Школьные учебники снова перепишут
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 10708
-
31 Авг 2012
После критики главы государства в адрес отечественных учебников, в том числе по истории, Минобразования и науки решительно взялось за исправление ситуации.
- Учебники готовятся по устаревшей методологии. Отсюда - содержание в них только готовой информации, отрыв от современных технологий, перехода к компетентному подходу. Как могут учителя по таким учебникам вести развивающее, личностно-ориентированное обучение? - недоумевал глава Минобразования Бакытжан Жумагулов, выступая на августовской конференции работников образования.
Он призвал внедрять педагогические технологии, ориентированные на результат и создание среды «погружения». По мнению министра, методическая система должна полагаться на функциональную грамотность и развитие субъектной роли школьников, студентов и педагогов.
В связи с этим глава Минобразования поручил Республиканскому научно-практическому центру «Учебник» разработать новые дидактические требования к подготовке и экспертизе учебников и учебных программ. На основе этих новшеств Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина вместе с центром «Учебник» должны разработать и внедрить программы, учебники и пособия по «Истории Казахстана». Эти ведомства также получили задание разработать программы, учебники и методику изучения предметов «Краеведение», «Основы акмеологии» (методики достижения личного успеха) и «Казахстанское право» для учебных заведений всех уровней. Эти инновационные курсы ранее предложил ввести президент, отметив, что их отсутствие ведет к социальному инфантилизму молодежи и ее неумению адаптироваться во взрослой жизни.
Кроме того, школы намерены поставить на рыночные рельсы, когда конкурентоспособные заведения будут получать больше субсидий от государства. Минобразования уже разработало правила и методику финансирования, где за основу взята формула «деньги следуют за учеником».
- С 2015 учебного года будет внедрен метод подушевого финансирования в среднее, техническое и профессиональное образование. Анализ опыта по финансированию сферы образования США, Швеции, Канады, Дании и других стран показывает эффективность данного подхода, - подчеркнул Бакытжан Жумагулов.
По его словам, уже начата апробация системы подушевого финансирования в школах Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей.
Пока же качество школьного образования не выдерживает никакой критики. Так, по результатам ЕНТ этого года 36% выпускников не преодолели «пороговый» уровень, провалив экзамен. При этом наибольшие затруднения, по словам министра, вызвали логические задания по математике, на которые не смогли ответить 63% абитуриентов. Столь печальные результаты Бакытжан Жумагулов связал с тем, что были усилены требования к проведению ЕНТ. По его мнению, это «обеспечило гораздо более объективное и справедливое тестирование». Министр уверен - ответственность за учеников, не преодолевших пороговый уровень ЕНТ, несут и учителя с недостаточным уровнем квалификации.
Юлия Нитченко,
Астана