли. В нем смешанно живут купцы из разных стран и хусцы (согдийцы)».
А уже в VII веке Тараз стал крупным городом, игравшим важную роль на трассе Великого шелкового пути. Именно с этого времени его известность распространяется повсеместно благодаря маршрутникам, древним хроникам и географическим сочинениям. В 751 году Тараз и часть юго-западного Семиречья завоевали арабы, с 766 года город вошел в состав владений карлуков, а в конце IХ века подчинился Саманидам.
Основатель могущественной среднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмад пошел войной на Тараз в 893 году и, как пишут источники, «перенес много трудностей». В конце концов эмир Тараза сдался на милость победителя и со всем своим населением принял ислам. При этом Исмаил ибн Ахмад «взял столицу царя их и пленил его (царя), жену его-хатун и около 10 000 (человек). Он убил многих из них и забрал так много верховых животных, что нельзя было и сосчитать. Каждому мусульманскому всаднику при разделе досталось из добычи 1000 диргемов».
В то время центром Тараза, а также его самой древней частью была цитадель - наиболее укрепленная часть города, резиденция владетельной особы, здесь же хранилась казна, располагались склады с товарами и оружием. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города - шахристан. Здесь располагались жилища знати, богатых купцов, ремесленников, а также торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья - рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, хижины бедного городского люда. Также в самом городе размещались караван-сараи, лавки купцов.
Торговый мегаполис своего времени
Тараз был центром большого социально-экономического комплекса, целой агломерации, в которую входили десятки крупных и мелких городов и селений, укрепленных замков. Этот район был очень важным в культурно-экономическом отношении, о чем свидетельствует тот факт, что начиная с VIII века здесь чеканилась своя собственная монета. Спустя еще три с лишним века арабский путешественник ибн Хаукаль в своих записях указал, что Тараз - важное место торговли мусульман с тюрками. В IХ-Х веках происходил дальнейший подъем экономики и культуры Тараза, чему способствовало его местоположение на торговом пути - в центре богатой земледельческой долины, рядом с серебряными рудниками в горах Таласского Алатау. Макдиси, арабский географ Х века, отмечал, что «Тараз - большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот его большая река, за ней часть города, через нее есть переход. Соборная мечеть находится среди рынков».
Наибольшего расцвета Тараз достиг в конце Х-ХI веков после завоевания Семиречья, Южного Казахстана и Средней Азии династией Караханидов, когда он стал столицей одного из удельных владений нового государства. Политическая самостоятельность Тараза проявлялась прежде всего в местной чеканке монеты от лица городских владетелей. Естественно, что данная политическая сила была следствием экономического могущества города, о чем свидетельствуют археологические находки.
В восточной части Тараза археологи отрыли участок водопровода длиной около 15 м. Глиняные трубы длиной 0,7 м и диаметром 0,25 м соединялись глиняными муфтами. Лежали они на своеобразной глиняной «подушке». Водопровод был «подключен» к реке Талас, под напором ее стремительного течения вода подавалась во все концы города. Данное сооружение свидетельствовало о высоком уровне развития инженерной мысли.
Подъем городской культуры в этот период связан с развитием торговых отношений на юге Казахстана. Большое развитие получают архитектура и декоративное искусство. В это время в Южном Казахстане впервые строится целый ряд архитектурных сооружений: мавзолеи, минареты, кумбезы, сардобы, караван-сараи и турткули, которые отличались своим великолепным архитектурным нарядом и декоративном убранством. К сожалению, из такого рода памятников до нас дошли буквально единицы. В черте города сохранились два мавзолея, напоминающих о древнем Таразе. Один из них - мавзолей Карахана - построен в XI веке над могилой одного из правителей династии Караханидов. Его развалины успели запечатлеть на бумаге во второй половине XIX века. На его месте, в самом центре Тараза, построен новый мавзолей, ничего общего не имеющий с оригиналом. Второй мавзолей - ШаМансур - относится к XIII веку и был сооружен над могилой одного из наместников монгольских ханов, убитого в 1262 году.
Особый интерес для исследователей представляют два памятника, расположенных недалеко от Тараза. Мавзолей Айша-Биби относится к XII веку. Это единственный в Казахстане уникальный памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей орнаментировкой в виде плиток с 60-ю разновидностями узоров, карнизов, изразцов и стильных надписей. Капители и колонны из терракотовых блоков покрыты, как и вся стена, тончайшими рисунками, представляющими богатейшее собрание мотивов народного орнамента. На одной из угловых башен мавзолея даже сохранились строки древнего двустишия: «Осень… тучи… Земля прекрасна». Второй - это мавзолей Бабаджи-Хатун - построен в XI веке, находится рядом с гробницей Айша-Биби. Он сохранился хорошо, на стенах до сих пор ясно видны символические изображения луны и солнца в виде эмблемы неба (Тенгри). К тому же времени относится еще один раскопанный объект - баня. Несмотря на то, что до нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, лежанок, ванн, ниш и т.д., их роскошная отделка просто поражает. Стены были украшены богатыми фресками. А найденные возле одной из ванн монеты (диргемы) позволили археологам точно датировать время функционирования бани - XI век.
Во времена великой смуты
В начале ХIII в. для Семиречья и Средней Азии наступает смутное время. Накануне монгольского нашествия разворачивается ожесточенная борьба за господство в Средней Азии между каракитаями, найманами, хорезмшахом Мухаммадом. Тараз несколько раз переходил из рук в руки, а Семиречье и юг Казахстана стали ареной кровавых столкновений, многие города в это время были разграблены и разрушены. Есть две основные версии гибели Тараза. По одной, в 1212 году город наряду с другими городами юго-западного Семиречья и Южного Казахстана был разрушен по приказу хорезмшаха Мухаммада, чтобы не попасть в руки монголов. По другой, в 1220 году Тараз был взят штурмом войсками Чингис-хана и до основания разрушен, а все его население было поголовно вырезано или угнано в рабство. После разгрома Тараз уже не смог оправиться. В середине ХШ века жизнь в нем возродилась, и город был частично восстановлен, судя по тому, что о нем упоминается в записках Вильгельма Рубрука, однако он и близко не сумел достичь былого могущества. Позднее город в источниках XIV века известен под именами Талас, Яны, Янги, Яны-Талас, но чаще не как город, а как местность.
В период своего расцвета Тараз имел огромное значение для развития торговли и культуры не только на территории Казахстана, но и на всем пространстве великой Евразии. Ведь этот город был одним из крупнейших на Великом шелковом пути - главной магистрали древности. И неизвестно, каких вершин достиг бы Тараз, если бы его жизнь не была так трагически прервана в XIII веке.
Павел ЗЛОБИН.