ПЛОХАЯ МЕБЕЛЬ ДО СУДА ДОВЕДЕТ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 3887
-
31 Янв 2017
«Комсомолка» вместе с Обществом защиты прав потребителей «Адал» начинает совместный проект «Клуб потребителей». В нем на примере конкретных случаев наши читатели узнают, что делать и куда обращаться, если вас не устраивает качество предоставляемых товаров или услуг. Как добиться справедливости - вернуть свои деньги и наказать недобросовестного продавца и что делать, чтобы избежать таких неприятных ситуаций.
В Общество защиты прав потребителей «Адал» ежедневно поступают самые разнообразные жалобы на ненадлежащее качество товаров, работ и услуг, в том числе связанные с плохим качеством изготовленной на заказ и приобретенной в торговых точках мебели. Сегодня мы рассмотрим несколько таких конкретных случаев.
Потребитель заказал кухонный гарнитур, оплатив при этом полную сумму заказа. Однако установка гарнитура так и не была произведена в полном объеме, также покупателя не устроило качество мебели. На протяжении пяти месяцев фирма-продавец никак не реагировала на просьбы заказчика, после чего потребитель обратился в ООЗПП «Адал». Был подан судебный иск на нарушение сроков доставки и установки гарнитура и недопустимость обнаруженных дефектов. В ходе судебного разбирательства по делу была назначена товароведческая экспертиза, которая выявила, что кухонный гарнитур не соответствует требованиям качества. Однако районный суд отказал в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на недостаточную существенность выявленных дефектов. Обществом по защите прав потребителей была подана апелляционная жалоба на решение суда. После чего апелляционной инстанцией в пользу потребителя было вынесено постановление взыскать с ответчика сумму в размере 1 162 358 тенге (из них 936 400 тенге - материальный ущерб, неустойка - 88 958 тенге, представительские расходы - 67 тыс. тенге и за экспертизу - 70 тыс. тенге).
В следующем случае потребитель заказал мебель на общую сумму 275 тыс. тенге. Вся сумма была выплачена изготовителю, причем никаких соответствующих документов заказчику предоставлено не было. Из-за того, что изначально были неправильно произведены замеры, установку мебели произвели некачественно, также в гарнитуре отсутствовали две двери и навесной шкаф, цвет мебели отличался от цвета, указанного на эскизе. Не устроило потребителя и качество изготовленной мебели, была использована дешевая фурнитура, хотя изначально потребителем была выбрана более дорогая и качественная. После неоднократных просьб потребителя устранить все недостатки либо расторгнуть договор и вернуть деньги исполнитель предоставил расписку, где обязуется поменять гарнитур и установить его в определенный срок. Также в случае неисполнения обязательств обязуется вернуть выплаченные 275 тыс. тенге.
Однако в срок денежные средства так и не были возвращены, в связи с чем потребитель обратился за защитой своих прав в ООЗПП «Адал». В адрес недобросовестного исполнителя была направлена претензия, на которую он не отреагировал, после чего было подано исковое заявление в суд. Поскольку ответчик не посчитал нужным являться на судебные заседания, судом было вынесено заочное решение о взыскании с него в пользу потребителя денежной суммы в размере 360 тыс. тенге (275 тыс. тенге - стоимость самой мебели, а также компенсация за моральный ущерб в размере 30 тыс. тенге, неустойка в размере 27 500 тенге и представительские расходы также 27 500 тенге).
Одним из последних было выиграно дело по жалобе на ненадлежащее качество мягкой мебели (диван и кресло) стоимостью 415 300 тенге. Прошло всего два месяца с момента покупки мягкой мебели, а она уже стала совершенно непригодной для использования. Мебель просела, поролон промялся, обивка сморщилась, тот, кто все же отваживался присесть на диван, в полной мере мог ощутить прелести торчащих из-под сидений пружин. Изначально потребитель обратился к продавцу с просьбой обменять товар на аналогичный. Однако продавец в обмене отказал, ссылаясь на то, что данный дефект образовался вследствие постоянного использования мебели, при этом про установленную им же гарантию на мебель он даже не вспомнил. Требования потребителя были удовлетворены через суд. Несмотря на доводы ответчика о наличии дефекта в связи с эксплуатацией, судом установлено, что «диван - это мебельное изделие для сидения нескольких человек со спинкой, который может входить в набор мебели для отдыха в комплекте и соответственно предназначен для длительной эксплуатации, что согласно ст. 76 ГПК РК является общеизвестным обстоятельством». Более того, в ходе судебного разбирательства по делу была проведена экспертиза, которая установила, что мягкая мебель не соответствует требованиям ГОСТа. В итоге судом было вынесено решение о взыскании с ответчика в пользу потребителя суммы в размере 495 300 тенге (в том числе стоимость мебели - 415 300 тенге, моральный вред в размере 40 тыс. тенге, услуги представителя в размере 40 тыс. тенге).
Зачастую продавцы предоставляют гарантию на выявление недостатков на срок не более 14 дней либо не предоставляют ее вообще. Не стоит отчаиваться, так как недобросовестные продавцы, скорее всего, не знают, что законодательство защищает потребителя и в таком случае. Согласно Закону «О защите прав потребителей», если на товар не установлен гарантийный срок, то требования потребителя, связанные с недостатком товара, могут быть предъявлены в течение двух лет. Более того, в соответствии с требованиями ГОСТ на мебель распространяется гарантия от 12 до 24 месяцев в зависимости от классификации мебели.
Если продавец отказывается удовлетворить претензии потребителя, в этом случае стоит обратиться в Общество защиты прав потребителей. Как показывает практика, четкие, аргументированные требования в виде юридически верно оформленной претензии, составленной профессиональными юристами, сообщают продавцу о серьезности ваших намерений и желании до последнего отстаивать свои права и позволяют в 80% случаев добиваться решения проблемы еще до суда. В результате конфликт завершается соглашением сторон и взысканием с продавца всех издержек. Если же недобросовестный продавец и далее отказывается удовлетворить претензии покупателя, в этом случае в интересах потребителя подается исковое заявление в суд.
ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ
Что же делать, если вы попали в подобную ситуацию?
Во-первых, при покупке товара обязательно берите фискальный чек либо любой другой документ, подтверждающий покупку мебели, но при этом в обязательном порядке с проставленной печатью продавца, с указанием всех его реквизитов. Обязательно сохраните его. Также потребитель имеет полное право в случае возникновения сомнений в производителе потребовать для ознакомления Декларацию о соответствии Республики Казахстан (ДС РК) - документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям национального законодательства, принятый изготовителем/исполнителем. Во избежание возникновения непредвиденных ситуаций не следует приобретать товар, если вам отказываются предоставить все необходимые документы.
В ст. 15 Закона РК «О защите прав потребителей» говорится, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества (если эти недостатки не были оговорены продавцом), вправе по своему выбору потребовать:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
При заказе на изготовление мебели необходимо в обязательном порядке составить эскиз, где должны быть подробно указаны все параметры заказываемого товара, цвет, материал и т.д. Также должен быть составлен соответствующий договор, который должен содержать четко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия, включая вопросы оплаты. В случае несогласия потребителя с предлагаемыми условиями потребитель имеет право включить в договор соответствующие пометки, либо отказаться от заключения договора.
Павел ЗЛОБИН.