ТЫ МОЖЕШЬ НЕ ВЕРИТЬ В ДУХОВ, НО ЭТО НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ДУХИ НЕ ВЕРЯТ В ТЕБЯ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 4962
-
01 Фев 2017
В Казахстане, как и на всем общетюркском пространстве, все более популярным становится тенгрианство – религиозно-философская система древних номадов-кочевников, существовавшая задолго до прихода к евразийским народам ислама и христианства.
«Слово шаман неправильное, оно пришло к нам из Европы, у нас есть свое исконно тюркское слово «кам», именно от него произошло слово «камлать», то есть совершать обряд общения с духами», - в глазах у Карабатыра (именно так он просит себя называть) при рассказе о тенгрианстве появляется блеск. Видно, что он искренне верит в то, о чем говорит. Карабатыр Каган, воин Тенгри – по-простому представляется он, в миру известен под именем Батыржан Сейдомар, президент Международного общественного фонда «Наследие кочевой цивилизации» и председатель Алматинского филиала Всемирной ассамблеи тюркских народов.
Батыржан Сейдомар
- Что такое тенгрианство сейчас? Религия, философская система или возвращение к национальным истокам?
- Все, что вы перечислили, плюс еще, к сожалению, пиар. Да, вы не ослышались, сейчас тема национальных традиций становится модной, и многие не упускают возможности заработать себе на этом баллы. А вообще, тенгрианство - это слово, выдуманное французским ученым-востоковедом Жан-Полем Ру. Он первый применил эту терминологию для того, чтобы выделить доисламские и дохристианские верования народов, населяющих Великую степь. Правильным будет название вера Тенгри, а еще лучше, мировоззрение Великой степи. Для меня вера Тенгри - это прежде всего философия и наука. Многие считают, что это религия, но это не так. У казахов есть такая пословица: «Дін қараңғы ін» - «Религия - темная нора». А я скажу так, люди сотворили религию сами, чтобы управлять другими людьми. И в современных религиях человек является рабом Всевышнего, и относятся они к другим живым существам и природе, не считаясь с ними. Даже друг друга не уважают, если тот или иной человек другой религии. А в вере Тенгри человек и все живые существа - это дети Всевышнего Тенгри. Тенгри - таково имя Всевышнего Создателя, которое по-русски звучит, как Бог, а на арабском - Аллах.
Очень хорошо о нашем мировоззрении сказал Радик Темиргалиев: «Тенгрианство - это вера без священных книг, без пророков, без храмов, без ересей, без ужасов ада и прелестей рая. Весь мир - наш храм, а ад и рай здесь, на Земле. Тенгри завещал лишь беречь природу - родную степь, леса и горы, птиц и животных, и это было в интересах самих кочевников. И потому историкам неизвестно ни единого случая, когда кочевники бы силком обращали в тенгрианство другие народы».
В мировых религиях жизнь верующего посвящена одной цели, чтобы попасть в рай, у нас нет ни рая, ни ада, цель нашей жизни - оставить наследие потомкам. Вера Тенгри учит любить природу и понимать ее сущность. Наши предки никогда не резали скот, принося его в жертву Богу. Наоборот, они просили у животного прощения, говоря: «Ты умрешь, но я должен это сделать, чтобы не умереть с голоду». Учит любить и хранить культуру, традиции и обычаи наших предков! У казахов есть такая пословица - «Пока дух предков не будет доволен, живой никогда не будет счастливым». А еще есть выражение - «ты можешь не верить в духов, но это не означает, что духи не верят в тебя».
Балбалы, аруахи и фильм «Аватар»
Горы, реки, деревья, земля, огонь, у них есть свои хранители - духи, мы называем их Аруах. Также Аруах - общенародный боевой клич, с которым казахи шли в бой, означает «Дух предков». Вера Тенгри - это любовь к природе и понимание ее сущности и параллельного мира, где обитают Аруахи. Еще нас упрекают, что якобы мы поклоняемся деревьям, камням и огню (аруахам). Когда мы стоим около дерева или огня и что-то говорим, человек, который не знает нас, может подумать, что мы им поклоняемся. Но это не так, мы просто обращаемся к духам наших предков, совершаем обряды, чтобы вспомнить их и их былые заслуги. Раньше на могилах ставили балбалы (каменные истуканы), нас упрекают, что мы поклоняемся и им, а если разобраться, то мы никогда самому балбалу не молились. Когда воин в бою побеждал другого воина, победитель в честь своего поверженного врага ставил камень-балбал, и рядом с ним мы отдаем дань уважения нашим героическим предкам. Есть такое понятие святое место или энергетический портал, так вот наши порталы или святые места - это любое дерево, любой костер.
Наши предки испокон веков говорили, что цифра неба - 9, а цифра земли - 7, и только в ХХ веке ученые сделали открытие, что наша солнечная система состоит из 9 планет, а земная кора состоит из 7 слоев. И если считать планеты справа налево, а наши предки, кстати, читали справа налево на руническом письме еще задолго до арабской и еврейской письменности, то планета Земля как раз под номером 7.
Длинные волосы древние тюрки, а до них саки и гунны, отращивали и в косу заплетали тоже не просто так. Подобное, например, очень хорошо показано в фильме «Аватар». Коса - это своеобразная антенна, через которую наши предки соединялись с миром духов или информационным полем, своеобразное спутниковое телевидение того времени. На макушке, в том месте, где заплетается коса, специально проводили трепанацию черепа и вырезали кусочек кости, чтобы связь была сильнее.
Достаточно сложно и противоречиво складываются отношения у приверженцев веры Тенгри с исламом. Мусульманские священнослужители часто критикуют тенгрианцев, называя их язычниками. Карабатыр считает, что никакого противостояния тенгрианства с исламом нет, а обычаи тенгрианства органично переплелись с исламом.
- На ваш взгляд, сохранится ли вера Тенгри среди казахов?
- Знаете, мы никогда не насаждали свою веру. Вера в Тенгри, как мировоззрение Великой степи, существовала всегда и будет существовать, хотя многие и не будут знать об этом и будут считать себя мусульманами, но при этом выполнять обычаи культуры Тенгри. Нам не нужно торопиться, нужно построить фундамент, ясно видеть свою цель и идти к ней. Есть такая пословица - «Не гоните лошадей - лошади могут сдохнуть». Я покажу на примере юрты. Вначале надо установить кереге (решетчатая основа), а потом уык (купольные жерди), а шанырак (купол) уже выстроят наши потомки. Пока живы «қазақтар», будет жить и мировоззрение Великой степи в национальной культуре, традициях, в памяти предков.
Вера без посредников
Немного другой вышла беседа с Тинкай Кретовой, писателем, исследователем-культурологом и одним из идеологов тенгризма. Если Карабатыр был по мужски конкретен, то Тинкай - мягка и поэтична.
Тинкай Кретова
- Что такое тенгрианство? Тенгризм - не темное архаичное течение. Это уникальная система, описывающая первичные законы мироздания. Принципы Тенгри ассимилировались многими мировыми религиями и по сей день лежат в истоках мировоззрения всех народов. Но сила тенгризма не в мифах о сотворении жизни и не в эзотерических знаниях, не в знании о многомерности Вселенной и бесконечности миров, к которому современная наука только начала подкрадываться. И даже столь точные сведения о человеке, его духовном строении, о природе и астрономии не являются основой тенгризма. Простые и чистые истины, дающие умение жить согласно логике Небесного закона. Вера в Тенгри - это не отрешение, а активное созидание мира и полноценное участие в его развитии. Не страх перед наказанием и не надежда на вечное счастье, а добросовестная работа по формированию реальности. Не автоматический набор действий, а осознанное преклонение перед непостижимым могуществом и пронзительной мудростью Вечного Неба, перед его Вселенскими законами. Нет условностей. Нет посредников. Бог - есть сущее, сущее - есть Бог. Поэтому каждый человек несет равную ответственность и за себя, и за мироздание. Это отличная основа для жизни, идеальный способ гармоничного и взаимосвязанного существования с миром и существами, наполняющими его. А почувствовать Тенгри просто. Вдохнуть будоражащий запах полыни и слиться со степью… Услышать песню земли и ощутить, как само Небо течет в твоей крови. Быть частью этой прекрасной Вселенной. Это Жизнь. Такая, какой она должна быть…
СПРАВКА «КП»
Балбалы - каменные изваяния, встречающиеся на всем пространстве Великой степи. У казахов они еще называются «сынтас», то есть «камень с изображением». Эти изображающие человека скульптурные каменные памятники, установленные в честь выдающихся личностей своего времени, можно увидеть на всей территории Казахстана: Акмолинская обл., Ерейментауский район, Мангыстауская обл., комплекс Байте; Восточно-Казахстанская обл., окрестности гор Шынгыстау, Карагандинская обл., Актогайский район, но больше всего изваяний сохранилось в Жамбылской обл., в святилищах Мерке и Чу-Жайсан.
Павел ЗЛОБИН.