Слышу голос из военного далека…
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 2542
-
23 Апр 2015
К 70-летию Великой Победы
С каждым годом все дальше уходят в прошлое события минувшей войны. Но слава о них не померкнет в веках. Защищая Родину, завоевывая права на счастье и свободу другим, советские воины проявили беспримерный героизм, величие духа, волю и упорство к победе. Весь мир был восхищен несгибаемой волей советского народа, одержавшего историческую победу над фашистской Германией.
До юбилейной даты - 70-летия Великой Победы - остается совсем немного времени. Социально-благотворительный проект «Женис» («Победа»), созданный по инициативе РОО «Совет ветеранов» при поддержке «Самрук-Казына», Евразийского Медиа Форума и других партнеров, продолжает работать над реализацией задач, рассчитаных на долгосрочную перспективу.
Задач таких минимум две. Первая - создание платформы для организации постоянной адресной помощи ветеранам, на чем и сделали акцент в своих интервью Адель Оразалинова и Нурлан Абдуллин.
- Считаю, что ветераны, а их осталось не так уж и много, достойны уважения со стороны молодого поколения и больших льгот и внимания со стороны государства, - уверена Адель Оразалинова. - Очень надеюсь, что мы активно используем площадку «Женис» и сможем собрать для помощи ветеранам необходимую сумму денег.
- Рад участвовать в этом проекте, - признался Нурлан Абдуллин. - Но мне жаль, что нынешнее поколение не помнит и не придает значения великому подвигу тех людей, кому мы обязаны своей свободой и жизнью. Помощь нужно оказывать незамедлительно: если раньше счет шел на годы, то сейчас - на дни и часы, фронтовиков становится все меньше.
Вторая задача проекта «Женис» - воспитание в молодежи чувства патриотизма на конкретных примерах, рассказывающих о том, какой неоценимый вклад внесли казахстанцы в разгром немецко-фашистских оккупантов, приблизив тем самым долгожданную Победу. Одним из таких примеров стали видеоролики «Письма с фронта», в которых самые разные люди - Вероника Насальская, Нурлан Абдуллин, Адель Оразалинова, Ержан Сулейменов и другие - читают солдатские письма, читают эмоционально, с душой.
Видеоролики «Письма с фронта» потрясают пронзительной искренностью, в них нет ничего надуманного - все просто (на войне, как на войне!) и все очень личностно. Это и понятно - ведь почти в каждой семье есть своя заветная шкатулка, где хранятся боевые награды дедушек и бабушек, их фотографии, письма - обожженные, надорванные, полуистлевшие… Конечно, у каждой семьи своя личная военная история. Тем не менее все они объединены причастностью к трагическим событиям Второй мировой войны. Письма, написанные во время коротких передышек между боями, а то и сразу после боя, если повезло остаться в живых… Что это, как не хроника военного лихолетья? Да, именно так - хроника! Потому и не воспринимаем мы давнюю переписку близких людей как их личное дело.
В Советском Союзе была создана целая система военно-полевой почты, подконтрольная Центральному управлению полевой связи. Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, касающихся продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, запрещалось использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны цеплялись ко всем поездам, даже к военным эшелонам. Частная переписка, без преувеличения, становилась семейным вкладом в общее дело борьбы с гитлеровскими агрессорами - о чем, кстати, писала газета «Правда» (август, 1941 г.): «Каждое письмо, посылка… вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги»… Это прекрасно понимали и фашисты, а потому уничтожали первым делом узлы связи, разрушали телефонные линии…
Фронтовые письма-треугольники… Почему треугольники? Да потому что на фронте не хватало конвертов. Солдаты брали обычный тетрадный лист, писали на нем весточку домой, загибали его справа, потом - слева направо, оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника - таким образом и «укладывалось» содержание в форму.
И вот сегодня, спустя 70 с лишним лет с начала войны, каждый из таких треугольников становится яркой иллюстрацией истории, судьбы целой страны, и каждый из них наталкивает на размышления о том, о чем еще вчера многие из нас не имели ни малейшего представления. В самом деле, задумывались ли мы, к примеру, о той колоссальной человеческой рокировке, происходящей по всей стране в военные годы? А между тем миллионы людей уходили на фронт, десятки тысяч массово эвакуировались из прифронтовой полосы, вражеские бомбардировщики стирали с лица земли целые города, кварталы, улицы, дома, у людей появлялись новые адреса проживания… И как можно было умудриться в этом вселенском хаосе отыскать друг друга? Помогала почта, точнее, конкретные люди - экспедиторы, как тогда называли почтальонов. Ежедневно уходили с фронта в тыл десятки тысяч счастливых или трагических треугольников…
«Дорогая мамочка! Долгожданное письмо и посылку получила в тот час, когда мы тронулись на передовую... Я была очень рада, хотя мне и досталось всего одно яблоко. Мамочка, уже второй год мы не видим фруктов, и очень редко к нам попадает что-нибудь домашнее. Большое спасибо! Я очень соскучилась о Вас. Нет у меня Вашей фотокарточки, зато по несколько раз прочитываю Ваше письмо. Оно дает мне больше энергии в дальнейшей моей жизни, так как я все же среди бойцов нахожусь одна, правда, меня очень уважают, стараются все, чтобы я не огорчалась. Апкетай, пишите письма почаще… Я всегда буду жива, здорова, и меня никакая немецкая пуля не возьмет… Шлю фотокарточку, фотографировалась зимой для партдокумента. Привет всем, крепко жму руку и бесконечно целую…
Маншук, октябрь, 1943 г.»
Удивительно, но в передаче чтецов письма, написанные простым разговорным языком, часто приобретают почти эпическую повествовательность. Голоса, прорвавшиеся к нам сквозь громаду лет и как будто усиленные эхом времени, звучат торжественно, величественно. Нас, зрителей, это не может не волновать, как не могут не волновать и реальные образы, возникающие на экране из монохромных лент военной кинохроники. Эмоциональное воздействие усилено и звуковым фоном - то напряженной, тревожной или печально-пронзительной музыкой, то разрывами снарядов, то лязгом гусениц, то тиканьем часов… Тик-так, тик-так - все тише, тише… И, наконец, - полная тишина, словно время остановилось. Для кого-то так и есть - время остановилось навсегда.
«Дорогая мама, пишу Вам это письмо в надежде, что оно дойдет.
Позавчера мы заняли немецкую деревню, и солдаты начали окапываться… Я познакомился с замечательной девушкой из другого отряда. Невысокая, черноглазая, 19-ти лет, зовут Алия. Она старший сержант медицинской службы. Мы сразу подружились с ней. Вчера Алия начала читать мне свое письмо к маме, но забила вражеская артиллерия и она побежала к себе, бросив мне на ходу: «Саша, скоро увидимся!», я поспешил к своему взводу… Когда бой закончился, я увидел, что солдаты несут убитую девушку. Это была Алия! За эту страшную войну я видел много убитых, раненых, искалеченных, но ее смерть потрясла меня! Мама, я обязательно останусь в живых и вернусь!
Александр, апрель, 1944 г.»
Невозможно слушать эти строки равнодушно, в горле - ком, в глазах - слезы… Почти в каждом солдатском письме - строки о погибших товарищах, жгучем желании отомстить за них и обязательно - обещание вернуться. Может быть, это и есть то самое дыхание войны, в котором соединилось очень многое: и суровость окопных будней, и нежность солдатского сердца, и боль утрат, и непреодолимая вера в победу?
Нет, не сдержал своего слова Александр, автор этого письма, - не остался в живых и не вернулся… Но это будет позже, после того, как счастливая мать прочтет его письмо, написанное знакомым почерком…
И мать Александра, и сотни тысяч других солдатских матерей старались не думать о так называемой погрешности во времени - ведь зачастую они получали письма двух-, трехнедельной, а то и месячной давности, когда автора уже не было в живых. Бывало и так, что весточка от близкого человека приходила после казенных слов: «Ваш сын пал смертью храбрых…» Как пал? Вот ведь - его рукой написано: «Разгромлю врага и вернусь!» Родные верили - «похоронка» - это ошибка и… продолжали ждать сына, мужа, отца годами, десятилетиями…
Пока затишье и пока
Фитиль слегка на ладан дышит,
Рождайся, за строкой строка:
Ты - жив! О том наверняка
Никто другой уж не напишет…
Письма с фронта… Завернулась, а в некоторых местах и порвалась по сгибам старая бумага, чернила выцвели так, что, кажется, прочитать написанное уже невозможно. И все-таки письма читают, читают мои современники, люди XXI века, не пережившие ужасы войны, знающие о ней понаслышке. Вот что сказала о проекте «Женис» в целом и о «Письмах с фронта» в частности директор и актриса театра «АРТиШОК» Вероника Насальская:
- «Письма с фронта» - проект очень серьезный и своевременный, ведь сегодня войной охвачена огромная часть нашей планеты. Для нас, детей совсем не военного времени, война, о которой мы знали лишь из учебника истории, вдруг стала почти реальной. Так вот, чтобы она не превратилась в реальность абсолютную, нужно знать каждому о тех катастрофических, необратимых последствиях, которые несет в себе это всенародное бедствие. И еще. Мне очень хочется, чтобы к проекту «Женис» подключились как можно больше людей, желающих помочь нашим ветеранам, ведь их осталось так мало. Давайте будем помнить о них и ценить их не на словах, а на деле.
«Письма с фронта», как одна из акций социально-благотворительного проекта «Женис», - это еще одна зарубка на древе нашей памяти. Уроки Великой Отечественной войны, уроки горькие и победные, не должны забыться никогда, ни при каких обстоятельствах.
Наталья Селиванова.