Что мешает казахстанским школьникам заговорить на трех языках?
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 10878
-
24 Авг 2012
Ударными темпами Минобразования придумывает и внедряет новые методы модернизации среднего образования: и 12—летка, и 12—балльная система оценок, и новый формат ЕНТ, и электронное обучение.
А в самое ближайшее время, уже с 2013—2014 учебного года, планирует повсеместно начать обучение английскому языку с 1—го класса.
— Внедрять английский язык в образовательный процесс по всем уровням — от школы до университетов! — распорядился министр образования и науки Бакытжан Жумагулов. — Сегодня это является залогом и гарантом обеспечения успешной интеграции в мировое образовательное пространство и обеспечения доступа учащихся к актуальной информации.
Проект, конечно, нужный, только реальный ли? Каждый из нас, кто учился в обычной средней школе безо всяких «уклонов» и спецклассов, может с трудом связать пару слов на иностранном языке. То ли методики были неподходящие, то ли уровень педагогов подвел.
— Сейчас почти ничего не изменилось, — говорят родители школьников. — Наши дети изучают язык, а изъяснять свои мысли так и не умеют. Иногда складывается впечатление, что учителя—«англичане» сами этот язык в полной мере не знают. Непонятно, где за год наберут преподавателей, которые смогут результативно давать английский первоклашкам?
Специалисты соглашаются с подобными вопросами. Система образования в Казахстане далека от совершенства, и для полноценного изучения иностранного языка в школах и вузах надо продумать все до мелочей.
— Да, проблема низкого уровня преподавания все еще существует, — говорит исполнительный директор западного регионального филиала научно—образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев. — И ее не разрешить локальными, пожарными мерами и кампанейщиной. Причем это относится не только к учителям английского, но и ко всем педагогам. И без таких профессионалов, как двуязычные или трехъязычные носители языка, продвижение английского языка будет и дальше «буксовать».
В министерстве подсчитали — на учащихся 1—4—х классов с 2013 по 2017 годы потребуется дополнительно 1923 учителя английского языка. Нехватку кадров в министерстве обещают перекрыть, и главный способ привлечь профессионалов — повысить статус учителя.
— Мы считаем, работать в школы пойдут, — уверены в Минобре. — Сейчас появился стимул: зарплата учителей постоянно повышается, также по итогам уровневых курсов повышения квалификации учителям предоставляется право на получение 30—процентной надбавки к окладу.
По министерским планам, в 2013 году в Казахстане выпустят 4125 учителей английского языка, в том числе 780 — в рамках госзаказа. 47 колледжей республики уже сейчас готовят более 5 000 кадров по специальности «Учитель английского языка начального образования».
Кроме того, совместно с Кембриджским университетом разработана программа курсов повышения квалификации третьего базового уровня. Их только в этом году окончили более 3 000 педагогов, из которых 382 — учителя английского. Еще около 5 000 учителей окончили другие отечественные курсы повышения.
В фонде «Аспандау» считают: для того чтобы английский преподавали на должном уровне, надо отправлять педагогов на обучение за границу. Так сказать, погружать их в языковую среду. И тогда они качественно передадут свои знания детям. По подсчетам образовательного фонда, обучиться за рубежом должны более 3 000 преподавателей из Казахстана, естественно, за счет государства. Тогда кадровая база для подобного проекта будет сформирована.
Цена вопроса
Тем временем, по данным Агентства по статистике РК, среднемесячная зарплата в сфере образования еще далека до уровня зарплат в финансовой, страховой сферах и в сфере недвижимости. Что такое 70 000 тенге «учительских» против 130—140 тысяч финансистов, страховщиков и маклеров? Даже в сельском, лесном и рыбном хозяйствах зарабатывают в среднем около 100 тысяч тенге в месяц.
За рубежом учителя иностранных языков вообще получают в разы больше: к примеру, в Чехии — около 1,5 тысячи долларов, в США — более 4 000 долларов, в Нидерландах — почти 4 000 евро.
Поэтому специалисты все—таки сомневаются, что те, у кого английский на хорошем уровне, пойдут в школы. Такие кадры востребованы в других, более высокооплачиваемых сферах.
— В школы придут работать те, кто просто не нашел работы в другом месте, — считают учителя со стажем. — Сейчас молодежь работает в школах от безысходности, потому что не хватило знаний, опыта и даже связей, чтобы найти работу в другой, более престижной сфере. И сильных преподавателей год от года становится все меньше.
Книга — источник знаний?
Волнует учителей, учеников и их родителей и другой вопрос — как будут внедрять английский язык в школы, если нет достойных учебных материалов.
Наши учебники непонятны нам и нашим детям даже на родных языках — русском или казахском, говорят родители. А что будет с учебниками по английскому? Если их составят таким же образом, освоят язык казахстанские ученики не скоро.
— У нас до сих пор общеизвестной хронической «болячкой» является падающее год от года качество «бумажных» учебников, — продолжает Еркин Иргалиев. — Причем обращения общественности в МОН с жалобами и предложениями результата не приносят. Причины тоже понятны: отсутствие общественной экспертизы и контроля, монополизм, ведомственность, коррупционная составляющая вкупе с естественным консерватизмом образовательной сферы.
Как рассказали «Комсомолке» в Министерстве образования, хорошие учебники в школах будут. С 2011 года начата работа по совершенствованию госстандарта среднего образования республики, а также разработка учебных программ по английскому языку для 1—4—х классов.
— На основе опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ» по использованию базы британской учебной литературы завершена работа по адаптации кембриджских учебников английского языка для школ республики, — рассказали в образовательном ведомстве страны. — С сентября 2012 года во всех регионах республики начнется апробация адаптированных кембриджских учебников английского языка.
В общем, общественность пока не уверена в реалистичности такого проекта, а чиновники убеждены — у них все готово и все получится.
Дети,природа это наше все!
Дети,природа это наше все!