В ЖИЛСТРОЙСБЕРБАНКЕ ТЕПЕРЬ ЗНАЮТ, КАК УЛУЧШИТЬ РАБОТУ С КЛИЕНТАМИ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1799
-
20 Окт 2016
Жесткие, неприятные и очень четко сформулированные вопросы. А отвечать надо. Председатель правления Жилстройсбербанка Казахстана Айбатыр Жумагулов сам придумал такой формат встреч со своими клиентами в регионах - без галстука и в неформальной обстановке. В Шымкенте и Кызылорде такие рандеву длились чуть более часа. В Актобе - почти два.
С трудом представляю, как в этой роли выступили бы руководители обычных коммерческих банков.
Первый же вопрос оказался полупровокационным: в Казахстане много граждан, которые работают полулегально, получая «серые» и «черные» зарплаты. Могут ли они рассчитывать на открытие депозита в Жилстройсбербанке? И тут же: «Если этот «нелегал» накопил необходимые 50% от суммы для покупки жилья, то может ли он получить кредит, хотя нет официального подтверждения его платежеспособности?»
Председатель правления банка секунд на 5-7 впал то ли в расчеты рисков, то ли в оценку настроения зала.
- Если на протяжении трех лет человек копил исправно, то он уже тем самым подтвердил свою платежеспособность перед нами. Тогда банк не будет требовать у него дополнительные документы на подтверждение платежеспособности. Человек за три года уже обрел культуру накопления и осознает свою ответственность. Ведь могут случиться разные жизненные ситуации. Поэтому система жилстройсбережений в первую очередь воспитывает самого клиента до его перехода в категорию заемщика.
- Я - ваш вкладчик. Можно как-то пересмотреть вопрос кредитования для молодой семьи?
- Вы говорите о каких-то особых условиях? Мы не делим заемщиков на молодые семьи и зрелые, хотя в рамках государственной программы есть направление «Жилье для молодых семей». Молодые семьи уже на этапе накопления могут жить в арендной квартире. Но они должны накопить за 8 лет половину от стоимости жилья. Банк следит за регулярностью их взносов.
- Я - пенсионер и вкладчик вашего банка. Можно ли предусмотреть для нас, ветеранов труда, какие-то льготы?
(Тут Айбатыр Нышанбаевич оглянулся, хлебнул водички и даже привстал.)
- У нас немало вкладчиков преклонного возраста, которым мы уделяем большое внимание. Они накапливают средства на депозите для будущего своих детей и внуков. Согласно процедуре проверки платежеспособности, они не могут на свое имя оформлять кредит. Однако имеют полное право переуступить свой депозит близким и, тем самым, получить квартиру. То есть услугами нашего банка может пользоваться человек любой возрастной категории.
- У меня проблема. Заявка на кредит. Подаю документы - выявляют ошибку. Исправляю - находят новую. Вы говорите, что составление заявки занимает 10 дней. Если ошибка, то через 10 дней заявка аннулируется. Разве это честно?
- Как вы знаете, в начале этого года мы меняли банковскую информационную систему и постдепозитные операции, в том числе и рассмотрение кредитных заявок, выполнялись с некоторой задержкой. Мы это признаем, и я хочу принести свои извинения за неудобства. Сейчас система настроена, что позволило в разы сократить срок рассмотрения заявок. Мы постоянно мониторим этот процесс, видим статус всех кредитных заявок. Но вы знаете, что документ с ошибкой мы также принять не можем. Поэтому для клиента самое лучшее, чтобы при сделке все документы были правильными. Строгий контроль банка в этой части в будущем убережет нашего заемщика от многих проблем.
Председатель Общественного совета при Жилстройсбербанке Сергей Пономарев:
- Если есть такие проблемы и злободневные вопросы, то пишите на адрес Общественного совета - есть специальная страничка на сайте ЖССБК. Мы рассмотрим каждое ваше обращение. Мы должны помочь и вам, и банку. Жилстройсбербанк - это государственная структура. Вы не какие-то обманутые дольщики, вы наши компаньоны…
- У меня тоже были проблемы при оформлении кредита. Даже до судебных разбирательств дело доходило. В моей ситуации я узнала о различных комиссиях только на последнем этапе. До этого я о них понятия не имела. Думаю, что большинство людей вообще не имеют понятия об этих комиссиях. Насколько они законны?
- Комиссии есть во всех банках. Это цена всех движений денег, в том числе и у нас. Это пересчет кредитов и долгов. Могу сказать, что я вообще выступаю за то, чтобы все расчеты с банком были безналичными.
- Почему я все-таки платила комиссию, хотя все выплачивала вовремя?
- Вы в любом БВУ выплачивали бы комиссии. За облуживание банковской карточки платите? У нас - тоже. Со временем, я считаю, мы должны полностью уйти в онлайн-режим, чтобы свести элемент коррупции к нулю. И при этом заодно обнулить все комиссии. Цена комиссии это себестоимость тех операций, которые стоят какое-то количество денег. А их выполняют живые люди. Конечно, когда перейдем на безналичку, многие комиссии исчезнут сами по себе.
- Можно ли поменять созаемщика кредита? Как это сделать?
- Нельзя менять правила по ходу игры. Должна быть ответственность и банка, и клиентов. Мы же гарантируем вам определенные вещи? И другая сторона тоже должна… Мы не можем придумывать какие-то индивидуальные правила для каждого клиента. Они одинаковы для всех.
- Я не вкладчик Жилстроя, но у меня вопрос, который, наверное, волнует всех. Есть люди, у которых залоги и кредиты в разных банках. Они не могут получить жилье через Жилстройсбербанк? Говорят, у вас очень строгие условия.
- Если у вас последние полгода не было проблем с выплатами - то у вас неиспорченная история. Если сможете подтвердить свою платежеспособность, то, думаю, никаких проблем не будет. Если нет, то… (разводит руками) извините. Я отвечаю за деньги государства и сохранность накоплений вкладчиков…
(Иногда режим «вопрос-ответ» переходил в формат дискуссий и споров. Так что температура встречи была весьма высокой. Это касалось таких тем, как качество строительства, особенности деятельности банка, технологические вопросы, уровень обслуживания и многое другое. - Прим. авт.)
- Если опять будет девальвация, вы (дальше с агрессией и по нарастающей) будете выплачивать нам компенсацию?
(Айбатыр Жумагулов выдержал паузу, встретился взглядом с задающим вопрос и улыбнулся):
- Вы знаете, что мы уже выплатили первую часть компенсации, а вторую часть выплатим в следующем году. Решение о возмещении курсовой разницы принимал сам глава государства. Поэтому вопросы о том, будем ли мы выплачивать компенсацию еще раз в случае повторной девальвации, решаю все же не я, а президент и правительство.
Также вы знаете, что на государственном уровне ведется политика дедолларизации. А мы с момента своего создания работаем только в национальной валюте. У нас и депозиты, и кредиты в тенге. Стоимость жилья в рамках госпрограмм также зафиксирована в тенге. Тем самым мы не подвержены риску при валютных колебаниях. Наша задача заключается в том, чтобы цена реализуемых банком квадратных метров всегда была стабильной и доступной.
- Да, можно по ценам? Вы как-то влияете на них? Квадратные метры в новых домах очень дорогие. Не все же работают в нефтегазовом секторе!
- Сейчас по поручению главы государства разворачивается программа «Нурлы жол». Разрабатываются варианты финансирования кредитного жилья, в которых могут принять участие вкладчики нашего банка. Акцент сделан на это. В Актюбинской области на строительство жилья выделено 4,5 миллиарда тенге. 270 квартир из 540 наши клиенты уже заселяют. Должен сказать, что до конца года будет реализовано 1280 квартир. 4-й класс комфортности 100 тысяч тенге за метр, 3-й 110 тысяч. Чем выше класс - тем выше цена за «квадрат». И еще обращаю ваше внимание, что в Актобе цены ниже, чем в среднем по республике. Вот цифры: в среднем в Казахстане один квадратный метр стоит 160-170 тысяч. Тут вы должны сказать спасибо администрации области. Ну и застройщикам. Деньги им выделили. Они же тоже считают свою прибыль, в убыток себе никто работать не станет. Мы с ними тесно работаем.
- Я точно знаю, что государство хочет продать долю ЖССБК иностранцам. Какими будут негативные последствия для граждан Казахстана?
- Наш банк представляет определенный интерес для иностранных инвесторов. Но правительство не собирается продавать банк целиком. Да и мы сами заинтересованы в стратегическом партнере, который может принести новые технологии и внедрить новые принципы работы. Никакого негатива для вас не будет. Есть Закон о жилстройсбережениях, который гарантирует сохранность накоплений граждан. Мы остаемся социально ориентированным банком…
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Встреча продолжалась без малого два часа. Обратил внимание на три аспекта. Первый: в отличие от таких встреч в Шымкенте и Кызылорде в зале в основном была молодежь до 30 лет, которая и задала подавляющую часть вопросов. Второе: вопросы были очень точно сформулированы и предельно прагматичны. Третье: многие вели запись ответов. Наверное, готовились к следующему визиту г-на Жумагулова.
Поинтересовался у него, что он сам думает о прошедшем рандеву?
- Это была очень полезная встреча. Острые, очень грамотно сформулированные и компетентные вопросы. Видно, что наши вкладчики в теме. Конечно, когда тебя критикуют, делают замечания, указывают на реальные недостатки - это не всегда приятно. Но тут есть плюсы: ты понимаешь, что надо сделать, куда двигаться, что необходимо изменить.
- Примеры?
- По комиссиям за те или иные операции в банке. Я давно понял, что их надо как-то обнулять. Ясного механизма пока нет, но уже понятно, в каком направлении двигаться. Есть, к сожалению, проблемы с мошенничеством.
- В банке?
- Вокруг него! Люди до сих пор верят, что за деньги у нас можно взять кредит.
- Неужели такое есть?
- Какие-то «жучки» крутятся возле банка, предлагают потенциальным клиентам свои услуги, берут у них деньги, обещают, что чуть ли не через меня все решат! И, конечно, «кидают». Бред какой-то. В общем, подсказка мне есть. Надо думать, как перестроить службу собственной безопасности… Есть и процедурные моменты, которые тоже требуют корректировки. Есть вопросы по работе консультантов с клиентами, по организации рекламно-разъяснительной работы. Такие встречи с вкладчиками дают много пищи для размышлений. Мы планируем сделать эти встречи регулярными и постоянными. Этот формат может принести больше пользы, чем ответы на вопросы на нашем сайте или консультации наших менеджеров.
- Потому что отвечает сам председатель правления?
Ну и это тоже. Мы меняемся, меняются люди, экономическая ситуация в стране, но политика банка остается неизменной - социальной. Итоги трех первых встреч следует изучить, проанализировать и принять адекватные решения…
Жандарбек АКТОТАЕВ.
ДОСЛОВНО
Арайлым Мадарова: «Я пришла не ради себя!»
Клиент Жилстройсбербанка, 23-летняя актюбинка Арайлым Мадарова, приобрела квартиру через ЖССБК месяц назад. Но при этом в ходе встречи с председателем правления Айбатыром Жумагуловым задала ему вопросов едва ли не больше всех присутствующих.
- Арайлым, ключи от квартиры ты уже получила. Зачем тебе нужно было это общение с главой Жилстройсбербанка?
- У людей могут быть такие же вопросы, которые были у меня, но не все могут решиться задать их. Такое интервью для всех остальных вкладчиков полезно. Да, каждый человек должен решать сам за себя. Но обязательно нужно задавать много вопросов. И консультантам банка. И, как в этом случае, самому председателю правления, чтобы потом не наделать ошибок.
- Можно несколько личных вопросов? Метраж квартиры, во сколько она обошлась, долго ли копила, родители помогали?
- Почти 100 квадратов. Основную часть из 8 млн. тенге выплатила я (Арайлым трудится в нефтегазовой сфере). И квартира на меня оформлена. Депозит открыла в апреле 2014 года. В Жилстройсбербанке были накопления, кредиты в других банках брать не пришлось: не хотела переплачивать. Кредит в ЖССБК 8,5% - это очень нормально. Через три года (Арайлым платить еще больше семи лет. - Авт.) ставка будет ниже - 5%. Мне понравилась балльная система ЖССБК. Если человек вовремя и регулярно платит, есть шансы купить то, что он хочет. Не все про это знают.
- Отделка черновая?
- Да, ни кафеля, ни линолеума, ни сантехники. Поэтому так дешево. И мне, и родителям такой проект понравился.
- А как узнала про Жилстройсбербанк?
- Соседи копили 7 лет. От них узнала. У меня никогда особого доверия к банкам не было. Один консультант целый год пытался меня привлечь. А соседи за небольшие деньги сумели купить через Жилстройсбербанк. При этом сильно торопиться им не пришлось. Сначала собрали 50% от общей суммы, взяли кредит - и получили хорошую квартиру. Если они за 7 лет смогли, несмотря на инфляцию, почему я не могу?
- На сайт банка заходила?
- Нет. Соседи пригласили на новоселье. Увидела квартиру, узнала про цены, условия. Поняла, что это хороший шанс. Депозит открыла за 10 минут. Еще есть мобильные консультанты, которые могут приехать к вам домой. Вносила деньги через карточку. Зачем ехать в банк, если можно прямо с рабочего места перечислить?
- Если бы не соседи - никогда бы не узнала про ЖССБК?
Что-то где-то слышала. Но детализации и визуализации не было. Наверное, в банке слабая реклама. Потом узнала, что некоторые мои коллеги стали клиентами ЖССБК. А после меня две мои подруги - я им рассказала - тоже открыли счета в этом банке. И я, и они открыли для себя самый эффективный путь обрести жилье…